Учебный потенциал мультимедийных презентаций для реализации культурологического аспекта на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (36 МБ)


В настоящее время тезис о невозможности разделить изучение иностранного языка и одновременное ознакомление учащихся с культурой страны изучаемого языка, ее историей и современной жизнью является неоспоримым.

Сегодня в учебном процессе все более интенсивно используются новые информационные технологии: Интернет-ресурсы, видео и компьютерная наглядность, электронные учебные пособия, интерактивные доски и др. В данной работе я бы хотела остановиться на применении компьютерных презентаций на уроках английского языка. Порой учителям жалко тратить время на уроке на работу с презентацией. «Как же оторвать время от чтения текста и выполнения упражнений?» - думаю многие. Полагаю, что включение мультимедийных презентаций в ход урока английского языка позволяет решать многие методические вопросы, расширяет набор педагогических приемов в обучении, добавляет новые формы организации учебной деятельности.

Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые объединены таким образом, что дают возможность более доступно и наглядно рассказать какой-либо материал аудитории. Формы и место применения мультимедийных презентаций (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока и цели, которую ставит учитель.

Мультимедийная презентация может быть использована учителем в качестве:

  • введения новой лексики;
  • урока – проверки знаний лексических единиц по теме;
  • знакомства с новым страноведческим материалом;
  • ознакомления с грамматическим материалом для формирования грамматических навыков;
  • наглядного опорного материала для диалогической и монологической речи учащихся;
  • проектной деятельности учащихся.

В процессе обучения возможно создание самых разнообразных презентаций, которые можно разделить на разные тематические категории. Например, обучающие презентации различаются по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму), по видам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи) и по видам опор (вербальная, иллюстративная).

Использование презентаций напрямую зависит от цели и задач данного урока. Наиболее эффективно применение презентаций при предъявлении нового материала. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

В 6 классе, где обучение проходит по УМК « Английский в фокусе» (Spotlight), при изучении темы 9 раздела «FOOD & DRINK» я использую презентацию, которая, на мой взгляд, помогает ученикам быстрее сориентироваться в материале.

На уроке решаются такие задачи как развитие спонтанной речи, аудирования. Работа с презентацией позволяет активизировать речевую деятельность учащихся через вовлечение их в беседу о национальной кухне как части культуры разных стран мира. На следующих урока работа с презентацией продолжается. Включённый в неё отрывок фильма (гиперссылка) продолжает знакомство с традициями британской национальной кухни как части культуры страны изучаемого языка, а следующие после этого упражнения дают возможность проверить понимание показанного видеосюжета. Презентация помогает решить все поставленные на уроке задачи наилучшим образом. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft PowerPoint позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации. Они решают проблему использования наглядного материала. Например, сейчас с помощью Интернет можно найти картинки, видеосюжеты и сразу вставить в слайд.

Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, имеются упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать самопроверку быстро и эффективно. В презентацию обобщающего урока можно включить таблицы, схемы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся.

При создании презентаций руководствуюсь следующими правилами:

- Слайды не следует перегружать текстом.

- Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
В своей работе для реализации культурологического аспекта я активно использую не только собственные презентации, но и презентации с сайта «Просвещение», из раздела «Teachers Portfolio», а также презентации, созданные моими учениками.

Актуальной на сегодняшний день является старинная народная мудрость «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация , а также ощутить собственную успешность.

Учащиеся выбирают темы для проектов из самых разных областей искусства, страноведения, межкультурной коммуникации.

Моими учениками созданы такие проекты, как «Banksy», «Willard Wigan», «Искусство», «Путеводитель по Лондону», «Экскурсия по Новосибирску» и др.

Одним из проектов, над которым работали мои ученики, был проект «Государственное и политическое устройство Великобритании». Политика - это та тема, которая волнует сегодня всех и это такая область, где информация меняется достаточно быстро. Такие реалии, как палата лордов и палата общин известны ученикам, изучающим английский язык. А вот в чём их различие, какова роль королевы, кто является главой государства на сегодняшний день? Ответы на эти вопросы были найдены в Интернете при работе над проектом. Затем вся проделанная работа обсуждается в классе на уроке.

В процессе подготовки презентации создаются условия для развития мотивации к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания ученика, его кругозор и информативность, также развиваются интеллектуальные функции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, формируется логика мышления. Мультимедийная презентация представляет собой обширный материал для общения на иностранном языке, являясь основой для монологической речи, то есть даёт прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка, так как в процессе своего выступления ученик имеет возможность использовать ключевые слова, схемы, картинки, таблицы, которые он самостоятельно разработал. Это позволяет высказываться последовательно, развёрнуто, выразительно, с достаточной скоростью.

Можно привести множество причин для внедрения в урок современных технологий, но, главное, что нужно помнить презентация – это всего лишь вспомогательный элемент урока, наглядная и творческая ее составляющая.

Презентация имеет положительные стороны, как для учащегося, так и для преподавателя:

  • При помощи презентации мы можем мотивировать учащихся к изучению темы. Они видят что-то новое для себя, красочное и, следовательно, лучше запоминают;
  • Презентация оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся;
  • Презентация всегда наглядна, она способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  • Презентация содержит дополнительный материал, имеет высокую информативность;
  • Презентация помогает систематизировать знания;
  • Выполнение презентаций приучает учащихся к творческой работе, когда выполнение задания в формате презентации является домашним заданием;
  • Презентации включают в себя различного рода материал: видео, аудио, фото, ссылки, тексты, упражнения. При помощи нее учащиеся взаимодействуют с различного рода информационными ресурсами.

Углубление знаний об образе и стиле жизни британцев, сравнение с реалиями нашей страны способствует формированию у учащихся уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимопомощи, совместному решению общечеловеческих проблем.

Литература

1. Буланкина Н.Е. Культурное самоопределение педагога: мотивационная готовность учителя к решению задач развивающего обучения на уроках иностранного языка Иностранные языки. 2017. –21 июня http://iyazyki.prosv.ru/2017/06/21/

2. Буланкина Н.Е. Культуротворческая миссия образования - 2010 https://cyberleninka.ru/article/n/kulturotvorcheskaya-missiya-obrazovaniya

3. Использование мультимедийных презентации на уроках иностранного языка. VII Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум – 2015: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016211