Пояснительная записка
Проблема профилактики суицидального поведения обучающихся представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.
Причины суицида возникают как результат социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия родительского внимания, именно поэтому проблема профилактики суицидального поведения у детей и подростков является наиболее важной проблемой современного общества.
Выбор данной категории обучающихся обоснован тем, что именно в подростковом возрасте проблемы поиска смысла жизни и жизненных ориентиров становятся наиболее остры и актуальны. Помимо этого, для детей в этом возрасте важно не только определить жизненные приоритеты, но и презентовать их своим одноклассникам, т.к. общение и самопознание является ведущими в этом сложном возрасте. Выполнение данных упражнений и методик позволяет ребятам глубже заглянуть в свою личность, заявить о себе, поднять самооценку, стать более уверенным в своих силах, обрести смыслы своей жизни.
Цели:
- Профилактика подросткового суицида.
- Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков.
Задачи:
- Формирование положительной самооценки и принятие себя как ценности.
- Развитие творческих способностей и стремления к реализации личностного потенциала.
- Познакомить с методами воздействия рекламы на молодежь.
- Развитие креативности в решении проблемных задач.
- Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
- Развивать коммуникативные умения обучающихся.
Форма мероприятия: классный час.
Целевая аудитория: обучающиеся 7 класса.
Пространственно-временные условия проведения мероприятия: Классный час рассчитан на 50-60 минут. Проводится в кабинете педагога-психолога, с хорошим освещением, с достаточным количеством посадочных мест, кабинет звукоизолирован и территориально отдален. Во время классного часа на входной двери необходимо вывесить предупреждающий знак о соблюдении тишины: «Спасибо, что не побеспокоили».
Предварительно перед началом классного часа пространство кабинета можно поделить на три зоны, разместив парты и стулья таким образом, чтобы образовалось две группы учеников и было пространство для работы со всеми детьми.
Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование:
- Стулья по количеству участников в группе, столы.
- Ноутбук с проектором (для слайдовой презентации темы занятия).
- Магнитофон и записи спокойной музыки (для практической части классного часа).
- Музыкальное сопровождение «Алиса в стране чудес - Сказочная музыка».
- Видеоролик проекта песни «Жить» Игоря Матвиенко.
- Заготовки цветочков (желтого и голубого цвета для двух команд), заготовки – шаблоны листиков, бабочек, футболки 2 штуки (для девочек и для мальчиков), цветы ромашки со словами песни Олега Газманова «Жить, так жить», стихи о жизни (домашнее задание).
- На ватмане нарисовано дерево без листьев.
- Ватман, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ручки, ластики, клей – карандаш, старые журналы и ножницы (дети приносят сами на занятие).
- Магнитная доска, магниты.
- Мольберт.
- Сундучок (для сюрпризов), свеча для релаксации.
Требования к ведущему: Педагог-психолог.
Образование: высшее, профессиональное.
Участник региональной научно-практической конференции «Служба практической психологии образования Ростовской области: актуальные задачи и перспективы» 30.11.17 г. (сертификат министерства образования РО).
Победитель городского конкурса в муниципальном этапе областного конкурса проектов, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Ростовской области в номинации «Организация профилактической работы в образовательной организации, ориентированной на формирование ценностей здорового образа жизни» в проекте «РУКА ПОМОЩИ» (I место).
Победитель областного конкурса в муниципальном этапе областного конкурса проектов, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Ростовской области в номинации «Организация профилактической работы в образовательной организации, ориентированной на формирование ценностей здорового образа жизни» в проекте «РУКА ПОМОЩИ» (II место).
Победитель областного конкурса разработок профилактических мероприятий, направленных на снижение риска суицидов несовершеннолетних Ростовской области в номинации «Классный час» «Жизнь дороже всех сокровищ» (I место).
Ожидаемый результат:
- Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
- Эти занятия будут формировать у обучающихся положительную самооценку и принятие себя как ценности.
- Развивать творческие способности и стремление к реализации личностного потенциала.
- Познакомят подростков с методами воздействия рекламы на молодежь.
- Будут развивать креативность в решении проблемных задач.
- Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
- Развивать коммуникативные умения обучающихся.
- Также эта работа позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
Этапы подготовки:
Подготовительный:
- Беседа на тему: «Жизненные ценности»
- Подбор музыкального сопровождения.
- Поиск Видеоролика проекта песни «Жить» Игоря Матвиенко.
- Приготовление заготовок-цветков (желтого и голубого цвета для двух команд), заготовки – шаблоны листиков, бабочек, футболки 2 штуки (для девочек и для мальчиков).
- Подготовить ноутбук с проектором, экраном (для слайдовой презентации темы классного часа), мольберт.
- Нарисовать на ватмане дерево без листьев.
- Ребятам предлагалось найти песни, стихи на тему: «Жизнь».
- Приготовление цветов ромашек со словами песни «Жить, так жить», стихи о жизни (домашнее задание).
Основной:
- Предлагаются цветы разного цвета по выбору.
- Приветствие ведущего и игра – активатор « Бегущие огни»
- Игра «Комплимент»
- Видеоролик «Жить» Игоря Матвиенко
- Упражнение «Дерево ценностей»
- Игра « Придумаем свою рекламу»
Заключительный:
- Рефлексия занятия.
- Итоговый круг «Интересное полезное»
Ход занятия
Вводная часть
Приветствие ведущего и игра – активатор «Бегущие огни».
Цель: Создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы.
Упражнение выполняется, когда обучающиеся стоят в кругу.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на нашем мероприятии. Предлагаю вам выбрать цветок такого цвета, какой вам больше понравился и прикрепить его на левую сторону блузки, рубашки (на тарелочке цветы желтого и голубого цвета по количеству детей, для разделения на 2 группы).
Ведущий передает своему соседу определенное приветствие, сопровождаемое каким-либо движением, например: поклоном, приседанием. Следующий участник повторяет слово и движение и т.д.
Упражнение "Комплимент"
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга в форме имени прилагательного, которое бы начиналось с первой буквы имени того к кому обращен комплимент. Он передает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, добрый", «Света светлая». Получивший мяч передает его по кругу. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Ведущий: Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего классного часа, предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Вслушайтесь в слова песни. Внимание на экран. (Видеоролик проекта песни «Жить» Игоря Матвиенко)
Ведущий: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что прекрасно жить). Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО! ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ ВСЕХ СОКРОВИЩ!
И начать я бы хотела с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот, кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.
Мозговой штурм.
Упражнение «Дерево ценностей»
Ведущий: У каждого человека есть свои ценности в жизни. Ребята, скажите, пожалуйста, что же такое ценности? (Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.)
Ведущий предлагает каждому участнику по пять листочков, на каждом из которых участники должны написать по одной ценности, которые важны для них (всего в течение трех минут).
Если ребята затрудняются, то им предлагается список, из которого они могут выбрать:
- учёба;
- признание со стороны других;
- материальный достаток;
- любовь;
- семья;
- друзья;
- справедливость;
- удовольствие и развлечения;
- самосовершенствование;
- здоровье;
- вера;
- целеустремленность;
- свобода;
- доброта;
- честность;
- законопослушание;
- искренность.
Листочки прикрепляются на «Дерево ценностей». Следует отметить те ценности, которые встречаются неоднократно, обсудить, почему именно они отмечаются большим количеством ребят, а также ценности, которые никем не выбраны.
Диалог с аудиторией. Какова была бы жизнь человека без этих общих ценностей?
Ведущий: У каждого человека - свои ценности. Они многое говорят о человеке, его интересах и склонностях. Именно ценности лежат в основе нашего поведения, побуждают нас к совершению тех или иных поступков.
Основная часть
Упражнение «Телевизионный ролик»
Ведущий: Ребята, представьте, что вы работаете в рекламном агентстве. Вы получили заказ на создание рекламы для подростков, побуждающей их радоваться жизни. Если реклама понравиться заказчику и будет принята, агентство зарабатывает несколько миллионов рублей, которые пойдут на повышение зарплаты сотрудников, организацию отдыха и развитию агентства. Ваша задача на ближайшие 15-20 минут придумать и создать рекламу «ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ ВСЕХ СОКРОВИЩ!». Это будут проекты команд. Результатом вашего проекта будут рисунки и коллаж, которые вы можете дополнить стихами или песней (домашнее задание). И так вам предстоит придумать название вашего рекламного агентства. Можете приступать к работе. Одна команда выбирает рисунки, а вторая коллаж.
Защита своих проектов
Рекламное агентство «Корабль жизни» приготовило «Футболки с надписью» - «Корабль жизни» (для мальчиков), «Все в твоих руках» (для девочек) дополнением было стихотворение.
Рекламное агентство «Нет ничего невозможного» приготовило «Коллаж» (баннер) - «Будь самим собой» дополнением стала песня О.Газманова «Жить так, жить». (Команда предложила исполнить всем вместе песню).
Заключительная
- Подведение итогов
- Рефлексия занятия.
Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия.
Итоговый круг «Интересное - полезное»
Все участники становятся в круг берут свечу в руки и высказываются о том, что понравилось, удивило, что было полезным и ценным на занятии.
Ведущий: Ребята, вы молодцы! Большое спасибо всем. Вы очень хорошо и старательно работали. Теперь давайте все передавая по кругу свечу скажем:
- Что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным?
- Какие чувства вы испытывали?
- И какие вопросы остались неразрешёнными?
Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.
Ведущий: А теперь предлагаю, то что вы говорили, записать на волшебных бабочках и прикрепить на наш «Корабль жизни». (Желающим предлагается на заготовках-бабочках написать свои высказывания и прикрепить на ватман с изображением корабля).
Ведущий: Ребята, посмотрите у меня для вас есть сундучок, что же там лежит? Нет не сокровища, это сладкие призы.
Ведущий: Надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделать для себя правильный выбор. Желаю Вам быть успешными в жизни! Жизнь дороже всех сокровищ! Спасибо всем за активную работу!
Список используемой литературы
- Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Битянова М.О. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство,1998.
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками – Питер, 2002.
- Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
- Вагин Ю.Р. Авитальная активность. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2002.
- Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, 324 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996, 546 с.
- Рудякова О.Н. «Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы».– Волгоград, 2008.
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – Спб.: Речь, 2010. – 230с.
- Темплтон Д. Всемирные законы жизни: Роман/ Д.Темплтон; Пер. с англ. Т.Л. Черезовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 610 с.
- Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
- Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. пособие – М.: Глобус, 2006.