Классный час «Жизнь дороже всех сокровищ»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ячейка, электронные тетради, суицид несовершеннолетних


Пояснительная записка

Проблема профилактики суицидального поведения обучающихся представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.

Причины суицида возникают как результат социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия родительского внимания, именно поэтому проблема профилактики суицидального поведения у детей и подростков является наиболее важной проблемой современного общества.

Выбор данной категории обучающихся обоснован тем, что именно в подростковом возрасте проблемы поиска смысла жизни и жизненных ориентиров становятся наиболее остры и актуальны. Помимо этого, для детей в этом возрасте важно не только определить жизненные приоритеты, но и презентовать их своим одноклассникам, т.к. общение и самопознание является ведущими в этом сложном возрасте. Выполнение данных упражнений и методик позволяет ребятам глубже заглянуть в свою личность, заявить о себе, поднять самооценку, стать более уверенным в своих силах, обрести смыслы своей жизни.

Цели:

  • Профилактика подросткового суицида.
  • Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков.

Задачи:

  • Формирование положительной самооценки и принятие себя как ценности.
  • Развитие творческих способностей и стремления к реализа­ции личностного потенциала.
  • Познакомить с методами воздействия рекламы на молодежь.
  • Развитие креативности в решении проблемных задач.
  • Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
  • Развивать коммуникативные умения обучающихся.

Форма мероприятия: классный час.

Целевая аудитория: обучающиеся 7 класса.

Пространственно-временные условия проведения мероприятия: Классный час рассчитан на 50-60 минут. Проводится в кабинете педагога-психолога, с хорошим освещением, с достаточным количеством посадочных мест, кабинет звукоизолирован и территориально отдален. Во время классного часа на входной двери необходимо вывесить предупреждающий знак о соблюдении тишины: «Спасибо, что не побеспокоили».

Предварительно перед началом классного часа пространство кабинета можно поделить на три зоны, разместив парты и стулья таким образом, чтобы образовалось две группы учеников и было пространство для работы со всеми детьми.

Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование:

  • Стулья по количеству участников в группе, столы.
  • Ноутбук с проектором (для слайдовой презентации темы занятия).
  • Магнитофон и записи спокойной музыки (для практической части классного часа).
  • Музыкальное сопровождение «Алиса в стране чудес - Сказочная музыка».
  • Видеоролик проекта песни «Жить» Игоря Матвиенко.
  • Заготовки цветочков (желтого и голубого цвета для двух команд), заготовки – шаблоны листиков, бабочек, футболки 2 штуки (для девочек и для мальчиков), цветы ромашки со словами песни Олега Газманова «Жить, так жить», стихи о жизни (домашнее задание).
  • На ватмане нарисовано дерево без листьев.
  • Ватман, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ручки, ластики, клей – карандаш, старые журналы и ножницы (дети приносят сами на занятие).
  • Магнитная доска, магниты.
  • Мольберт.
  • Сундучок (для сюрпризов), свеча для релаксации.

Требования к ведущему: Педагог-психолог.

Образование: высшее, профессиональное.

Участник региональной научно-практической конференции «Служба практической психологии образования Ростовской области: актуальные задачи и перспективы» 30.11.17 г. (сертификат министерства образования РО).

Победитель городского конкурса в муниципальном этапе областного конкурса проектов, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Ростовской области в номинации «Организация профилактической работы в образовательной организации, ориентированной на формирование ценностей здорового образа жизни» в проекте «РУКА ПОМОЩИ» (I место).

Победитель областного конкурса в муниципальном этапе областного конкурса проектов, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Ростовской области в номинации «Организация профилактической работы в образовательной организации, ориентированной на формирование ценностей здорового образа жизни» в проекте «РУКА ПОМОЩИ» (II место).

Победитель областного конкурса разработок профилактических мероприятий, направленных на снижение риска суицидов несовершеннолетних Ростовской области в номинации «Классный час» «Жизнь дороже всех сокровищ» (I место).

Ожидаемый результат:

  • Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
  • Эти занятия будут формировать у обучающихся положительную самооценку и принятие себя как ценности.
  • Развивать творческие способности и стремление к реализа­ции личностного потенциала.
  • Познакомят подростков с методами воздействия рекламы на молодежь.
  • Будут развивать креативность в решении проблемных задач.
  • Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
  • Развивать коммуникативные умения обучающихся.
  • Также эта работа позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

Этапы подготовки:

Подготовительный:

  • Беседа на тему: «Жизненные ценности»
  • Подбор музыкального сопровождения.
  • Поиск Видеоролика проекта песни «Жить» Игоря Матвиенко.
  • Приготовление заготовок-цветков (желтого и голубого цвета для двух команд), заготовки – шаблоны листиков, бабочек, футболки 2 штуки (для девочек и для мальчиков).
  • Подготовить ноутбук с проектором, экраном (для слайдовой презентации темы классного часа), мольберт.
  • Нарисовать на ватмане дерево без листьев.
  • Ребятам предлагалось найти песни, стихи на тему: «Жизнь».
  • Приготовление цветов ромашек со словами песни «Жить, так жить», стихи о жизни (домашнее задание). 

Основной:

  • Предлагаются цветы разного цвета по выбору.
  • Приветствие ведущего и игра – активатор « Бегущие огни»
  • Игра «Комплимент»
  • Видеоролик «Жить» Игоря Матвиенко
  • Упражнение «Дерево ценностей»
  • Игра « Придумаем свою рекламу»

 Заключительный:

  • Рефлексия занятия.
  • Итоговый круг «Интересное полезное»

Ход занятия

Вводная часть

Приветствие ведущего и игра – активатор «Бегущие огни».

Цель: Создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы.

Упражнение выполняется, когда обучающиеся стоят в кругу.

 Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на нашем мероприятии. Предлагаю вам выбрать цветок такого цвета, какой вам больше понравился и прикрепить его на левую сторону блузки, рубашки (на тарелочке цветы желтого и голубого цвета по количеству детей, для разделения на 2 группы).

Ведущий передает своему соседу определенное приветствие, сопровождаемое каким-либо движением, например: поклоном, приседанием. Следующий участник повторяет слово и движение и т.д.

Упражнение "Комплимент"

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга в форме имени прилагательного, которое бы начиналось с первой буквы имени того к кому обращен комплимент. Он передает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, добрый", «Света светлая». Получивший мяч передает его по кругу. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Ведущий: Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего классного часа, предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Вслушайтесь в слова песни. Внимание на экран. (Видеоролик проекта песни «Жить» Игоря Матвиенко)

Ведущий: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что прекрасно жить). Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО! ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ ВСЕХ СОКРОВИЩ!

И начать я бы хотела с высказывания Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот, кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.

Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.

 Мозговой штурм.

Упражнение «Дерево ценностей»

Ведущий: У каждого человека есть свои ценности в жизни. Ребята, скажите, пожалуйста, что же такое ценности? (Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.)

Ведущий предлагает каждому участнику по пять листочков, на каждом из которых участники должны написать по одной ценности, которые важны для них (всего в течение трех минут).

Если ребята затрудняются, то им предлагается список, из которого они могут выбрать:

  • учёба;
  • признание со стороны других;
  • материальный достаток;
  • любовь;
  • семья;
  • друзья;
  • справедливость;
  • удовольствие и развлечения;
  • самосовершенствование;
  • здоровье;
  • вера;
  • целеустремленность;
  • свобода;
  • доброта;
  • честность;
  • законопослушание;
  • искренность.

Листочки прикрепляются на «Дерево ценностей». Следует отметить те ценности, которые встречаются неоднократно, обсудить, почему именно они отмечаются большим количеством ребят, а также ценности, которые никем не выбраны.

Диалог с аудиторией. Какова была бы жизнь человека без этих общих ценностей?

Ведущий: У каждого человека - свои ценности. Они многое говорят о человеке, его интересах и склонностях. Именно ценности лежат в основе нашего поведения, побуждают нас к совершению тех или иных поступков.

Основная часть

Упражнение «Телевизионный ролик»

Ведущий: Ребята, представьте, что вы работаете в рекламном агентстве. Вы получили заказ на создание рекламы для подростков, побуждающей их радоваться жизни. Если реклама понравиться заказчику и будет принята, агентство зарабатывает несколько миллионов рублей, которые пойдут на повышение зарплаты сотрудников, организацию отдыха и развитию агентства. Ваша задача на ближайшие 15-20 минут придумать и создать рекламу «ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ ВСЕХ СОКРОВИЩ!». Это будут проекты команд. Результатом вашего проекта будут рисунки и коллаж, которые вы можете дополнить стихами или песней (домашнее задание). И так вам предстоит придумать название вашего рекламного агентства. Можете приступать к работе. Одна команда выбирает рисунки, а вторая коллаж.

Защита своих проектов

Рекламное агентство «Корабль жизни» приготовило «Футболки с надписью» - «Корабль жизни» (для мальчиков), «Все в твоих руках» (для девочек) дополнением было стихотворение.

Рекламное агентство «Нет ничего невозможного» приготовило «Коллаж» (баннер) - «Будь самим собой» дополнением стала песня О.Газманова «Жить так, жить». (Команда предложила исполнить всем вместе песню).

Заключительная

  1. Подведение итогов
  2. Рефлексия занятия.

Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия.

Итоговый круг «Интересное - полезное»

Все участники становятся в круг берут свечу в руки и высказываются о том, что понравилось, удивило, что было полезным и ценным на занятии.

Ведущий: Ребята, вы молодцы! Большое спасибо всем. Вы очень хорошо и старательно работали. Теперь давайте все передавая по кругу свечу скажем:

  • Что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • И какие вопросы остались неразрешёнными?

Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Ведущий: А теперь предлагаю, то что вы говорили, записать на волшебных бабочках и прикрепить на наш «Корабль жизни». (Желающим предлагается на заготовках-бабочках написать свои высказывания и прикрепить на ватман с изображением корабля).

Ведущий: Ребята, посмотрите у меня для вас есть сундучок, что же там лежит? Нет не сокровища, это сладкие призы.

Ведущий: Надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделать для себя правильный выбор. Желаю Вам быть успешными в жизни! Жизнь дороже всех сокровищ! Спасибо всем за активную работу!

Приложение.

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  2.  Битянова М.О. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство,1998.
  3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками – Питер, 2002.
  4. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
  5. Вагин Ю.Р. Авитальная активность. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001
  6. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2002.
  7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, 324 с.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
  9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996, 546 с.
  10. Рудякова О.Н. «Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы».– Волгоград, 2008.
  11. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – Спб.: Речь, 2010. – 230с.
  12. Темплтон Д. Всемирные законы жизни: Роман/ Д.Темплтон; Пер. с англ. Т.Л. Черезовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 610 с.
  13. Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
  14. Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. пособие – М.: Глобус, 2006.