Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Этап - подготовительный

Цели:

  • Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.
  • Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.

Задачи:

  • разработать план деятельности подколлектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроках;
  • разработать: «Заповеди учителя школы» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

Функции семинара

Данный семинар выполняет 3 функции:

  • информационно-аналитическую;
  • мотивационную, целевую;
  • планово-прогностическую.

Диагностико-аналитическая деятельность при подготовке к cеминару

1. Определение участников работы, инструктаж, определение сроков и уровня выхода информации.

2. Составление программы наблюдения, посещение уроков.

3. Анкетирование обучающихся.

4. Анализ материалов, выявление тенденций.

5. Разработка хода педсовета.

Обоснование актуальности темы

Школа… Для учителя – это храм знаний. Для ученика – место общения со сверстниками и взрослыми, где всегда должно быть интересно и увлекательно. Спросите любого школьника: хотел бы он стать ближе к порой недосягаемым педагогам, общаться с ними на равных, как с родителями или хорошими знакомыми? Наверняка, вы получите утвердительный ответ. Кто-то скажет: «Это невозможно, этим мы подрываем авторитет учителя». Но… нет ничего невозможного. Всё очень просто. Нужно немного желания и капельку усилий, а учительский авторитет лишь вырастет в удивленных глазах счастливых учеников.

Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании. Мы понимаем его с позиций следующих принципов:

а) ученик – не средство, а цель образования;

б) ученик – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нем, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату;

в) воспитание без диалога с учеником, без уважения к нему – подавление;

г) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

Нередки на уроках конфликтные ситуации в общении с обучающимися и их родителями.

Это провоцирует состояние повышенной тревожности обучающихся и, как следствие, – нервные срывы.

Анкетирование среди 4а, 5, 6а, 6б, 7 классов показало, что комфортно в школе чувствуют себя: 63 % обучающихся, не комфортно - 37 % .
С хорошим настроением и радостью идут: 63 % обучающихся, чаще хочется остаться дома - 37 % человек.

На вопрос заданный детям «Если бы детям сказали, что завтра приходить в школу не обязательно, то как они бы поступили?», они ответили, следующим образом:

Пошли бы в школу: 41 %, не пошли бы – 32%, сомневаются – 27%

К тому, как они относятся, чтобы уроки в школе отменяли - 17 %  это бы не понравилось, но есть дети которым это нравится – 43%, остальные -  40% сомневаются.

На вопрос как вы относитесь к домашним заданиям, ответили по - разному, 30%, чтобы домашние задания были, 41% нет, сомневаются – 29% обучающихся.

Многие обучающиеся не хотели бы, чтобы в школе были одни перемены- это 63% обучающихся, но есть дети - 27%, которым хотелось, чтобы были одни перемены, но есть  дети которым не нравятся одноклассники в классе – 18% обучающихся.

Анкетирование в 5 классе «Опросник чувств» порадовало тем, что:

  • Спокойны -16 чел. – 66%
  • Уверены в себе – 15 чел. – 63%
  • Благодарны – 15 чел. – 63%
  • Имеют желание приходить сюда – 15 чел. – 63%
  • Проявляют симпатию к учителям – 9 чел. – 38%

Но есть и то, что немного огорчило:

  • Усталость проявляется у - 19 чел. – 79%
  • Скука – 12 чел. – 50%
  • Обида – 8 чел. – 33%
  • Страх – 4 чел. – 17%
  • Чувство унижения  - 8 чел. – 33%
  • Тревожность за будущее – 11 чел. – 46 %

Учитель должен заботиться о судьбах детей. Он не унизит ученика, не назовет его неспособным, неумным, так как знает, что у каждого своя не очень легкая судьба, задача учителя – помочь ученику преодолеть трудности.

Без уважения, доверия, любви своих учеников учитель не добьется поставленной цели. Педагог должен научиться быть требовательным, но снисходительным, веселым и живым, но не высокомерным. Особенно с тревожными детьми обращайтесь ровно, не лукавя; учитывая их особенности, наставляйте спокойно, не позволяя оскорбления и насмешки, не допуская криков и гнева, злобы и лицемерия.

В начальной школе очень важно научить ребенка слушать учителя и, не отвлекаясь, выполнять его задания.

  • Учителю нужно следить и за своими действиями, чтобы ненароком не обидеть детей, привлеченных к делу.
  • Учитель должен учитывать особенности не только класса, но и каждого отдельного ребенка, используя личностно ориентированный подход в воспитании, умело сочетая коллективную, групповую и индивидуальную деятельность.
  • Необходимо проявлять интерес к жизни каждого ребенка: к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям.
  • Учитель должен овладеть искусством, задавать вопросы. Каждый вопрос должен быть прост, точен и ясен.
  • Необходимо научиться слушать детей. Автоматизм при этом мешает понять, услышанное.
  • Если ребенок своим поведением у вас вызывает отрицательные эмоции – сообщите ему об этом.
  • Извинитесь перед ребенком, если по какой-то причине не можете сразу ответить на вопрос, с которым он обращается к вам.
  • В отношениях с детьми учителю следует всегда различать дело и личность.
  • Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы, а применяя их на уроках, не забывайте указать автора.
  • Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.

Следуя этим советам, учитель, вероятнее всего, сумеет преодолеть тревожность у школьников, тем самым сохранив его, да и свое здоровье.

Необходимые правила общения с ребенком:

а) глаза учителя должны быть на уровне его глаз;

б) следует принять его позу;

в) присоединяться к его дыханию;

г) использовать в разговоре его интонацию;

д) сесть справа от него;

е) быть с ним всегда;

ж) не следует класть руку на голову.