Класс: 8.
Базовый учебник: Биология.8 класс: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов - 3-е изд., М. «Просвещение».
Деятельностная цель: при обобщении и систематизации учебного материала о строении и физиологии организма человека, формировать познавательные универсальные учебные действия.
Предметно-дидактическая цель: организовать познавательную деятельность учащихся для расширения и углубления знаний учащихся об организме человека.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
- Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма человека;
- Проверить умения и научить характеризовать особенности строения организма человека на различных уровнях организации; определять основные ткани организма человека.
Метапредметные
Познавательные:
- Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, систематизировать материал от частного к общему, от простого к сложному.
Коммуникативные:
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию, распределять рабочее время.
Личностные:
- Осознание необходимости учиться, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, выражать свои мнения, выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- уровни организации человека,
- функциональная система,
- регуляторные функции организма человека.
Этапы урока |
Для учителя |
Для учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. (2 мин.) |
Проверка готовности к уроку, организация внимания класса к работе на уроке, включение в учебный ритм, создание положительного, эмоционального настроя у обучающихся. |
Организация рабочего места. |
Коммуникативные УУД: учатся культуре общения. |
Самоопределение. (1 мин) |
Эпиграф: «В организме все связано, нельзя забывать об этом…» Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хоть криво, да сами. |
Коммуникативные: |
|
Актуализация знаний и фиксирование затруднений (4 мин Задание на доске |
Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Выделяет основные проблемы, возникшие при изучении данного раздела. Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос. |
||
Задание по группам | 1. На доске выписаны биологические термины. Орган, клетка, организм, ткань, система органов Проблемный вопрос: Человек – венец краса Вселенной. Что является наименьшей структурной организацией живого организма. Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Создает для учеников проблемную ситуацию. Направляет размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, фиксирует выявленные проблемы и предлагает план по решению этих проблем |
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Применяют знания для выполнения заданий.
Обозначают рамки знаний и фиксируют ошибки и недочеты, которые обнаруживаются в ходе выполнения заданий. |
|
Переходим к следующему блоку урока. Задания для групп |
Определяем названия групп На желтом листочке вопрос? 1 группа. Что является сердцем клетки, (Ядро) Рассказать об этом органоиде. 2 группа. Что является Энергетической станции Клетки? 3 группа. В каком органоиде находится запасы- склад белков, жиров, у глеводов |
Познавательные УУД: |
|
Проверка понимания учащимися пройденного материала. Создание проблемной ситуации и построение проекта выхода из неё. (17 мин.) |
Группам выданы ватманы, органоиды клеток. Нужно собрать животную клетку и подписать органоиды. Что не хватает дорисуйте. Карточка 1 группы "Строение клетки". Карточка для 2 группы Карточка для 3 группы Опрос у доски по группам Рассказ по картинке на доске без обозначений. Можно ли клетку назвать маленьким городом? |
|
|
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП ПО ТКАНЯМ |
Карточка 2 "Ткани" |
Блиц-опрос по тканям Дети отвечают по 3 вопроса от группы |
|
Задание для группы |
Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Создает для учеников проблемную ситуацию. Направляет размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, фиксирует выявленные проблемы и предлагает план по решению этих проблем. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Что образуют ткани. Дайте определения понятиям орган 1 группа - cердце, rость, Дать определение систем органов. |
Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её, находят пути решения
Ответы на вопросы |
Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; |
Физкультминутка | Проблемный вопрос: - Какие системы органов принимали участие в нашей паузе. Эпиграф: «В организме все связано, нельзя забывать об этом…» можно так сказать? |
||
Индивидуальная работа (5 мин) |
|
Используют знания как инструмент взаимодействия с окружающим миром, применяют полученные знания. |
|
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. |
|
||
Рефлексия (2 мин). |
Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. - Всё мы выполнили? Можем мы сейчас ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение в начале урока? 1. На уроке я работал…. 2. Своей работой на уроке я ….. 3. Урок для меня показался ….. 4. За урок я ….. 5. Мое настроение….. 6. Материал урока мне был - Как оцените свою работу? |
|
|
Домашнее задание. (2 мин). |
Комментирует домашнее задание: |
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. |
Познавательные УУД: |
Самостоятельная индивидуальная работа
Напиши название органоидов
2 "Ткани"
Расставьте правильно признаки тканей
Эпителиальная - Нервная - Мышечная - Соединительная -
1. Из неё состоит головной и спинной мозг.
2. Клетки имеют вытянутую форму, могут быть многоядерными.
3. Клетки очень плотные, могут иметь реснички, выросты, могут выделять слизь.
4. Из неё состоят кровь, хрящи, сухожилия, кости.
5. Из неё состоят сердце, стенки внутренних органов, мускулатура.
6. Клетки звёздчатой формы из-за отростков - дендритов и аксона.
7. Из неё состоят кожа, слизистые оболочки, железы, внутренняя поверхность полых органов
8. Главная особенность данной ткани- большое количество межклеточного вещества.
3. Продолжи цепочку понятий
Клетка---? -------------?------------?------------? Организм?
Рефлексия
Закончи предложения
- 1.На уроке я работал….
- 2.Своей работой на уроке я …..
- 3.Урок для меня показался …..
- 4.За урок я …..
- 5.Мое настроение…..
- 6.Материал урока мне был
- 7. За урок я себк бы поставил оценку----