Класс: 8.
Количество учащихся в классе: 8.
Цель урока: формировать у обучающихся:
- знания о соде, как о химическом веществе, формулу, качественные реакции;
- умения анализировать, сравнивать и рассуждать;
- умение оценивать свою деятельность;
- коммуникативные навыки, слушать друг друга, работать в коллективе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Основные термины, понятия: кислая соль, гидрокарбонат натрия, качественная реакция, среда рН раствора.
Технические средства обучения: Компьютер, проектор, экран, модели атомов.
Химическое оборудование: Химические стаканы, пробирки, штативы для пробирок, спиртовка, пробиркодержатели, стеклянные палочки.
Химические реактивы: Сода, дистиллированная вода, соляная кислота, уксусная кислота, универсальная индикаторная бумага.
Правила ТБ при работе в кабинете химии |
Алгоритм действий 1. |
Наблюдение |
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
Уравнения реакций |
Выводы |
Практическая работа
Алгоритм действий:
- Опишите физические свойства соды: цвет, агрегатное состояние, запах, растворимость в воде.
- Приготовьте раствор соды: в химический стакан налейте воду и положите немного соды, перемешайте. Что наблюдаете?
- Определите среду раствора соды. Для этого опустите лакмусовую (универсальную индикаторную) бумагу в раствор. Что наблюдаете?
- В пробирку налейте раствор соды и добавьте несколько капель соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций.
- Установите молекулярную формулу соды.
- Моделируйте структурную формулу соды.
- Составьте паспорт вещества.
Практическая работа
Алгоритм действий:
- Опишите физические свойства соды: цвет, агрегатное состояние, запах, растворимость в воде.
- Приготовьте раствор соды: в химический стакан налейте воду и положите немного соды, перемешайте. Что наблюдаете?
- Определите среду раствора соды. Для этого опустите лакмусовую (универсальную индикаторную) бумагу в раствор. Что наблюдаете?
- Возьмите немного соды и подержите на пламени спиртовки. Что наблюдаете?
- Установите молекулярную формулу соды.
- Моделируйте структурную формулу соды.
- Составьте паспорт вещества.
Катион |
Реактив |
Окрашивание |
Li+ |
Пламя |
Красно-малиновое |
Na+ |
Пламя |
Желтое |
K+ |
Пламя |
Фиолетовое |
Rb+ |
Пламя |
Буро-красное |
Cs+ |
Пламя |
Голубое |
Ca2+ |
Пламя |
Кирпично-красное |
Sr2+ |
Пламя |
Карминово-красное |
Ba2+ |
Пламя |
Желто-зеленое |
Паспорт химического вещества
- Установление формулы вещества:
Паспорт вещества
- Химическое название вещества:
- Формула вещества:
- Название вещества в быту:
- Физические свойства вещества:
Индикатор |
Среда раствора |
||
Кислая (рН<7) |
Нейтральная (pH=7) |
Щелочная (pH>7) |
|
Лакмусовая бумага |
Красный |
Фиолетовый |
Синий |
Универсальная |
Красный |
Желтый |
Синий |
Индикатор |
Среда раствора |
||
Кислая (рН<7) |
Нейтральная (pH=7) |
Щелочная (pH>7) |
|
Лакмусовая бумага |
Красный |
Фиолетовый |
Синий |
Универсальная |
Красный |
Желтый |
Синий |