Формирование духовно-нравственного потенциала обучающихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования детей

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4


Модернизация российского образования предполагает формирование личности, способной осуществлять творческую деятельность, эффективнее это возможно осуществлять в системе дополнительного образования детей.

Учреждение дополнительного образования детей создает условия для развития, которые способствуют творчеству, если они позволят ребенку почувствовать его важность и самооценку во всех его проявлениях, независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно только при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры без каких-либо условий.

Система дополнительного образования, будучи институтом, обеспечивающим «расширение» границ формального образования за пределы традиционных институтов высшей и средней школы, наработало собственными педагогическими технологиями, большой потенциал развития творческой активности ребенка.

Одной из форм  преподавания в дополнительном образовании детей является педагогика сотрудничества, а это заключается в том, что в данной системе образования педагог отталкивается не от предмета, а от ребенка к изучаемому предмету, учитывает и развивает свой потенциал; а так же учитывает способности детей и разрабатывает индивидуальные программы развития.

Исходя из выше сказанного, педагог дополнительного образования оказывает более сильное влияние на детей, чем в школе. Отсюда возросшие требования к личностным качествам педагога.

Принципы, применяемые в интересах формирования опыта художественно-творческой деятельности детей, невозможны без создания специальных условий на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди них:

  • атмосфера заинтересованности, психологического комфорта и эмоциональной раскрепощенности на занятии;
  • поли-художественная среда, способствующая комплексному художественному воздействию на эмоционально-чувственную сферу обучающегося;
  • учет возрастных и психофизиологических особенностей развития;
  • предоставление свободы выбора деятельности и продолжительности занятия;
  • ненавязчивая, доброжелательная помощь педагога.

Итогом методически грамотно разработанной системы педагогической поддержки художественно-творческой самореализации детей является:

  • осознание ребенком своей уникальности;
  • развитие уверенности и самоуважения у каждого участника в течении образовательного процесса;
  • развитие индивидуальных художественных способностей, способности к художественному освоению мира;
  • развитие коммуникативных умений (умений взаимодействовать в группе для решения единой творческой задачи).

Я, как педагог, веду курс изобразительного искусства и мною написана программа, по этому направлению деятельности, для детей 7-10 лет, обучающихся кружка «Веселая радуга», сроком реализации 3 года, целью которой является формирование художественных способностей у детей младшего школьного возраста.

Составляющим компонентом программы является именно духовно-нравственные и социально-культурные ценности.  Поэтому  в программу, включены следующие темы: героизм Российского народа в Великой Отечественной войне, исторические события, происходившие на территории России, освоение космического пространства нашими соотечественниками, выдающиеся деятели нашей страны, знакомство с народными праздниками (Святки, Рождество, Масленица, Стретенье, Пасха), занятия, посвященные семье (День матери, День отца, День пожилого человека). Также в данной практике используются  занятия по ознакомлению с техниками народных промыслов России (Хохлома, Гжель, Жестово, Полохов-Майдан, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка, Мезенская роспись, Лубок). Народные промыслы донесли до наших дней память  предшествующих поколений, они хорошо понятны детям, техника исполнения легко осваивается и формирует в ребенке необходимые качества для развития его мастерства, моторики рук и другие необходимые навыки для творчества.

Мы живым в городе Волгограде, наша земля знаменита не только сражениями в Великой Отечественной войне, но и степями, в которых с незапамятных времен жил особый народ – казаки. На территории нашей области проживают потомки донских, хоперских, иловлинских, волжских казаков. Изученный ребенком исторический материал способствует глубокому воздействию на его мир, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и является актуальным на сегодняшний день и в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка.

В работе важным показателем успешности деятельной педагога и обучающихся является участие в творческих выставках, конкурсах, фестивалях. Следовательно, педагогу необходимо, опираясь на образовательную программу развить у ребенка мотивацию к деятельности, формировать его творческий потенциал, приобщать его к общечеловеческим ценностям, то есть формировать духовно-нравственные и социально-культурные ценности.

Освоение обучающимися языка искусств, последовательное овладение изобразительными техниками и знаниями помогают укрепить психическое здоровье ребенка (сформировать адекватную оценку, способствовать самоопределению и самореализации).

Ознакомление детей с изобразительным искусством пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, что проявляется в творчестве детей, а именно:

  • создание работ на патриотическую тематику («Портрет солдата», «Ни шагу назад», «Дом Павлова», «Завод «Красный Октябрь» и т.д.);
  • создание работ, отражающих семейные ценности («Портрет мамы», «Портрет дедушки», «Поздравляем папу», «Цветы для мамы», «Мой любимый праздник» и т.д.);
  • создание работ, отражающих духовные ценности («Рождественский Ангел», «Со светлым праздником Пасхи!», «Пасхальный перезвон», «Чудеса в Рождество» и т.д.);
  • создание работ на культурологическую тематику («Герб моего города», «Герб моей семьи» и др.);
  • создание иллюстраций к русским народным сказкам («Теремок», «Колобок», «Финист-Ясный сокол», «Царевна - лягушка», «Василиса - Премудрая», сказки А.С.Пушкина и т.д.);
  • создание работ о природе, направленные на экологическое воспитание («Озеро цапель», «Мои любимые бабочки», «Ах, кони, кони!», «Лисья семейка», «Зайчиха и зайчата», «Просто Ёжики» и т.д.);
  • создание работ, направленных на формирование социального поведения («Спички детям – не игрушка», «При пожаре – звонить 01», «Переходи улицу по пешеходному переходу», «Соблюдай правила дорожного движения!»).

Искусство в любой форме способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка – он начинает мыслить формами, красками, звуками, ощущениями. Осознать себя как творческую личность, ребёнку помогает участие в выставках и конкурсах, это является хорошей мотивацией для формирования его личностных качеств.

Работа в дополнительном образовании провоцирует педагога на поиск новых форм и методов обучения, направленных на развитие творческого потенциала воспитанников. На сегодняшний день актуальна новая форма образовательного процесса – проект.

Проект даёт ребенку возможность самостоятельно выстроить последовательность в накоплении материала для реализации темы. Педагог здесь является только координатором, он направляет ребёнка, подсказывает ему ключевые моменты. Даёт ребенку понять пути и способы для создания конечного результата, а это один из способов самопознания.

Создавая свои работы, дети делают первые шаги познания в области изобразительного искусства, это оказывает значительное влияние в становлении  личности.

Следовательно, в системе дополнительного образования, в процессе обучения, воспитывается гармоничная, любящая свою Родину, личность, которая дорожит своим историческим наследием, а в совокупности этого формируются духовно-нравственные и социально-культурные ценности.

Примечание: Иллюстрацией к данной статье представлена презентация по теме.

Литература

  1. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение. 2006.