Урок по обществознанию по теме "Экономика семьи". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цель:

  • Создание условий для подготовки учащихся к самостоятельной жизни через формирование общих представлений об экономике домашнего хозяйства.
  • В ходе практической работы помочь учащимся раскрыть понятие «бюджет», познакомить со статьями доходов и расходов.
  • Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы, расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов, развивать познавательную активность учащихся при постановке вопросов, при выполнении практических задач.
  • Повышать мотивацию к изучению обществознание как учебного предмета, имеющего практическую полезность.
  • Учить применять знания на практике.

Методы:

  1. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, творческий, исследовательский.
  2. По организации познавательной деятельности: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Форма организации занятия: познавательная игра.

Средства обучения:

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
  • Наглядные пособия: рабочая тетрадь, презентация PowerPoint.
  • Раздаточный материал: конверты с заданиями для групп, карточки.
  • Учебник Обществознание. 7 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.

Форма организации работы в классе:

  • фронтальная
  • групповая
  • диалоговая форма обучения

Ход урока

1. Организационный момент

2. Активизация учебной деятельности. Мотивация учащихся на работу

Добрый день, ребята!

Начинаем урок. Эту тему мы начали изучать на предыдущем уроке. Напомните её! Экономика семьи.

3. Актуализация знаний учащихся об основных экономических понятиях

Какие термины, изученные на предыдущем уроке, вы считаете основными?

  1. Вы узнали, что в основе семейной экономики лежит (семейный бюджет).
  2. Он состоит из (статьи доходов и статьи расходов).
  3. Назовите виды доходов (фиксированные и переменные).
  4. Назовите виды расходов (обязательные и произвольные).
  5. Каким бывает бюджет? (дефицитный, профицитный, равноценный).
  6. Зачем вам нужны эти знания? Могут ли они быть вам полезны?

Давайте проверим это на сегодняшнем уроке.

Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? (легко - трудно). Почему вы дали такие разные ответы?

Думаю, что к концу урока мнения могут измениться.

Для того, чтобы сформулировать проблему, которую будем решать на уроке, давайте посмотрим видеофрагменты.

Слайд.

Что объединяет эти видео? (все они о домашнем хозяйстве)

На что вы обратили внимание?

В фрагментах есть различия

Отличия - в первом фрагменте дефицит бюджета из-за необдуманных расходов, во втором нехватка экономических знаний. В третьем  фрагменте семья обсуждает совместно хозяйственные вопросы.

Все решают хозяйственные вопросы по-своему: кто-то эгоистично, кто-то бездумно, а одна семья решала хозяйственные вопросы сообща.
Так и в жизни. Ведь и семьи бывают разными.

Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? О хозяйстве семьи. Сформулируйте точнее, опираясь на анализ видеофрагментов! О рациональном ведении хозяйства семьи.

Почему об этом важно говорить? Много ошибок допускают люди в ведении хозяйства, из-за этого семьи даже распадаются...

Поэтому очень важно... (правильно вести домашнее хозяйство, а значит, жить по средствам).

Если не могут сформулировать, напомню пословицу "По одёжке протягивай ножки"

Продолжите мысль и скажите, какую проблему мы попытаемся решить на уроке?

Слайд.  (Как жить по средствам?). То есть, мы будем обсуждать семейный бюджет.

Скажите, сложно ли жить по средствам? Всем ли это под силу?

Как вы думаете, что нам предстоит доказать к концу урока?

Слайд. Доказать, что рационально организовать домашнее хозяйство возможно в любой благополучной семье.

Это и будет целью урока.

Как вы предполагаете прийти к решению проблемы и достижению цели? (надо составить план действий) - это и будет план урока.

Слайд. План урока.

Сформулируйте первый пункт плана, отталкиваясь от проблемы урока.

1. Выяснить, зачем составлять семейный бюджет.

А если бюджет окажется дефицитным? Как поступить в этом случае?

2. Что помогает жить по средствам?

К концу урока вы, уже умудрённые жизненным опытом, сможете поделиться своими советами по ведению семейного бюджета.

3. Предложить правила (советы) рационального ведения семейного бюджета.

Какова актуальность заявленной темы? Актуален ли этот вопрос для вас? Приходилось ли вам обсуждать расходы семьи?

У каждого из нас есть семья, знания о бюджете помогут родителям. Став взрослыми, мы сами обзаведёмся семьями. И там пригодятся наши знания. Ещё на уроках обществознания. Ещё при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ.

Итак, план урока составлен.

И для начала - вот вам небольшая подсказка.

Слайд. Передайте смысл пословиц: «Без нужды живет, кто деньги бережет», "Всякая копейка кладется на счет, береженая копейка рубль бережет» «Копейка к копейке - проживет и семейка».

Они о бережливости, об экономии.

Чем вы будете пользоваться, чтобы найти ответы на возникающие вопросы?

Учебник, словари, справочники. У нас есть стол помощи, на котором представлены словари, справочники, фрагменты документов. А ещё вы можете использовать карту памяти, которая появилась в ваших тетрадях на прошлом уроке.

Скажите, во всех семьях хозяйство ведут одинаково? От чего это зависит?

От уровня доходов, от возраста, от уровня образования, от количества членов семьи.

Для того, чтобы ответить на вопросы плана, решить проблему урока с точки зрения разных семей, я предлагаю вам разделиться на группы. Мы проведём познавательную игру.

Ученики делятся на группы - семьи, выбирая карточки по цвету. 1 (синий) - молодая семья (2 человека), 2 (зелёный) - семья пенсионеров (2 человека), 3 (жёлтый) - семья с 1 ребёнком (3 человека), 4 (розовый) - многодетная семья (5 человек).

Посмотрите, пожалуйста, на выбранные вами карточки (обозначение семьи). Какую семью вы представляете.

Распределитесь, пожалуйста, в какой роли вы будете сегодня выступать на уроке. Можете выбрать главу семьи, который будет давать ответы.

Работать вы будете в соответствии с планом, предложенным в начале урока.

Приступаем к реализации 1 пункта плана.

Чтобы узнать, зачем составлять семейный бюджет, надо... (попробовать его составить)

На столе у каждой группы карточки с заданиями. Ваша задача - выяснить, зачем составлять семейный бюджет, и как он формируется (записать доходные и расходные статьи бюджета)

Слайд.

Зафиксируйте в своих карточках то, что составляет хозяйство вашей семьи и бюджет. (имущество, доход и расход)

Задание №1.

Имущество семьи (ставим плюс или минус, указываем количество)

 

 

Жильё

 

Прочая недвижимость

 

Ценные бумаги (акции)

 

Вклады в банке

 

Автомобиль

 

 

Член семьи

Вид дохода

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

Расходы

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

Сделайте вывод о том, какой получился у вас бюджет. Глава семьи доложит результаты.

Как формировался ваш бюджет? Бюджет семьи формируется путём учёта доходов и расходов.

Слайд.

Зачем надо составлять бюджет семьи? Становится понятно, хватит ли средств для удовлетворения потребностей семьи. Чтобы суметь уложиться в имеющиеся средства, распланировать затраты, накопить деньги на покупку чего-нибудь существенного.

Сделайте вывод. Удалось ли реализовать 1 пункт плана?

  • Трудно ли было?
  • У кого были затруднения?
  • Почему?
  • Как это можно исправить?

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Переходим ко 2 пункту плана. Что помогает жить по средствам?

Если экономика семьи похожа на экономику предприятия, то надо учесть, что процветание характерно не для любого предприятия. Что может грозить семье?  Как можно бороться с этим?

Задание №1 было одинаковым для всех семей. Следующее задание у каждой семьи своё. Попробуйте спроектировать реальные и законные пути и способы получения доходов для осуществления хотя бы части расходных планов.

После небольшого обсуждения каждая группа представит классу свою проблемную ситуацию и варианты её разрешения. Учитель и слушатели оценивают рациональность предложений и, возможно, выдвигают свои варианты решения.

Задание №2.

Группа "Полная семья" (мама-папа-ребёнок 15 лет):

Ваша проблема. Как увеличить доходную часть семейного бюджета, чтобы купить путёвку в круиз?

Подсказка. Может ли ребёнок поправить или помочь поправить материальное положение своей семьи? С какими проблемами и опасностями может столкнуться подросток в своей трудовой деятельности? Какие правила труда несовершеннолетних записаны в Трудовом кодексе РФ? Приведите примеры такой работы.

Группа Многодетная семья.

Ваша проблема. Найти возможности поехать в отпуск, накопить на учёбу, сделать необходимые покупки.

Подсказка. Может ли семья увеличить доходы? А сократить расходы? Может ли помочь государство?

Семья живет в 2-этажном доме с приусадебным участком.

Сын занимается дополнительно иностранным языком, посещает компьютерные курсы.

Старшая дочь занимается в школе бального танца.

Младшая дочь ходит в детский сад.

Семья очень дружная: по выходным они ездят в лес, летом на реку, ходят в кино. Каждое лето отдыхают на море. Семья откладывает деньги на обучение сына, так как он через два года закончит школу.

Описание ситуации

Несмотря на то, что семья дружная, у них возникают конфликты. Однажды, собравшись за ужином, они стали спорить. Сын сказал, что ему пора купить новый компьютер (он нужен для учебы). Старшая дочь сказала, что для выступления на концерте в школе ей нужно новое платье. Младшая дочь попросила купить велосипед. Отец сообщил, что нужно ремонтировать машину – без покупки запасных частей не обойтись.

Посчитав сумму, которая требуется для решения всех этих проблем, поняли – денег не хватит. Есть выход – потратить отложенные деньги на поездку к морю, и на учебу сына. Мама была категорически против траты этих денег. Да и остальные с ней согласились… Как поступить семье?

Группа Семья пенсионеров - ветеранов труда.

Ваша проблема. Найти средства на покупку дорогого подарка внуку на день рождения.

Подсказка. Прочитайте документ. Укажите основной источник благосостояния семьи по мысли автора. Какие иные источники доходов могут иметь пенсионеры?

Домострой (16 век, автор - духовник Ивана Грозного Сильвестр).

Древнерусский «Домострой»: о домовитом человеке. По древнерусскому учению, домострой – это когда в добрый дом, хорошо обряженный, точно в рай войти. "Богатство должно быть праведным и благословенным. Дела вести степенно, всему ведая место, счет и меру. Надобно жить человеку по средствам своим. Надо все заранее распределить, а потом уж и жить, ведя хозяйство согласно приходу и расходу, распределяя все по добытку и промыслу, и по своему достатку. Иначе честь обернется великим бесчестием. Потому все сосчитать, заметить, записать. “Кто же расплачивается и управляется в срок, и всяких податей за собой не накапливает, а ненужного долгу за кем не водится и не растет он, так тот человек всегда свободен, живет независимо, и в жизни ловко…”. Доброго человека никогда и ни в чем недостаток не прихватит. Для любого рукоделья чтобы всякое орудие в порядке на подворье было: все свое без излишнего слова. Когда впрок припасено все, гостя без убытка накормят. В неурожайный год на запасах даром проживут, а при дороговизне и продадут излишек. Припасы и запасы всегда обернутся прибылью".

Группа Молодая семья без детей (молодые специалисты).

Ваша проблема. Как улучшить жилищные условия?

Подсказка. Можете ли вы увеличить семейный доход и сократить расходы? Может ли помочь государство?

Главы семей отчитываются о проделанной работе и её результатах. Другие семьи, слушая, дополняют ответы.

Слайд.

Сделайте выводы. Чтобы жить по средствам, надо соразмерять доходы и расходы. По возможности делать бюджет профицитным. Для этого можно действовать двумя способами: сокращать расходы и пытаться увеличить доходы. Серьёзную поддержку некоторым категориям населения оказывает государство. В нашем случае это многодетная семья, пенсионеры, молодые специалисты. Закон охраняет права подростка на труд.

Кто испытывал затруднения в процессе решения проблем? Почему? Можно ли исправить положение?

Подводя итоги вашей работы по группам, давайте попробуем реализовать 3 пункт плана. (если времени не хватит, дать задание на дом - Предложить правила (советы) рационального ведения семейного бюджета).

  • Какие (правила) советы по рациональному хозяйствованию вы можете предложить?
  • Назовите главные направления ваших советов. Надо, во-первых, сокращать расходы, во-вторых, увеличивать доходы.

Каждая семья может внести свою лепту! Назовите по одному совету для увеличения доходной части бюджета.

Слайд.

Назовите по одному совету для сокращения расходной части бюджета семьи.

Слайд.

Сегодня на уроке вы выступили в роли семей, которые старались решить свои  проблемы.

Давайте вернёмся к началу урока. Так легко ли вести хозяйство семьи? Не изменили ли вы своего мнения? Что для этого надо делать?

Как вы думаете, смогли ли мы решить поставленную в начале урока проблему?

Помогли ли в этом знания, полученные на предыдущем уроке?

Достигли мы цели?

Какие выводы вы можете сделать в итоге работы?

Мы выяснили, что в современном обществе существует неравенство в доходах семей. Но в каждой семье есть возможность жить полноценно, по средствам. Для этого необходимо рациональное ведение домашнего хозяйства. Немалую роль в этом играет работа над бюджетом семьи. Научиться вести бюджет семьи под силу каждому.

Запишите домашнее задание.

Слайд.

  • Повторить термины по экономике.
  • Дополнить своими советами «Правила по рациональному хозяйствованию». Представить их в виде презентации, буклета или письменной работы

Заполните лист рефлексии. Прокомментируйте его.

Оцените свою работу на уроке, заполнив лист самооценки.

Лист самооценки

1. активно работал на уроке

+ -

2. внимательно слушал других учеников и учителя

+ -

3. использовал новые термины

+ -

4. отвечал на все вопросы учителя

+ -

5. получил удовольствие от работы на уроке

+ -

6. итог урока

 

5. Рефлексия

На уроке я работал

активно, пассивно

Своей работой на уроке я

доволен, недоволен

Урок показался мне

коротким, длинным

За урок я

устал, не устал

Моё настроение

стало лучше, стало хуже

Материал урока для меня был

интересен, скучен, полезен, бесполезен

Не забудьте сдать лист самооценки и рефлексии.

Всем спасибо за работу!

Приложение