Профессиональная проба в рамках элективного курса «Основы рекламного дела»

Разделы: Технология


В связи с существующей проблемой выбора профессии старшеклассниками одним из направлений профориентационной работы в школе является организация профессиональных проб школьников. Представленный материал раскрывает содержание и организацию профессиональной пробы учащихся в рамках элективного курса, что позволяет эффективно использовать его для профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональная проба, основы рекламного дела, проблемы профориентационной работы, деятельностные формы обучения.

В современном быстро меняющемся мире проблема выбора профессии для старшеклассников становиться все более актуальной. Ведь ранняя профориентация способствует правильному и осознанному выбору профессии, а в дальнейшем и построению успешной профессиональной карьеры. Но большинство выпускников школ не имеют представления о реальном положении на современном рынке труда. Для большого количества старших школьников характерны неустойчивые интересы к профессиональной деятельности, а также трудности, связанные с определением и оценкой своего выбора. Необходимо отметить основные проблемы профориентационной работы в современной школе. С одной стороны, это низкая информированность школьников и, как следствие, ошибки при выборе профессии, низкая мотивация, недостаток внимания со стороны родителей к этим проблемам. С другой стороны, это неэффективные инструменты школьной профориентационной службы, ограниченное число социальных практик и профессиональных проб, сокращение курса «Твоя профессиональная карьера».

Выходом из сложившейся ситуации может быть включение учащихся в систему практико-ориентированной деятельности в рамках элективных курсов, реализующих профессиональные пробы. Профессиональная проба – это профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

Чаще всего профильные элективные курсы, предлагаемые старшеклассникам, предусматривают углубленное изучение тех или иных разделов предметной области. Однако есть предметные курсы, помогающие выпускникам определять и уточнять свои профессиональные намерения. К ним можно отнести элективный курс «Основы рекламного дела» автора-составителя Просихиной О.Ю*. Новизной программы элективного курса является практико-ориентированная направленность и возможность приобретения допрофессиональных знаний о профессиях в области рекламы, таких как маркетолог, менеджер, арт-директор и т.д. Актуальность данного курса заключается в востребованности знаний в области рекламы как для осознанного выбора профессии, так и для повседневной жизни.

_____________

* "Технология. 10–11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие" Бобровская Людмила Николаевна, Башкова В.А., Вуйко И.Г

На основе авторского курса была разработана рабочая программа элективного курса «Основы рекламного дела» для учащихся 10-го класса, рассчитанная на 35 учебных часов. Программа реализовывалась в течении двух лет.

Целью обучения по программе является получение учащимися знаний в области рекламного дела и профессиональная проба. Задачи: изучение основ рекламного дела, формирование умений и навыков рекламирования, воспитание грамотного потребителя и рекламодателя. В результате выполнения программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий: реклама, виды рекламы, функции рекламы, фирменный стиль, товарный знак, логотип, слоган, основные направления распространения рекламы, рекламная компания. На основе полученных знаний учащиеся должны уметь: создавать рекламные обращения, логотипы, слоганы, разрабатывать план рекламной компании.

Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения дополнялись и закреплялись практическими заданиями, чтобы учащиеся в конкретных жизненных ситуациях могли использовать знание основ рекламного дела как в качестве потребителей, так и в качестве рекламодателей.

Форма проведения занятий была основана на деятельностных приемах группового обучения. Методы тренинговой работы были направлены на то, чтобы максимально выявить возможности учащихся при осуществлении профессиональной пробы в условиях работы учебной группы. Эти методы включают: психогимнастику, ролевое проигрывание, проективное рисование, групповую дискуссию, методы ТРИЗ, защиту проектов.

Для реализации практической части курса были разработаны следующие практические задания:

  • Определение вида и функции рекламы,
  • Описание достоинств и недостатков рекламы,
  • Анализ правовой стороны рекламы,
  • Применение цвета и света в рекламе,
  • Разработка уникального предложения,
  • Множественность, контрастность, эмоциональность,
  • Создание печатной рекламы,
  • Создание рекламного ролика,
  • Разработка рекламной компании.

Особенностями профессиональной пробы в рамках элективного курса являются следующие:

  • на каждом этапе профессиональной пробы происходит оценка профессионально важных качеств;
  • результатом профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности;
  • процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о профессиях в сфере рекламы;
  • развивающий характер профессиональной пробы достигается за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий;
  • профессиональная проба формирует отношение к сфере профессиональной деятельности в области рекламы.

Отчетность по итогам освоения отдельных тем курса проводилась в форме тестового контроля и выполнения творческих заданий. Так, например, после изучения раздела «Основы рекламной деятельности» учащиеся выполняли зачетную работу. (Рис. 1)

Рисунок 1. Зачетная работа №1

Итоговый контроль проходил в форме защиты проектов планов рекламной компании. План рекламной компании разрабатывался по определенному алгоритму. (Рис. 2)

Рисунок 2. Алгоритм разработки плана рекламной компании

Результатом обучения для учащихся по программе элективного курса была итоговая оценка с занесением в приложение аттестата об образовании. По итогам обучения были показаны следующие результаты: первый год обучения – успеваемость составила 100%, качество 83%, второй год обучения – 100% и 87% соответственно.

По окончании школы 9 слушателей элективного курса выбрали профессии в сфере рекламного дела менеджмент по рекламе, маркетинг в индустрии моды, дизайнер и т.д. Но самое главное, что в настоящий момент эти выпускники успешно работают в выбранной сфере деятельности.

Элективный курс «Основы рекламного дела» не единственный курс, в рамках которого возможна профессиональная проба. Существуют такие программы как «Основы избирательного права», «Основы эмбриологии», «Основы медицинских знаний», «Основы издательского дела», «Основы морского дела» и т.д. Потенциал таких элективов для организации профориентационной работы в школе достаточно большой, если в рамках курсов будут организованы профессиональные пробы.

Список литературы

  1. Бобровская Людмила Николаевна, Башкова В.А., Вуйко И.Г. "Технология. 10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие" «Планета (уч)» Волгоград-2011.
  2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5–11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011.