Тип урока. Урок повторения и обобщения.
Форма урока: заочная экскурсия по городу Угличу
Формируемые УУД:
Предметные –
- понимать особую роль имени числительного в речи, закрепить знания об имени числительном;
- закрепить орфографические навыки по правописанию числительных;
- закрепить умение правильно употреблять числительные в речи.
Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Личностные
- формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру.
- воспитывать любовь к родному краю
Оборудование: маршрутный лист ученика (Приложение 1), презентация по истории города. (Приложение 2)
Ход урока
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим заочную экскурсию в город Углич. (слайд 2) (Приложение 2).
Я приглашаю вас пройтись по узким улочкам города, посетить древние монастыри с их соборами, церкви, купола которых отражаются в синей глади великой реки Волги, полюбоваться современными сооружениями небольшого провинциального городка.
Но наряду с этим мы повторим всё, что знаем об имени числительном, и вы лишний раз убедитесь, что это очень важная часть речи, без которой трудно обойтись в нашей жизни.
- А что такое экскурсия? (работа с толковым словарём) (слайд 3)
Экскурсия
- Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления.
- Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. (записать 1 определение)
- Чтобы отправиться на экскурсию, нужны билеты. Ответьте правильно на вопросы, и билеты будут получены. (слайд 4)
1. Что такое имя числительное?
2. Какие бывают числительные по значению?
3. Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
4. На какие разряды делятся количественные числительные?
5. Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных (ученики получают «билеты»)
Учитель: Итак, билеты есть, можно отправляться в путь. А чтобы нам не было скучно в пути и пока наш школьный автобус едет до Углича, давайте вспомним, когда и кем был основан наш город. (В роли экскурсовода выступают разные ученики)
(Сообщение ученика) (на слайд 5)
«Наш город, по преданию, был основан в 937 году неким княжичем Яном Плесковичем, который пришёл сюда для сбора дани. Он построил себе дом на высоком берегу Волги, где и начал расти град Углич. Обведён он был глубоким рвом, который наполнялся водой через специальные ворота. Земля, выброшенная из канав, составила вал, окружавший город с трёх сторон, а четвёртой был крутой берег Волги.
Углич старше Ярославля на 73 года, а Москвы – на 210 лет. В этом году ему исполняется 1080 лет».
- Конечно, вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.
- А сейчас давайте сделаем первую запись в нашем маршрутном листе: выпишем из текста числительные, распределив их в нужные графы таблицы. Все числительные нужно записать прописью.
Пункты назначения |
Количественные числительные |
Порядковые числительные |
||
|
целые |
дробные |
собирательные |
|
1. Юрьево - |
С трёх сторон, на семьдесят три года, на двести десять лет, тысяча восемьдесят лет |
|
|
В девятьсот тридцать седьмом году, |
- Объясните правописание записанных вами числительных.
Учитель: Вот незаметно мы и подъехали к Угличу – городу удивительному и неповторимому, сохранившему до наших дней атмосферу очаровательной древности. Как много в нём величественных памятников, созданных прекрасными мастерами прошлого! Один из них уже встречает нас при въезде в город. Это церковь царевича Димитрия «на поле», созданная в начале 19 века.
(слайд 6 с фотографией церкви царевича Димитрия «на поле»)
Сооружена она в память перенесения останков царевича Димитрия из Углича в Москву. Мы, конечно же, вспомним об этой страшной трагедии, когда доберёмся до центра города.
(слайд 7 с фотографией Богоявленского монастыря)
Учитель: А сейчас мы движемся по Ростовской улице и видим главы Богоявленского монастыря. До середины 17 века он размещался на территории кремля, а в 1661 году при перестройке крепости был переведён на ныне существующее место. Первым монастырским сооружением стала Смоленская церковь (слайд 8), позднее появились Фёдоровская церковь (слайд 9) и Богоявленский собор.
- Давайте обратимся к нашему маршрутному листу и впишем в него новые числительные.
- В какую графу вы записали их? Как склоняются порядковые числительные?
2. Церковь царевича «на поле» |
|
|
|
В начале девятнадцатого века |
3. Богоявленский монастырь |
|
|
|
До середины семнадцатого века, в тысяча шестьсот шестьдесят первом году, первым сооружением |
- Просклоняйте устно числительное 1661 год.
Учитель: … Наша экскурсия продолжается. (слайд 10. Фото Успенской площади)
Вот мы въезжаем на Успенскую площадь – сердце нашего города, а далее нас ожидает кремль, расположенный на возвышенном правом берегу Волги. Место для него было словно создано природой. Крепость, как маяк, была видна издалека, а из неё можно было заметить приближение торговых судов или вражеских отрядов. На стенах и башнях кремля было до 96 пушек и к ним 800 ядер. За свою многовековую историю кремль неоднократно разрушался, горел, вновь восстанавливался и снова разрушался.
(слайд 11 с фотографией Кремля)
Учитель: - Давайте пройдём на территорию Кремля.
Нас встречает древний памятник 15 века – палаты удельных князей, более известные как дворец царевича Димитрия.
(слайд 12 с фотографией палат).
К северо-востоку от палат расположена церковь царевича Димитрия «на крови».
(слайд 13 с церковью царевича Димитрия «на крови»)
Уже само название памятника говорит о страшной трагедии. Давайте мысленно перенесёмся в тот страшный день…
Сообщение ученика: «В субботу в двенадцатом часу дня Углич огласился набатным звоном, - читаем мы страницы хроники, переносящие нас в день 15 мая 1591 года.- Из посадов, слобод, монастырей, казаки с судов, стоящих на Волге, стар и млад, без различия званий, спешили, теснились толпой, валили в кремль, где взорам представился окровавленный труп». Много написано об этом событии, но до сих пор остаётся загадкой, что же это было: несчастный случай или убийство. Царевич скончался от ножевой раны. Сбежавшиеся люди расправились с убийцами, но Борис Годунов жестоко наказал угличан, обвинив их в бунте против царя. Около 200 человек были сосланы в Сибирь. Наказан был и набатный колокол: его высекли плетьми, отрубили ухо, вырвали язык и тоже отправили в ссылку, где записали «первоссыльным неодушевлённым». Лишь через 300 лет вернулся он на родину».
- Внесите в наш маршрутный лист встретившиеся здесь числительные.
4. Кремль | До девяноста шести пушек, восемьсот ядер, около двухсот человек, через триста лет, сорок метров |
|
|
Пятнадцатого века, пятнадцатого мая тысяча пятьсот девяносто первого года, в первой половине восемнадцатого века |
5. Успенская площадь |
|
Десять с половиной пудов |
обе |
|
- Просклоняйте числительное 300 лет.
- В чём особенность склонения количественных числительных, обозначающих круглые сотни и десятки?
Учитель:…. Продолжается наша экскурсия по Кремлю. Мы подходим к главному сооружению Кремля – Спасо-Преображенскому собору, построенному в первой половине 18 века. А рядом с ним вся в белом, словно невеста, со снежной фатой на куполе устремилась ввысь колокольня. Высота её около 40 метров.
(слайд с фотографией колокольни)
- В чём особенность склонения числительного 40? Какие числительные склоняются так же?
Учитель: …. А мы покидаем территорию Кремля и снова оказываемся на Успенской площади. В 17-18 веках тут выросли торговые ряды с множеством лавок и магазинов. О том, чем торговали угличане, мы можем узнать из «Истории города Углича», написанной Ф.Кисселем. Давайте прочитаем отрывки из книги историка, правильно проговаривая словосочетания с числительными.
(Конкурс на лучшего диктора)
1) «В Угличском уезде было: колбасников – 322, булочников – 205, хлебопёков – 37, сапожников – 75, столяров- 70, плотников – 211. Работали фабрики: писчебумажные, выделки свеч, полотняная, кирпичные заводы. 5 колбасных заводов в середине 19 века производят до 8-9 тысяч пудов колбасы, окороков до 10,5 пудов. Ветчина и колбасы отправляются в обе столицы для продажи».
2) «Купцы занимались торговлей не только в своём городе, но и в уезде. Среди них было много богатых людей. Купец Выжилов владел кожевенным и свёкло-сахарным заводом и каждый год получал до 800 тысяч дохода. Капитал в 700000 имел купец Переславцев. На торговле свечами нажил 500000 рублей купец Бычков. Особенно часто упоминается господин Попов, владевший 2 писчебумажными фабриками».
- Определите стиль только что прослушанных текстов.
- В какие графы таблицы мы запишем числительные «обе» и «10,5»?
- С какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?
- Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.
- Как склоняются дробные числительные?
Учитель:…. А мы оставляем Успенскую площадь, и я приглашаю вас посетить заповедные уголки города, которые донесли до нас атмосферу тех времён.
Вдоль Ярославской улицы, где мы сейчас проезжаем, очень много домов, построенных в 19 веке. Они придают городу особую привлекательность.
Именно сейчас мы проезжаем мимо дома Переславцевых. (слайд 14).
Это небольшой особняк с изящными колоннами, стоящий на тихой маленькой улочке, ведущей к Волге.
Время пощадило несколько деревянных зданий 18 века. Эти дома, принадлежавшие Меховым, Опариным, Казимировым, строились из больших брёвен толщиной 30-40 сантиметров. Один из них притаился в глубине сада.
(слайд 16: показ фотографии дома Казимировых (ул. Гражданская). А другой стоит на берегу Каменного ручья. Это дом Меховых (слайд 15) В древности купцы Меховы торговали овчиной. Один из них и построил этот дом (показ дома Меховых). Гордостью таких домов была изразцовая печь с лежанкой. Она не только обогревала дом, но и была его украшением.
- Впишите в наш маршрутный лист новые числительные.
6. Экскурсия по Ярославской улице | тридцать–сорок сантиметров |
|
|
Восемнадцатого века |
- Произведите морфологический разбор имени числительного «18 века».
Учитель: Сегодня мы повторяли тему «Имя числительное», путешествуя по нашему родному городу.
- Что нового узнали о городе?
- Какова роль числительных в речи?
- Для чего нужно изучать числительное?
А наша экскурсия по старому Угличу подходит к концу. Мы вспомнили не только историю города, но и обобщили свои знания о сложной части речи – имени числительном.
Ваши маршрутные листы сдайте на проверку.
Д/з. Подготовить рассказ о каком-либо архитектурном памятнике города Углича, используя в нём числительные