Этап - подготовительный
Цели:
- Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.
- Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.
Задачи:
- разработать план деятельности подколлектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроках;
- разработать: «Заповеди учителя школы» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.
Функции семинара
Данный семинар выполняет 3 функции:
- информационно-аналитическую;
- мотивационную, целевую;
- планово-прогностическую.
Диагностико-аналитическая деятельность при подготовке к cеминару
1. Определение участников работы, инструктаж, определение сроков и уровня выхода информации.
2. Составление программы наблюдения, посещение уроков.
3. Анкетирование обучающихся.
4. Анализ материалов, выявление тенденций.
5. Разработка хода педсовета.
Обоснование актуальности темы
Школа… Для учителя – это храм знаний. Для ученика – место общения со сверстниками и взрослыми, где всегда должно быть интересно и увлекательно. Спросите любого школьника: хотел бы он стать ближе к порой недосягаемым педагогам, общаться с ними на равных, как с родителями или хорошими знакомыми? Наверняка, вы получите утвердительный ответ. Кто-то скажет: «Это невозможно, этим мы подрываем авторитет учителя». Но… нет ничего невозможного. Всё очень просто. Нужно немного желания и капельку усилий, а учительский авторитет лишь вырастет в удивленных глазах счастливых учеников.
Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании. Мы понимаем его с позиций следующих принципов:
а) ученик – не средство, а цель образования;
б) ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нем, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату;
в) воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление;
г) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.
Нередки на уроках конфликтные ситуации в общении с обучающимися и их родителями.
Это провоцирует состояние повышенной тревожности обучающихся и, как следствие, – нервные срывы.
Анкетирование среди 4а, 5, 6а, 6б, 7 классов показало, что комфортно в школе чувствуют себя: 63 % обучающихся, не комфортно - 37 % .
С хорошим настроением и радостью идут: 63 % обучающихся, чаще хочется остаться дома - 37 % человек.
На вопрос заданный детям «Если бы детям сказали, что завтра приходить в школу не обязательно, то как они бы поступили?», они ответили, следующим образом:
Пошли бы в школу: 41 %, не пошли бы – 32%, сомневаются – 27%
К тому, как они относятся, чтобы уроки в школе отменяли - 17 % это бы не понравилось, но есть дети которым это нравится – 43%, остальные - 40% сомневаются.
На вопрос как вы относитесь к домашним заданиям, ответили по - разному, 30%, чтобы домашние задания были, 41% нет, сомневаются – 29% обучающихся.
Многие обучающиеся не хотели бы, чтобы в школе были одни перемены- это 63% обучающихся, но есть дети - 27%, которым хотелось, чтобы были одни перемены, но есть дети которым не нравятся одноклассники в классе – 18% обучающихся.
Анкетирование в 5 классе «Опросник чувств» порадовало тем, что:
- Спокойны -16 чел. – 66%
- Уверены в себе – 15 чел. – 63%
- Благодарны – 15 чел. – 63%
- Имеют желание приходить сюда – 15 чел. – 63%
- Проявляют симпатию к учителям – 9 чел. – 38%
Но есть и то, что немного огорчило:
- Усталость проявляется у - 19 чел. – 79%
- Скука – 12 чел. – 50%
- Обида – 8 чел. – 33%
- Страх – 4 чел. – 17%
- Чувство унижения - 8 чел. – 33%
- Тревожность за будущее – 11 чел. – 46 %
Учитель должен заботиться о судьбах детей. Он не унизит ученика, не назовет его неспособным, неумным, так как знает, что у каждого своя не очень легкая судьба, задача учителя – помочь ученику преодолеть трудности.
Без уважения, доверия, любви своих учеников учитель не добьется поставленной цели. Педагог должен научиться быть требовательным, но снисходительным, веселым и живым, но не высокомерным. Особенно с тревожными детьми обращайтесь ровно, не лукавя; учитывая их особенности, наставляйте спокойно, не позволяя оскорбления и насмешки, не допуская криков и гнева, злобы и лицемерия.
В начальной школе очень важно научить ребенка слушать учителя и, не отвлекаясь, выполнять его задания.
- Учителю нужно следить и за своими действиями, чтобы ненароком не обидеть детей, привлеченных к делу.
- Учитель должен учитывать особенности не только класса, но и каждого отдельного ребенка, используя личностно ориентированный подход в воспитании, умело сочетая коллективную, групповую и индивидуальную деятельность.
- Необходимо проявлять интерес к жизни каждого ребенка: к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям.
- Учитель должен овладеть искусством, задавать вопросы. Каждый вопрос должен быть прост, точен и ясен.
- Необходимо научиться слушать детей. Автоматизм при этом мешает понять, услышанное.
- Если ребенок своим поведением у вас вызывает отрицательные эмоции – сообщите ему об этом.
- Извинитесь перед ребенком, если по какой-то причине не можете сразу ответить на вопрос, с которым он обращается к вам.
- В отношениях с детьми учителю следует всегда различать дело и личность.
- Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы, а применяя их на уроках, не забывайте указать автора.
- Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.
Следуя этим советам, учитель, вероятнее всего, сумеет преодолеть тревожность у школьников, тем самым сохранив его, да и свое здоровье.
Необходимые правила общения с ребенком:
а) глаза учителя должны быть на уровне его глаз;
б) следует принять его позу;
в) присоединяться к его дыханию;
г) использовать в разговоре его интонацию;
д) сесть справа от него;
е) быть с ним всегда;
ж) не следует класть руку на голову.