Классификация учебных пособий
Общая характеристика:
а) сборники-хрестоматии из отрывков музыкальных произведений;
б) сборники музыкальных примеров, сочиненные автором пособия;
в) учебники сольфеджио для ДМШ.
По назначению (для сольфеджирования, диктанта, слухового анализа, усвоения теоретических знаний);
По методической направленности (как использование определенной системы музыкального слуха, так и собственного педагогического опыта);
По принципу подбора и систематизации музыкального материала (тональный, теоретический, стилистический, вокально-интонационный, тесситурный и др.)
«Классические» советские издания
- Б.Калмыков и Г.Фридкин. Сольфеджио (Однологосие. Двухголосие) без комментариев и заданий. Рубрикатор по классам. В поздних изданиях по массивным разделам.
- Н.Баева, Т.Зебряк. Сольфеджио для 1-2 классов. С вкраплением вокально-интонационных упражнений. Рубрикатор по классам и крупным темам.
- А.Барабошкина. Сольфеджио. С заданиями и картинками. Рубрикатор по небольшим разделам (практически по урокам).
- Е.Давыдова. Сольфеджио. С более детальными упражнениями и домашними заданиями. Рубрикатор по разделам и темам.
Достоинства:
- Упор на вокально-интонационные упражнения и чтения с листа;
- Достаточное количество примеров для сольфеджирования.
Недостатки:
- В целом (Калмыков-Фридкин и Баева-Зебряк) отсутствие теоретических заданий;
- Отсутствие разделов с объяснением правил;
- Отсутствие поурочного планирования.
Поколение «90-х»
Ж. Металлиди, А. Перцовская. Мы играем, сочиняем и поем.
- Поурочный рубрикатор;
- Обилие муз примеров для анализа, сольфеджирования, ансамблевого пения с сопровождением и без;
- В конце учебника комментарии с заданиями;
- Имеются ритмические партитура для шумового оркестра (по Орфу).
Т. Боровик. Комплексная методика (с УМК).
- Пособия для различных возрастных групп (с подробным планированием);
- Множество примеров ритмодекламации;
- Пение под фонограмму;
- Взаимодействие с Орф-методикой.
Учебные пособия 2000 годов
- Е. Золина. Учебник с комплектом рабочих тетрадей.
- Г. Калинина. Комплект рабочих тетрадей.
- Ю. Фролова. Сольфеджио. Учебник + рабочая тетрадь.
Достоинства:
- Ясное поурочное планирование;
- Учебник выступает в комплексе с рабочей тетрадью или уже внутри содержит задания с местом для выполнения (Фролова);
- Присутствие правил и таблиц.
Недостатки:
- Уменьшается количество номеров для сольфеджирования, чтения с листа.
- Теоретизация предмета.
Новейшее поколение пособий, разработанное или переизданное с ориентировкой на новые образовательные стандарты
- Ю. Фролова. Занимательное сольфеджио (для общеразвивающих программ).
- Ж. Металлиди, А. Перцовская. Учиться музыке легко.
- Д. Шайхутдинова. Проблемно-модульное обучение (УМК).
Основные достоинства:
- Детальное поурочное планирование (иногда с методическими рекомендациями);
- Полное аудио сопровождение;
- Ориентировка на ПП и ОП;
- Стремление к преодолению «сухости предмета»;
- Упор на ансамблевое музицирование/
Недостаток:
- Меньшее количество вокально-интонационных упражнений и примеров для чтения с листа.