Цели:
Образовательная: обобщение и систематизация знаний о гипотезах возникновения жизни на Земле;
Развивающая:
- формирование умений: поиска, извлечения информации, отделение основной информации от второстепенной;
- перевода информации в другую знаковую систему;
- умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
Воспитательная:
- способствовать формированию единой естественнонаучной картины мира;
- возможности познаваемости мира.
Основные понятия темы: креационизм, абиогенез, биогенез, гипотезы стационарного состояния, панспермии.
Проблема урока: Мы располагаем доказательствами эволюции органического мира, но как происходило возникновение жизни на Земле, мы можем только предполагать.
Деятельность учащихся на уроке: выполнение практической работы на уроке, опираясь на текст учебника и доклады, подготовленные учащимися.
Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления».
Стадия вызова
Формулируется проблема урока: Мы располагаем доказательствами эволюции органического мира, но как происходило возникновение жизни на Земле, мы можем только предполагать.
Стадия осмысления
1. Учащиеся объединяются в группы по темам домашнего задания. Каждая группа готовила материал об одной из гипотез происхождения жизни на Земле пользуясь текстом учебника и дополнительными источниками.
- Группа составляет план рассказа о данной гипотезе, принимая во внимание высказывания каждого члена и приходя к единому мнению.
- Каждый член группы готовится рассказать свой материал другим группам по этому плану.
2. Затем происходит переформирование групп (каждый учащийся попадает в группу, где он является единственным членом предыдущей группы). Таким образом формируются группы, в которых присутствуют представители всех предыдущих групп.
В новой группе каждый учащийся рассказывает по плану об одной из гипотез происхождения жизни.
3. Прослушав выступление одного из членов группы, учащиеся, опираясь на полученные знания и текст учебника приступают к выполнению практической работы, заполняя таблицу в тетради.
Практическая работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Цель: выяснить, как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний; раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни.
Название гипотезы. Основные положения |
Авторы, сторонники гипотез |
Анализ гипотез происхождения жизни |
|
Обоснованные положения |
Слабые стороны |
||
1. Креационизм |
|
|
|
2. Гипотеза самопроизвольного зарождения |
|
|
|
3. Гипотеза стационарного состояния |
|
|
|
4. Гипотеза панспермии |
|
|
|
Вывод: основываясь на изученных гипотезах, подумайте, какие их положения можно положить в основу научной гипотезы происхождения жизни на Земле. |
Домашнее задание:
- Выучить текст параграфа 4.14.
- Каждая группа составляет по 3 вопроса по своей части материала
(1 вопрос на воспроизведение материала, 2 – на понимание, 3 – на сравнение).
Группы задают друг другу вопросы, ответы вносятся в таблицу
Тип вопроса | Креаци |
Гипотеза самопроизвольного зарождения |
Гипотеза стационарного состояния |
Гипотеза панспермии |
1.Воспроиз |
|
|
|
|