Духовно-нравственное развитие и воспитание современного дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы в ДОО. Важность и актуальность работы в данном направлении отражена в нормативно-правовых документах и методических материалах.

Авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2], разработанной в 2009 году, отмечают, что «духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики в Российской Федерации». Также раскрыто и содержание педагогических понятий: духовно-нравственное развитие личности и духовно-нравственное воспитание личности гражданина России. Авторы рассматривают «духовно-нравственное развитие личности как расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности и формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом». А «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, а носителями этих ценностей является многонациональный народ РФ, государство, семья, традиционные российские религиозные объединения и мировое сообщество».

В ФГОС ДО [3], который вступил в силу с 01 января 2014 года, определены цели и задачи дошкольного образования. Одна из задач - это «объединение воспитания и обучения в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».

В рабочей программе воспитания [4], разработанной в 2021 году, авторами отмечено, что «основные цели и задачи нравственного воспитания дошкольников - это поддержка традиционных семейных ценностей и воспитание нравственных основ социально-ответственной личности дошкольника, а также качеств, соответствующих духовно-нравственным ценностям, принятым в российском обществе, воспитание у детей позитивного отношения к миру, воспитание на сотрудничестве и взаимопомощи и другие первичные ценностные представления у детей». Одним из компонентов мотивационных образовательных результатов, то есть ожидаемых образовательных результатов, являются первичные ценностные представления - это и уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны, патриотизм и чувство гражданской принадлежности и другие».

Известно, что период дошкольного детства является благоприятным для гармоничного и полноценного развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются первичные представления об окружающем мире, поступках, традициях и многое другое. А духовно-нравственное воспитание ребенка - это одна из составляющих полноценного и всестороннего развития дошкольника. Соответственно, планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию духовно-нравственных качеств, понятий и представлений нужно и важно начинать именно в дошкольном возрасте.

Процесс воспитания и процесс развития ребенка тесно взаимосвязаны между собой. Развитие каких-либо качеств личности в процессе воспитания, в том числе и духовно-нравственных качеств дошкольников - это результат организованного процесса воспитания. Большую роль играет выбор средств воспитания, то есть «инструментов», с помощью которых процесс воспитания будет эффективным. Таким образом, создаются условия для формирования и развития тех или иных качеств личности ребенка.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников является одной из главных и основных задач современного российского образования. Для педагогов ДОО остается актуальным вопрос выбора средств, методов и форм духовно-нравственного развития и воспитания детей.

Список использованной литературы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009
  2. Козюченко А.В., Власова Е.В. Русский фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников / Сборник статей всероссийской научно-практической конференции «Сохраняя культуру, сохраняем нацию». - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2024
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  4. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н.Е.Вераксы, Э.М.Дорофеевой, И.И.Комаровой. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021