Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Буквы о–а в корне -лаг–лож-"

Разделы: Русский язык


Класс 5.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • деятельностная цель: формирование представления об особенностях правописания чередующихся гласных в корне слова;
  • содержательная цель: расширение представления о правописании безударных гласных в корне слова, введение понятия «чередующаяся гласная в корне слова».

Планируемые образовательные результаты:

личностные результаты:

  • стремиться к речевому совершенствованию;
  • уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

метапредметные результаты:

  • строить логическую цепочку рассуждения;
  • получит возможность выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
  • получит возможность делать выводы на основе аргументации;

предметные результаты:

  • соблюдать орфографические нормы в процессе письма;
  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов).

Ход урока

1. Мотивация

Л..сник 

 М..ршрут

С..довник 

 Г..мнаст

Н..бесный   

 М..рковь

А) Почему  данные слова распределены в две колонки?

  • Прилагать - положить
  • Излагать - изложить
  • Предлагать - предложить

Б) Можно ли эти слова записать в первую или вторую колонку? Обоснуйте свой ответ.

2. Целеполагание

Надо узнать, почему эти слова не относятся ни к одной, ни к другой группе и как определить их правописание.

3. Актуализация и пробное учебное действие

Микроисследование: перед вами правильно написанные слова (смотри слова выше). Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании (работа в парах).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы было легче запомнить правило (совместная деятельность учителя и ученика).

5. Этап реализации построенного проекта

Все ли слова написаны  правильно?

Положение, излажение, прилагательное, полаг, предложение, расположение, слогаемое, приложение.

6. Этап проговаривания во внешней речи

Объясни свое решение одноклассникам.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Спишите слова, вставив пропущенную букву:

1) Изл..жить, пол..жить, изл..жение
2) Выл..жить, изл..гать, зал..жить
3) Прил..жить, прил..гательное, отл..жить.

8. Этап проверки по эталону

1) Изложить, положить, изложение
2) Выложить, излагать, заложить
3) Приложить, прилагательное, отложить.

9. Самооценивание

10. Включение в систему знаний

Сообщение дополнительного материала по культуре речи.

11. Составление кластера

12. Рефлексия

  • На этом уроке я узнал, что...
  • Мне было сложно, когда...
  • Я удивился, когда …

13. Домашнее задание

  • Упражнение 571 или составить ребус со словами, имеющими корни -лаг-, -лож-.