Урок русского языка в 7-м классе «Удивительный мир орфографии. По следам изученных орфограмм»

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: русский язык


Класс: 7.

Единица содержания: способ обобщения и систематизации изученных орфограмм по темам «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие».

Цель:

обучающий аспект:

  • установить взаимосвязь между изученными темами (познавательные УУД);
  • обобщить и систематизировать виды орфограмм по темам  «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие» (познавательные УУД);
  • формировать умения в комплексе применять способы действия при выборе изученных орфограмм (познавательные УУД);
  • усовершенствовать орфографические навыки (познавательные УУД);

развивающий аспект:

  • развивать умение находить закономерности в изученном материале и систематизировать его (познавательные УУД, личностные УУД);
  • развивать аналитическое мышление при работе с орфограммами (умение анализировать, выстраивать логическую цепь рассуждений, делать выводы (познавательные УУД, личностные УУД);
  • развивать речь (способности к аргументированному ответу в научном стиле) (познавательные УУД, личностные УУД);
  • развивать инициативное сотрудничество в группе (регулятивные УУД);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать коммуникативную культуру, культуру речи, организованность и ответственное отношение к своей работе (коммуникативные УУД, личностные УУД);
  • воспитывать познавательный интерес и любовь к русскому языку (познавательные УУД, личностные УУД).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
  • обобщение
  • проверка домашнего задания
  • домашнее задание
  • итог на рефлексивной основе

Ход урока

1. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Время

Установление связи между изученным материалом и данной темой
Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Метод: словесный (в форме диалога)
Форма работы: фронтальная

4 мин.

Деятельность учителя

Слово учителя: В начале урока я хочу напомнить о том, что 2016-й год объявлен ЮНЕСКО годом Русского языка, культуры и письменности. А президент России В.В.Путин подписал указ о проведении в России в 2017 году Года экологии. Мы с вами,  как истинные любители и знатоки русского языка, не можем остаться в стороне и выступаем за чистоту и русского языка, и нашей планеты, и всей вселенной. Поэтому сегодня вам предстоит выступить в роли экологов - исследователей и отправиться в космическое путешествие на планету «Орфография», т.к. эта планета терпит экологическое бедствие и с нее поступают сигналы о помощи.
Тема нашего урока звучит так: «Удивительный мир орфографии».

Деятельность учащихся

Презентация. 1-й слайд

Мы закончили  изучение замечательной части речи «Причастие».
Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? Ваши знания очень пригодятся, потому что на планете «Орфография» в результате техногенной катастрофы начался настоящий хаос. Орфограммы этих частей речи перепутались, и требуется срочное вмешательство профессионалов, чтобы навести там порядок: разобраться с орфограммами, установить закономерности между этими частями речи, обобщить и систематизировать виды орфограмм, присущих данным частям речи, таким образом, очистить планету от орфографического мусора, т.е. от ошибок.
Имена прилагательное и глагол.
Нас ожидает долгий и трудный путь. Поэтому в космическое путешествие отправляются самые умные, выносливые и отважные, т.к. в путешествии могут подстерегать всякого рода неожиданности и препятствия: три команды экологов-спасателей, исследующих планету, во главе с капитанами, осуществляющими руководство и координацию действий команды. С правилами работы в команде все участники хорошо знакомы.

2-й слайд

Вспоминают основные правила групповой работы

Оцениваться работа каждого участника будет по результатам работы группы. Ознакомьтесь с критериями оценивания.
Во главе каждой команды лидер, который будет координировать работу группы. Работа каждого члена команды будет оцениваться по результатам работы группы. Критерии оценивания представлены в оценочных листах. Группы будут оценивать работу друг друга.
Каждая группа отвечает за свою часть речи, с которой она работала дома.

Знакомятся с критериями оценивания.

2. Постановка целей

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности
Форма работы: фронтальная
Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

1 мин.

Постановка вопросов:
Какова цель нашего путешествия?

Ответы:
Обобщить  изученный материал, привести в систему наши знания, установить взаимосвязь между всеми уроками темы.

3. Этап обобщения и систематизации

Задача: повторить весь материал, привести в единую систему полученные знания
Форма работы: групповая

Время

1) «Континенты орфограмм»

10 мин.

Слово учителя: Итак, космическое путешествие начинается.
Мы на планете «Орфография». Перед нами простираются три континента, на которых заблудились наши орфограммы.
Задание: каждой группе провести аналитическую работу, отобрать орфограммы своей части речи, очистить континент от «чужаков», вернуть «беглецов», произвести классификацию орфограмм (смотри слайд №3).
Теперь, когда на континентах все встало на свои места, наши экологи могут продолжить продвижение в глубь планеты, чтобы оценить экологическую ситуацию на остальной территории.

3-й слайд.
Работа с презентацией

2) «Орфографические джунгли»

10 мин.

Но что это? Перед вами раскинулись «орфографические джунгли», в которых перепутались слова трех частей речи. В путешествие вы отправлялись узкими специалистами, отвечающими за свою часть речи. Ваша задача усложняется: вы должны выбраться из джунглей, преодолеть это препятствие, тем самым доказав, что вы являетесь настоящими экспертами в области орфографии. Так как настоящие профессионалы должны разбираться в орфограммах всех частей речи. А чтобы работа продвигалась быстрее, территорию разделим на три сектора - на каждом участке работает одна группа (смотри слайд № 4).
Задание: Определить часть речи, вставить пропущенные орфограммы, объяснить условия выбора. Произвести систематизацию встретившихся орфограмм (слайд № 4).

4-й слайд.

 

 

Каждая группа работает со своим блоком слов.

4. Проверка домашнего задания

10 мин.

Слово учителя: Теперь, когда цель путешествия достигнута и последствия катастрофы ликвидированы, вернемся к названию темы урока. Найдите ключевое слово в названии темы, передающее главную мысль.
А почему он удивительный? Но чем сложнее, тем интересней, удивительней. Чтобы не потеряться в этом мире, необходимо обладать стройной системой знаний. Сейчас на планете установлен порядок, но чтобы ее жители чувствовали себя в безопасности и в дальнейшем, этот порядок необходимо поддерживать. А поможет им в этом систематизация орфограмм каждой части речи, которую вы для них приготовили, используя программу « Popplet lite» (смотри приложение).

Удивительный.

Сложен, многообразен, богат орфограммами, похожими, на первый взгляд, но такими разными.
Каждая группа представляет систематизацию орфограмм своей части речи, приготовленную заранее, комментирует.

5. Домашнее задание

5 мин.

Слово учителя: Время нашего пребывания на планете ограничено. Мы справились с поставленной задачей. Но в труднодоступных местах остались непроходимые «горы слов». Над решением этой проблемы вам предстоит подумать по возвращении домой.

1. Задание. Найди 4-е лишнее (выбрать правильный вариант ответа, обосновать свой выбор).
1) Правописание «не»: (не)подаренные цветы, далеко (не) законченная работа, стратегия (не)продумана, (не)увядшие на клумбе.
2) Правописание н-нн: комната украше…а, бойцы мужествен…ы, черчен…ая мною схема, позолочен…ые листья.
3) о-е после шипящих: окруж…нный забором, печ…т пироги, парч…вый наряд, хорош…го человека.;
4) Ь после шипящих: зажеч… факел, ландыш пахуч…, споеш… песню, съеш…те фрукты.
5) Гласные в суффиксах прошедшего времени: увид…л, раста…вший, подстрел…нная утка, завис…л.

2. Задание.  Наши части речи богаты одинаковыми орфограммами. Для будущего путешествия вам необходимо сделать систематизацию данных орфограмм, отражающую их написание (орфограммы по выбору).
Произвести систематизацию следующих орфограмм:
1. Слитное-раздельное написание «не»
2. -Н- -НН- в суффиксах
3. 0-е после шипящих
4. Безударные окончания
Примечание: задание по выбору.

 

5-й слайд

6. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе

5 мин.

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своей работы по достижению целей урока (мотивации способа деятельности)
Метод: продуктивный
Форма работы: фронтальная
Показатель РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (аргументированные ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

 

Деятельность учителя

Слово учителя:
(Рефлексия по способу действия и содержанию учебного материала)
Организация рефлексии, повторение целей урока.

- Что мы делали для достижения цели?

Деятельность учащихся

- Вспомнили изученные орфограммы по темам «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие»; применили свои знания на практике, привели в систему свои знания: представили в схемах, отразив закономерности, установив взаимосвязь между всеми темами.

- Где мы ещё можем применить подобный способ действия при систематизации материала? - При изучении других частей речи.

- Орфография - очень большой и важный раздел науки о языке. И от знания орфографических правил, от умения применять эти знания на практике зависит чистота русского языка. Но наши экологи-исследователи очень обеспокоены не только проблемами орфографии, но и состоянием языка в целом. И перед тем как покинуть планету «Орфография», они под руководством своих командиров оставили для жителей планеты послания, наказы с целью предотвращения экологического краха языка (программа «Photo lab»).

Подведение итогов, подсчёт набранных баллов, выставление оценок.

Команды зачитывают свои послания.
6-й слайд