Эффективность реализации современных педагогических технологий в развитии творческих способностей воспитанников

Разделы: Дополнительное образование


Педагогические технологии в дополнительном образовании, безусловно, способствуют успешному обучению воспитанников, являются гарантом их результативности и успеха. Проблемой педтехнологий как составляющей педагогической системы занимались и занимаются многие педагоги и психологи. В.П.Беспалько, М.В.Кларин изучают определение педагогических технологий, Б.П.Лихачев акцент в своих работах делает на задачи педагогической технологии. У Г.И.Щукиной и М.Н.Скаткина деятельностный подход в обучении. При выборе новых концепций и технологий педагог, в первую очередь, обращает внимание на эффективность, результативность технологии. Эффективность педагогических технологий, направленных на творческое развитие детей,  требует  тщательного изучения и практической реализации.

Согласно стандартов ФГОС, в дополнительном образовании существует системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.е. успешно применяются самые современные педагогические технологии, направленные на решение образовательных и творческих задач, а именно:

  1. Развивающее обучение;
  2. Проблемное обучение;
  3. Разноуровневое обучение;
  4. Использование исследовательского метода в обучении;
  5. Проектные методы в обучении;
  6. Игровые методы;
  7. Обучение в сотрудничестве;
  8. Информационно-коммуникационные технологии;
  9. Здоровьесберегающие технологии.

Рассмотрим эффективность реализации современных педагогических технологий в развитии творческих способностей воспитанников на примере молодёжно-подросткового клуба «Карат» - структурного подразделения МБУ ЦДП «Эдельвейс». Одно из направлений работы в клубе - художественное. Творческая сборная «Созвездие» - это воспитанники от 12 до 17 лет, которые увлечены театральными постановками, танцами, завсегдатаи  литературных гостиных и интеллектуальных вечеров. Педагог тщательно продумывает структуру каждого занятия. Ведь только грамотное построение занятия позволяет воспитанникам открыть для себя что-то новое, обратить внимание на главное, добиться успеха. Для раскрытия творческих способностей воспитанников применяются активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, экскурсии, конкурсы, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, а также ведётся обширная творческая и художественно-эстетическая работа. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов воспитанников. Большую роль в реализации современных педагогических технологий занимают практические занятия.

2019 год в Свердловской области объявлен «Годом Павла Бажова». Это решение было принято в связи со 140-летием со дня рождения уральского писателя. Цель принятого документа – популяризировать творчество Павла Петровича Бажова. В связи с этим, в клубе «Карат» был разработан и утверждён план мероприятий, посвящённых П.П.Бажову. За 4 месяца творческая сборная «Созвездие» реализовала полномасштабный проект «Колдун уральский бородатый», апогеем которого стала видеосъёмка телеспектакля «Сказания земли уральской» по мотивам сказов П.П.Бажова. Для реализации данного проекта были использованы современные педагогические технологии. Об одной из них – проектное обучение – поподробнее.

Со сказами Бажова каждый из нас знаком с детства. П.П.Бажов сумел создать произведения, которые стали достоянием не только уральской, но и русской культуры в целом. Когда перечитываешь сказы в более взрослом возрасте, то понимаешь, что это не просто сказочные истории, а видишь в них уральскую природу, историю Урала и человека-мастера, умельца. Привлекает и язык сказов Бажова, в какой-то степени далекий от современного, но в то же время сохранивший особенность уральского говора.

Педагог поставила перед воспитанниками следующие  задачи - разобраться в сказовой лексике и их фольклорной основе, найти лексические диалектизмы и дать им определение, результатами исследования поделится на литературном вечере «Чародеи малахитовых будней». Творческая сборная «Созвездие» была поделена педагогом на 5 групп по 5 человек, и были выбраны пять сказов из сборника «Малахитовая шкатулка». Данный метод обучения, создал условия для развития коммуникативных навыков, помог активизировать личное общение, а не в соцсетях. Воспитанники, несомненно, расширили свой кругозор, внимательно прочитали сказы, используя при этом справочную литературу, толковые словари, интернет-ресурсы. В результате совместной работы каждой из групп и всех групп в целом было достигнуто усвоение нового, интересного материала - диалектизмы в сказах П.П.Бажова. В общей сложности воспитанники узнали значение более ста слов, осознанно использовали в своей речи диалектизмы во время театральной постановки сказов.

Проектное обучение создало условия, при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников, научились пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач. Работа с книгами, словарями, интернет-ресурсами способствовала развитию у воспитанников исследовательских умений и системного мышления. Можно с уверенностью сказать, что результат групповой и коллективной работы, яркие защиты своих проектов, во время которых воспитанники вбирали в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива – это ситуация успеха, ещё одна «покорённая вершина», безусловный рост творческих способностей детей.

Использование современных педагогических технологий позволяет расширить процесс не только дополнительного образования, но и воспитания, развить личностные качества воспитанников и заложить основу эффективного развития их творческих способностей.

  1. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги / О.Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2.
  2. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей / Б.Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько. — М., 1995.
  4. Даутова, Иваньшина, Ивашедкина: Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС, Издательство: Каро, 2017 г. 176 с.
  5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В.Кларин. — Рига Эксперимент, 1995.
  6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т.Кудрявцев. — М.: Знание, 1991.
  7. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.
  8. Эйдинова В.В. О стиле Бажова / В.В.Эйдинова // Известия Уральского государственного университета. – 2003. – № 28. – С. 40-46.