Программное содержание:
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, её героическое прошлое;
- Воспитывать уважение и благодарность людям, защитившим страну от врагов;
- Развивать нравственные чувства сопереживания, сострадания на примерах жизни детей в военное время;
- Рассказать и показать детям о жизни детей в годы войны;
- Развивать речь, закреплять умение грамматически правильно строить предложение при ответе на вопрос.
Оборудование и материалы:
- Комплект оборудования: мультимедиа проектор, компьютер, экран;
- Информационно-дидактический игровой комплект «Детям о Победе»;
- Книга А.Печёрской «Дети - герои Великой Отечественной войны», другие книги и материалы по данной теме;
- Фотография Зины Портновой;
- Фонограмма песни «Священная война», муз. А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача.
Предварительная работа:
- Рассказ и беседа с детьми о Великой отечественной войне;
- Чтение рассказов из книги А.Печёрской «Дети – герои Великой Отечественной войны»
Ход образовательной деятельности
В группе расставлены книги о детях-героях, иллюстрации, портреты;
Наглядный материал информационно-дидактического игрового комплекта « Детям о Победе», тема «Дети на войне»
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами ещё раз поговорим о трудном времени для нашей страны – о Великой Отечественной войне. Кто помнит, когда она началась? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, 22 июня 1941 года, в обычный летний день неожиданно на нашу Родину напал злой и сильный враг, началась самая страшная – Великая Отечественная война.
Звучит фонограмма первого куплета песни «Священная война», муз. А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача.
Воспитатель: Весь народ встал на защиту нашей Родины – от мала до велика. Отцы, деды, старшие братья, а порой и матери уходили на фронт. На плечи детей легли тяготы военного времени. Посмотрите на экран. Это фотографии военных лет.
Педагог включает проектор, показывает презентацию комплекта «Детям о Победе» (в режиме покадрового просмотра), фотографии из частей « Помощь тыла» и « Дети на войне». Содержание рассказа педагога может быть взято из комментария к фотографиям (исторической справки), который представлен в методическом пособии «Детям о Победе».
Воспитатель: В тылу дети наравне с взрослыми вели хозяйство, работали на фабриках и военных заводах, где делали орудия для фронта.
(кадры 47 – 48) Посмотрите вот на эту фотографию. Маленькие дети стоят у станка.
(кадр 49) А это мальчик качается на качелях, подвешенных на немецкой пушке, а рядом с ними девочка, сама ещё ребёнок, а держит на руках малыша.
(кадр 50) Ребята собирали тёплые вещи для фронтовиков, помогали раненым воинам в госпиталях: писали за них письма, выступали с концертами.
(кадр 51) Посмотрите, а этому мальчику всего 6 лет, а он уже воевал вместе с бойцами на фронте и даже получил медаль.
(кадры 52-53) На этих фотографиях не просто мальчишки, а настоящие солдаты.
Ребята, подумайте, их можно назвать героями? Почему? Ответы детей.
Воспитатель: За годы войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями. Мы с вами уже читали о детях – героях войны.
Кого из них вы помните? Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я хочу прочитать вам о подвиге девочки – Зины Портновой. Показ фотографии. Внимательно вглядитесь в её лицо. Эта фотография сделана до войны, когда Зина была просто обычной девочкой. А желание во что бы то ни стало победить врага, сделало её героем.
Послушайте рассказ о её подвиге.
Воспитатель читает рассказ «Зина Портнова» из книги А.Печёрской «Дети – герои Великой Отечественной войны». После чтения воспитатель проводит беседу с детьми, предлагая им ответить на вопросы:
- Где застала девочек война?
- Кем была Зина и её сестрёнка Галина?
- Кем и где работала Зина?
- Как помогала взрослым партизанам?
- Что случилось с девочкой, когда она наткнулась на засаду?
- Как вела себя Зина, когда её арестовали?
- Почему она ни слова не сказала фашистам о разведчиках?
- Какая была Зина Портнова?
- А вы хотели ли быть похожими на Зину? Почему? Ответы детей
Воспитатель: Вот такой смелой и отважной девочкой была Зина Портнова. За боевые подвиги, за мужество и бесстрашие, за преданность Родине, Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это очень высокая награда!
Мы сегодня много узнали о детях военного времени, об их подвигах. Ребята, а как вы думаете, почему дети так геройски сели себя на войне? Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, они любили свою Родину и, как могли, защищали её от врагов и очень ждали победы. Сейчас все те, кто был во время войны ребёнком, стали старенькими. Но подвиги их детских лет мы будем помнить всегда, мы должны всегда быть им благодарными за Победу!