Класс: 7.
Единица содержания: способ обобщения и систематизации изученных орфограмм по темам «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие».
Цель:
обучающий аспект:
- установить взаимосвязь между изученными темами (познавательные УУД);
- обобщить и систематизировать виды орфограмм по темам «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие» (познавательные УУД);
- формировать умения в комплексе применять способы действия при выборе изученных орфограмм (познавательные УУД);
- усовершенствовать орфографические навыки (познавательные УУД);
развивающий аспект:
- развивать умение находить закономерности в изученном материале и систематизировать его (познавательные УУД, личностные УУД);
- развивать аналитическое мышление при работе с орфограммами (умение анализировать, выстраивать логическую цепь рассуждений, делать выводы (познавательные УУД, личностные УУД);
- развивать речь (способности к аргументированному ответу в научном стиле) (познавательные УУД, личностные УУД);
- развивать инициативное сотрудничество в группе (регулятивные УУД);
воспитывающий аспект:
- воспитывать коммуникативную культуру, культуру речи, организованность и ответственное отношение к своей работе (коммуникативные УУД, личностные УУД);
- воспитывать познавательный интерес и любовь к русскому языку (познавательные УУД, личностные УУД).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
- обобщение
- проверка домашнего задания
- домашнее задание
- итог на рефлексивной основе
Ход урока
1. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности |
Время |
Установление связи между изученным материалом и данной темой |
4 мин. |
Деятельность учителя Слово учителя: В начале урока я хочу напомнить о том, что 2016-й год объявлен ЮНЕСКО годом Русского языка, культуры и письменности. А президент России В.В.Путин подписал указ о проведении в России в 2017 году Года экологии. Мы с вами, как истинные любители и знатоки русского языка, не можем остаться в стороне и выступаем за чистоту и русского языка, и нашей планеты, и всей вселенной. Поэтому сегодня вам предстоит выступить в роли экологов - исследователей и отправиться в космическое путешествие на планету «Орфография», т.к. эта планета терпит экологическое бедствие и с нее поступают сигналы о помощи. |
Деятельность учащихся Презентация. 1-й слайд |
Мы закончили изучение замечательной части речи «Причастие». Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? Ваши знания очень пригодятся, потому что на планете «Орфография» в результате техногенной катастрофы начался настоящий хаос. Орфограммы этих частей речи перепутались, и требуется срочное вмешательство профессионалов, чтобы навести там порядок: разобраться с орфограммами, установить закономерности между этими частями речи, обобщить и систематизировать виды орфограмм, присущих данным частям речи, таким образом, очистить планету от орфографического мусора, т.е. от ошибок. |
Имена прилагательное и глагол. |
Нас ожидает долгий и трудный путь. Поэтому в космическое путешествие отправляются самые умные, выносливые и отважные, т.к. в путешествии могут подстерегать всякого рода неожиданности и препятствия: три команды экологов-спасателей, исследующих планету, во главе с капитанами, осуществляющими руководство и координацию действий команды. С правилами работы в команде все участники хорошо знакомы. | 2-й слайд Вспоминают основные правила групповой работы |
Оцениваться работа каждого участника будет по результатам работы группы. Ознакомьтесь с критериями оценивания. |
Знакомятся с критериями оценивания. |
2. Постановка целейЗадача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности |
1 мин. |
Постановка вопросов: |
Ответы: |
3. Этап обобщения и систематизацииЗадача: повторить весь материал, привести в единую систему полученные знания |
Время |
1) «Континенты орфограмм» |
10 мин. |
Слово учителя:
Итак, космическое путешествие начинается. |
3-й слайд. |
2) «Орфографические джунгли» |
10 мин. |
Но что это? Перед вами раскинулись «орфографические джунгли», в которых перепутались слова трех частей речи. В путешествие вы отправлялись узкими специалистами, отвечающими за свою часть речи. Ваша задача усложняется: вы должны выбраться из джунглей, преодолеть это препятствие, тем самым доказав, что вы являетесь настоящими экспертами в области орфографии. Так как настоящие профессионалы должны разбираться в орфограммах всех частей речи. А чтобы работа продвигалась быстрее, территорию разделим на три сектора - на каждом участке работает одна группа (смотри слайд № 4). |
4-й слайд.
Каждая группа работает со своим блоком слов. |
4. Проверка домашнего задания |
10 мин. |
Слово учителя: Теперь, когда цель путешествия достигнута и последствия катастрофы ликвидированы, вернемся к названию темы урока. Найдите ключевое слово в названии темы, передающее главную мысль. |
Удивительный. Сложен, многообразен, богат орфограммами, похожими, на первый взгляд, но такими разными. |
5. Домашнее задание |
5 мин. |
Слово учителя: Время нашего пребывания на планете ограничено. Мы справились с поставленной задачей. Но в труднодоступных местах остались непроходимые «горы слов». Над решением этой проблемы вам предстоит подумать по возвращении домой. 1. Задание. Найди 4-е лишнее (выбрать правильный вариант ответа, обосновать свой выбор). 2. Задание. Наши части речи богаты одинаковыми орфограммами. Для будущего путешествия вам необходимо сделать систематизацию данных орфограмм, отражающую их написание (орфограммы по выбору). |
5-й слайд |
6. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе |
5 мин. |
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своей работы по достижению целей урока (мотивации способа деятельности) |
|
Деятельность учителя Слово учителя: - Что мы делали для достижения цели? |
Деятельность учащихся - Вспомнили изученные орфограммы по темам «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие»; применили свои знания на практике, привели в систему свои знания: представили в схемах, отразив закономерности, установив взаимосвязь между всеми темами. |
- Где мы ещё можем применить подобный способ действия при систематизации материала? | - При изучении других частей речи. |
- Орфография - очень большой и важный раздел науки о языке. И от знания орфографических правил, от умения применять эти знания на практике зависит чистота русского языка. Но наши экологи-исследователи очень обеспокоены не только проблемами орфографии, но и состоянием языка в целом. И перед тем как покинуть планету «Орфография», они под руководством своих командиров оставили для жителей планеты послания, наказы с целью предотвращения экологического краха языка (программа «Photo lab»). Подведение итогов, подсчёт набранных баллов, выставление оценок. |
Команды зачитывают свои послания. |