Оценка личностных достижений обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа


Воспитание подрастающих поколений сегодня признается одной из актуальных задач, стоящих перед обществом и государством.

В современных условиях развития общества цель воспитания приобретает новое значение - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.

В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создавать условия для успешной социализации школьников в процессе воспитательной деятельности. Согласно ФГОС внеурочная деятельность приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования.

Каждый педагог курсов внеурочной деятельности должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идёт продвижение каждого ребёнка о пути усвоения курса внеурочной деятельности и развитие его личности. Оценка должна фиксировать достижения обучающегося, отслеживать его продвижение в личностном развитии.

То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Каждодневный творческий процесс ребёнка должен быть зафиксирован.

Как измерить личностные результаты, если согласно требованиям ФГОС они не подлежат итоговой оценке?

Хочу поделиться опытом работы с «Копилкой индивидуальных достижений во внеурочной деятельности», которая является средством организации системы внутренней накопительной оценки личностных и метапредметных результатов.

Данная система оценивания личностных и метапредметных достижений младших школьников во внеурочной деятельности была апробирована в период 2011-2016 годов, когда школа имела статус муниципальной опорной площадки «Обеспечение вариативности внеурочной деятельности» и на данный период находится на этапе реализации.

Благодаря такой системе оценки участие родителей во внеурочной деятельности становится более значимым и активным. Уверенность в получении качественного образования и воспитания повышает уровень доверия к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам. Это подтверждает ежегодное анкетирование по выявлению степени удовлетворённости родителей организацией внеурочной деятельности.

Методические рекомендации адресованы в помощь педагогам, реализующим программы курсов внеурочной деятельности в начальной школе.

1. Карта педагогических наблюдений

Разработана с целью: наблюдений за формированием универсальных учебных действий при ознакомлении с курсом внеурочной деятельности.

Данная карта заполняется в конце каждой четверти в соответствии с показателями «ярко проявляется», проявляется», «демонстрируется», «не проявляется»

2. Карта «Критерии оценивания результатов личностного роста»

Разработано с целью: комплексной оценки результатов личностного роста (ребёнок, родители, педагог, психолог)

Проводится в конце учебного года по тем же критериям, что и в карте «педагогических наблюдений».

3. Таблица «Результативность работы курса»

Разработана с целью: выявления творческих способностей обучающихся при ознакомлении с программой того или иного курса внеурочной деятельности.

В каждом разделе фиксируется выполненная ребёнком творческая работа. В результате прохождения программы по установленным критериям подводится итог. Данные карты составляются по каждому курсу внеурочной деятельности.

4. Таблица «Мои проекты»

Разработана с целью: отражения участия в проектной и исследовательской деятельности.

5. Маршрутный лист индивидуальных достижений

Разработан с целью: отслеживания достижений и активности участия обучающегося в разных курсах внеурочной и внеклассной деятельности.

6. Таблица для исчисления итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов (для педагога)

Создание единых измерительных средств нацелено на отслеживание достижений каждого ребенка. Итоговый бал складывается из суммы баллов 1-7 блоков в конце учебного года. Данные заносятся в «Лесенку успеха». Итоговый рейтинг служит основанием для поощрения школьника.

 

Образовательные результаты

 

Баллы

1.

Школьные конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, выступления

участие

0,5

3 место

1

2 место

2

1 место

3

2.

Городские, районные конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, выступления

участие

1

3 место

4

2 место

5

1 место

6

3.

Областные конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, выступления

участие

2

3 место

7

2 место

8

1 место

9

4.

Всероссийские конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, выступления

участие

3

3 место

10

2 место

11

1 место

12

хорошо

4

удовлетворительно

3

5.

Участие в кружках внеурочной деятельности, кружках дополнительного образования.

 

3

6.

Проектные, исследовательские работы.

 

1-5

7.Критерии оценки личностных достижений (для обучающихся)

При самооценке личностных достижений ребёнок опирается на данные критерии. Что достигнуто, планируется участие во внеурочной деятельности на следующий учебный год, осознаёт важность и значимость своего выбора, оценивает, как я это сделал.

8. Карта «Лесенка успеха»

Разработана с целью: осуществления рефлексии внеурочной деятельности.

Заполняется обучающимся. Итоговый рейтинг служит основанием для поощрения.

9. Карта личностного роста

Разработана с целью: обеспечения комплексного подхода к оцениванию личностных достижений обучающегося.

Результаты данной карты предназначены для педагога и психолога, чтобы наметить коррекционную работу с ребёнком. Родители могут получить данную информацию о том, чем их ребёнок занимается в школе и как у него это получается, но только в индивидуальном порядке.

10. Праздник «Успеху я рад!»

Уже несколько лет в конце учебного года провожу праздник «Успеху я рад» - это публичный отчёт перед родителями, где дети проводят самооценку своего личностного роста, оценивают работу своих товарищей, получают заслуженные награды.

Оценка индивидуальных достижений носит стимулирующий характер, создает «ситуацию успеха для каждого».

Каждый ребёнок удостоен грамоты в одной или нескольких номинациях. Веер наград за упорный труд в течение года, улыбки детей и восклицание: «И у меня тоже грамота!»