Происхождение жизни на Земле. Развитие представлений о возникновении жизни

Разделы: Биология


Цели:

Образовательная: обобщение и систематизация знаний о гипотезах возникновения жизни на Земле;

Развивающая:

  • формирование  умений: поиска, извлечения информации, отделение основной информации от второстепенной;
  • перевода информации в другую знаковую систему;
  • умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;

Воспитательная:

  • способствовать формированию единой естественнонаучной картины мира;
  • возможности познаваемости мира.

Основные понятия темы: креационизм, абиогенез, биогенез, гипотезы стационарного состояния, панспермии.

Проблема урока: Мы располагаем доказательствами эволюции органического мира, но как происходило возникновение жизни на Земле, мы можем только предполагать.

Деятельность учащихся на уроке: выполнение практической работы на уроке, опираясь на текст учебника и доклады, подготовленные учащимися.
Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления».

Стадия вызова

Формулируется проблема урока: Мы располагаем доказательствами эволюции органического мира, но как происходило возникновение жизни на Земле, мы можем только предполагать.

Стадия осмысления

1. Учащиеся объединяются в группы по темам домашнего задания. Каждая группа готовила материал об одной из гипотез происхождения жизни на Земле пользуясь текстом учебника и дополнительными источниками.

  • Группа составляет план рассказа о данной гипотезе, принимая во внимание высказывания каждого члена и приходя к единому мнению.
  • Каждый член группы готовится рассказать свой материал другим группам по этому плану.

2. Затем происходит переформирование групп (каждый учащийся попадает в группу, где он является единственным членом предыдущей группы). Таким образом формируются группы, в которых присутствуют представители всех предыдущих групп.

В новой группе каждый учащийся рассказывает по плану об одной из гипотез происхождения жизни.

3. Прослушав выступление одного из членов группы, учащиеся, опираясь на полученные знания и текст учебника приступают к выполнению практической работы, заполняя таблицу в тетради.

Практическая работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Цель: выяснить, как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний; раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни.

Название гипотезы.
Основные положения

Авторы, сторонники гипотез

Анализ гипотез происхождения жизни

Обоснованные положения

Слабые стороны

1. Креационизм

 

 

 

2. Гипотеза самопроизвольного зарождения

 

 

 

3. Гипотеза стационарного состояния

 

 

 

4. Гипотеза панспермии

 

 

 

Вывод: основываясь на изученных гипотезах, подумайте, какие их положения можно положить в основу научной гипотезы происхождения жизни на Земле.

Домашнее задание:

  • Выучить текст параграфа 4.14.
  • Каждая группа составляет по 3 вопроса по своей части материала

(1 вопрос на воспроизведение материала, 2 – на понимание, 3 – на сравнение).

Группы задают друг другу вопросы, ответы вносятся в таблицу

Тип вопроса

Креаци
онизм

Гипотеза самопроизвольного зарождения

Гипотеза стационарного состояния

Гипотеза панспермии

1.Воспроиз
ведение
2.Понимание
3.Сравнение