Место в учебном плане: 35 урок (5 уроков в неделю).
Количество человек: 28.
Продолжительность урока: 2 урока по 45 минут.
Тип урока: Комбинированный урок (открытие новых знаний, закрепление имеющихся знаний и навыков, обобщение и систематизация знаний из разных предметных областей.
Цель урока: ознакомление с геометрическими фигурами: равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, трапеция, прямоугольная трапеция, параллелограмм на примере танграма.
Задачи:
Образовательные:
- На основе ранее изученного геометрического материала познакомить обучающихся с новыми видами геометрических фигур
- Научить правильно писать слова, называющие геометрические фигуры
- Научить самостоятельно разбивать квадрат на части танграма и составлять заданную модель
Развивающие
- Создать на уроке условий для развития мыслительных способностей
- Формировать умение анализировать и систематизировать полученные знания
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки
- Развивать мелкую моторику кистей рук
- Пополнить словарный запас учащихся
Воспитательные
- Формировать познавательный интерес к математике, русскому языку
- Формировать культуру коммуникативного общения
Практические
- Научиться самостоятельно разрезать квадрат на части танграма
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Напоминает о правилах работы с ножницами. |
Д. приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Вводная часть (актуализация имеющихся знаний) |
Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Оно будет включать в себя математику, русский язык и технологию. А поможет нам этот объект. Что вы знаете об этом объекте? |
Отвечают, например: |
Постановка задач |
Как вы думаете, что мы будем делать и как объединить с его помощью три предметных области? |
Отвечают, например: |
Основная часть |
Демонстрирует лист бумаги прямоугольной формы |
Узнают прямоугольник, аргументируют ответ. |
Систематизация имеющихся знаний (русский язык, математика, технология) |
Как сделать из прямоугольника квадрат? Давайте выполним эти действия. Обратите внимание на линию сгиба в получившемся квадрате. Как она называется? |
Предлагают способ деятельности. Называют слово диагональ, знакомятся с определением. Узнают новое значение этого слова. |
|
Разрежем этот квадрат по линии сгиба. Как называются получившиеся фигуры? |
Разрезают. |
Знакомство с новыми характеристиками известных объектов (русский язык, математика, технология) |
Берет один треугольник: |
Отвечают, например: Выполняют действие |
|
Берем второй большой треугольник. Соединяем нижние углы и сгибом обозначаем точку середины его основания |
Выполняют действие по инструкции |
Знакомство с новым объектом (математика, русский язык, технология) |
У нас получился еще один треугольник и новая геометрическая фигура. |
Высказывают предположения: |
Предлагает записать слово трапеция в словарь, выделить опасные места Слышали ли вы это слово в другом значении? Предлагает обратиться к толковому словарю. http://ozhegov.info/slovar |
Высказывают предположения, основываясь на личном опыте. | |
|
Разрезаем по линии сгиба. Треугольник откладываем к готовым фигурам танграма. |
Выполняют действие |
|
Складываем трапецию пополам, разрезаем. |
Высказывают предположения: |
|
У нас получилась прямоугольная трапеция. |
Рассматривают трапецию, находят прямой угол, тупой и два острых. Называют признаки тупых и острых углов. |
|
Возьмем одну трапецию, соединим тупой угол с нижним прямым углом, разрежем. |
Выполняют действие по инструкции. |
|
Возьмём вторую трапецию, соединим острый угол с прямым. Разрежем по линии сгибаю Какие фигуры получились? |
Выполняют действие по инструкции, называют фигуры: квадрат, треугольник. |
|
Посчитайте, сколько фигур у вас получилось |
Считают фигуры (их 7) |
Итоговая часть |
У. предлагает детям проверить, получился ли у них танграм. Для этого предлагает ученикам вспомнить алгоритм их действий во время урока. |
Дети вспоминают алгоритм действий. |
Соберите квадрат из полученных семи геометрических фигур. | Собирают квадрат. | |
Практическая деятельность |
У. предлагает детям попрактиковаться в сборе фигур из деталей танграма. |
Выбирают для себя уровень сложности задания, собирают картинку. |
Объединение результатов работы |
Организует выставку работ учащихся |
Осуждают работы и делятся своими мнениями |
Рефлексия |
У. предлагает учащимся закончить любую из предложенных фраз: |
Рефлексируют свою деятельность на уроке, например: |