Элективные курсы являются элементом вариативной части учебного плана. Из Письма Министерства образования и науки Российской Федерации "О методических рекомендациях по реализации элективных курсов" [6] следует, что элективные курсы на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов, к числу важнейших из них следует отнести [5]:
- интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами;
- широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания при изучении практически всех предметов;
- значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы;
- приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;
- освоение метода проектной деятельности.
Как показывает практика, наиболее эффективными для элективных курсов являются современные педагогические технологии, ориентированные на [4]:
- активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие;
- технологию учебных проектов;
- технологию учебного исследования.
Сегодня каждый умеющий самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность школьник должен владеть поиском нужной ему информации по заданной тематике в источниках самых разных типов, уметь ее целенаправленно обрабатывать, а также представлять результат этой обработки в самых разнообразных формах. Сегодня особенно востребован в системе профильного образования на старшей ступени курс «Создание Web-сайта».
Умение создавать свой Web-сайт и представлять с помощью этого сайта информацию в удобном для восприятия и использования другими людьми виде - это ступенька в развитии профессиональной карьеры школьника. Используемые в достижении этого результата педагогические методы - технология учебного проекта и технология учебного исследования - имеют научно-практическую значимость, так как практико-ориентированный тип учебного проекта «Создание Web-сайта» в конечном итоге - это созданный интеллектуальный продукт. Это интеллектуальный продукт школьника.
Разработанный нами элективный курс в отличие от других существующих курсов по созданию Web-сайта [2], [3], [10] учитывает использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых технология CSS3 (Cascading Style Sheets 3 - каскадные таблицы стилей третьего поколения), технология DOM (Document Object Model - «объектная модель документа»), технология AJAX (Asynchronous Javascript and XML - «асинхронный JavaScript и XML» - подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов Web-приложений). Также затрагивается вопрос генерации HTML-документов на серверной стороне с использованием скриптов, написанных на языке PHP.
Подходя к учебно-методическим характеристикам курса, отдельно следует отметить, что элективный курс «Создание Web-сайта»:
- решает одну из главных задач профильной школы - подготавливает обучающихся к жизни в информационном обществе;
- является фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области Web-технологий;
- имеет межпредметный, интеграционный характер, поскольку с успехом может использоваться в других профилях старшей школы - гуманитарных, естественно-научных, экономических¸ социальных и т.д. Это определяется тем, что средства Web-технологий для представления данных применяются во всех сферах современного общества.
В образовательном процессе данный курс является предметом по выбору для учащихся 10 класса старшей профильной школы. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение учебного года по 2 часа в неделю, что соответствует рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации [6].
В процессе достижения предметных результатов у школьника формируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве, осваиваются роли и формы социальной жизни в группах и сообществах. Достигается личностный, значимый для школьника результат, которым является в данном курсе целостный Web-сайт в Интернете, при создании которого освоенные Web-технологии выступают отдельным образовательным продуктом. Курс развивает и углубляет содержание базового и профильного курсов информатики в области программирования (язык HTML), компьютерной графики, сети Интернет, в области технологий доступа к базам данных, работы с ними и т.д.
Курс разбит на этапы, каждый из которых представляет собой изучение определенной информационной технологии или необходимой ее части. Занятия включают объяснение нового материала в форме лекций, наглядную демонстрацию в форме комбинированного урока, практикум, который является необходимым типом занятий и выполняется с помощью компьютера, подключенного к сети Интернет, и необходимых программных средств. Форма учебной работы - классно-урочная. Как уже отмечалось, особенностью курса является исследовательская деятельность, а результатом - проектная работа по разработке и созданию каждым обучающимся своего Web-сайта.
Практические навыки проектирования, конструирования и размещения Web-сайта учащимися приобретаются в результате овладения ими знаниями по темам, сформулированным в этапах курса, и умениями, полученными в результате проводимых практических работ.
Каждый учащийся, приобретая знания и умения из области компьютерных технологий, развивает не только технические способности, но и творческие (художественные, литературные и т.д.) и может применять их, создавая сайт по любой интересующей его теме.
Межпредметные связи курса позволяют школьникам полностью выявить свои интересы и способности в области информационных технологий и применять их в других учебных курсах, таким образом подготовив себя к осознанному выбору интернет-профессий.
Метод проектов, используемый в элективном курсе «Создание Web-сайта» позволяет учащимся приобрести навыки системного подхода к решению задач посредством развития у них самостоятельности в процессе работы и установлением равноправного партнерского общения не только между собой, но и с учителем. Достигаются личностные результаты воспитания и развития.
Освоенный курс повышает учебную мотивацию и, как следствие, качество приобретаемых знаний.
Говоря об используемой методике, то при разработке тематического планирования элективного курса «Создание Web-сайта» учитывались следующие положения:
- Все учащиеся, вне зависимости от их входного уровня обучаются по одной и той же программе элективного курса, тематическое планирование которого представлено в данной статье в виде содержания курса и учебно-тематического плана.
- Единицей учебного курса является блок уроков. Каждый блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части.
- Изучение каждого блока построено с использованием таких элементов учебного процесса, как: лекция, практическое занятие, комбинированное занятие. Представление изучаемых материалов сопровождается наглядной Web-демонстрацией или мультимедийной презентацией.
- Усвоение полученных теоретических знаний отдельно взятой технологии или ее части сопровождается выполнением практической работы.
- Выполняемые практические работы являются составными частями одной практико-ориентированной работы «Моя первая страничка», которую поэтапно выполняет каждый обучающийся под общим руководством учителя. Такой метод общих проектов вовлекает учеников в коллективные рассуждения и учит принимать взвешенные проектные решения.
- Результатом освоения элективного курса является самостоятельно выполненная работа "Создан Web-сайт" на тему, выбранную обучающимся, и ее защита.
Тематическое планирование представлено ниже в виде тематического плана и содержания курса.
Тематический план
№
|
Тема |
Кол-во
|
В том числе |
||
Теория |
Практика |
Комбини-
|
|||
1 |
Понятие сети Интернет |
4 |
3 |
1 |
|
1.1 |
Введение.
|
2 |
1,5 |
0,5 |
|
1.2 |
Основные понятия.
|
2 |
1,5 |
0,5 |
|
2. |
Средства верстки Web-страниц |
10 |
7 |
2 |
1 |
2.1 |
Структура HTML-документа.
|
2 |
2 |
||
2.2 |
Язык HTML.
|
4 |
4 |
||
2.3 |
Редакторы для верстки Web-страниц.
|
4 |
1 |
2 |
1 |
3. |
Графика в Web |
7 |
5 |
2 |
|
3.1 |
Основные форматы файлов, используемые при верстке сайтов.
|
2 |
2 |
||
3.2 |
Различные графические редакторы.
|
2 |
2 |
2 |
|
3.3 |
Интеграции графики в Wеb-страницу. Размещение изображений в HTML-документах. |
2 |
1 |
||
4. |
Каскадные таблицы стилей (CSS) |
8 |
5,5 |
2 |
0,5 |
4.1 |
Понятие стилей и их функциональное назначение. Назначение и основы CSS. История развития CSS. Идея наследования стилей в CSS. Механизмы подключения CSS к документу. |
1 |
1 |
||
4.2 |
Создание каскадных таблиц стилей.
|
5 |
4,5 |
0,5 |
|
4.3 |
Оформление Web-страницы в едином стиле. Практическая работа «Оформление работы «Моя первая страничка» в едином стиле с использованием возможностей CSS3». |
2 |
2 |
||
5. |
Динамика в Web-страницах |
8 |
5,5 |
2 |
0,5 |
5.1 |
Скриптинг на клиентской стороне.
|
0,5 |
0,5 |
||
5.2 |
Java-скрипт как основное средство написания динамических сайтов.
|
2 |
2 |
||
5.3 |
Понятие о DOM (об объектной модели документа).
|
4,5 |
2 |
2 |
0,5 |
5.4 |
Понятие об AJAX как средстве асинхронного обмена данными между Web-страницами и сервером.
|
1 |
1 |
||
6. |
Язык PHP как средство разработки серверной части сайта |
15 |
9 |
4 |
2 |
6.1 |
Введение в PHP.
|
1 |
1 |
||
6.2 |
Синтаксис.
|
4 |
4 |
||
6.3 |
Дополнительные возможности языка PHP. Обработка ошибок. Создание изображений и манипуляции с ними.HTTP-аутентификация в PHP. Куки. Обработка загрузки файлов. Использование удалённых файлов. Обслуживание соединений. Постоянные соединения с базами данных. Безопасный режим. Использование PHP из командной строки. |
3 |
3 |
||
6.4 |
Разворачивание PHP-скриптов на сервере. Протоколы SSH и FTP для доступа к удаленному серверу и загрузки данных на него. Демонстрация загрузки и запуска PHP-скриптов на сервере. Демонстрация механизмов отладки PHP-скриптов. |
3 |
1 |
2 |
|
6.5 |
Практическая работа «Генерация HTML-страниц на сервере с использованием языка PHP для работы «Моя первая страничка». |
4 |
2 |
2 |
|
7 |
Самостоятельное создание своего Web-сайта. |
16 |
14 |
2 |
|
7.1 |
HTML-верстка с использованием каскадных таблиц стилей. Разработка графического контента. Добавление динамической составляющей сайта. Написание серверных PHP-скриптов. Отладка работы Web-страниц. |
14 |
14 |
||
7.2 |
Защита проекта. |
2 |
2 |
||
ВСЕГО: |
68 |
35 |
26 |
7 |
Содержание курса
1. Понятие сети Интернет (4 часа). Школьники узнают, как создавалась и развивалась сеть Интернет, что такое сетевые технологии, сетевые узлы, а также о существующих механизмах взаимодействия между ними. Знакомятся с основами построения сетей, с подключением к сети Интернет. Узнают о браузере как средстве доступа к Web-страницам, протоколах, интерфейсах и серверах, обслуживающих запросы. Видят наглядно работу различных браузеров при доступе к Web-ресурсам и сценарий обмена данными между Web-клиентом и Web-сервером. Получают основное понятие о гипертексте как основной составляющей документов при обмене данными между Web-серверами и Web-клиентами.
2. Средства верстки Web-страниц (10 часов). Старшеклассники узнают, как создаются Web-страницы и HTML-документ. Знакомятся с основными тегами - командами языка НTML, с текстовыми и графическими редакторами для верстки Web-страниц, получают первые навыки работы. Наглядно видят верстку страницы в текстовом редакторе. Учатся редактировать и форматировать HTML-текст, знакомятся со способами организации информации на сайте. Учатся располагать информацию в необходимом месте на странице, делить экран на отдельные окна и управлять содержимым этих окон, устанавливать гипертекстовые связи между страницами, создавать различные интерактивные элементы. Создают свою первую простейшую Web-страничку и рассматривают дополнительные возможности по оформлению Web-страниц, наглядно видя верстку страницы в графическом редакторе. Выявляют преимущества и недостатки верстки, сделанной вручную (в текстовом редакторе), и верстки, сделанной в графическом редакторе.
3. Графика в Web (7 часов). Ученики знакомятся с основными понятиями обработки графической информации, с форматами графических файлов, их достоинствами и недостатками, возможностями использования графики на Web-страницах. Узнают, как размещать изображения в HTML-документах, управлять их размерами и положением на странице. Выполняют практическую работу по дополнению графикой своей первой странички, сделанной в текстовом редакторе.
4. Каскадные таблицы стилей (CSS) (8 часов). Обучающиеся знакомятся с основами создания каскадных таблиц стилей - CSS. Наглядно видят примеры верстки каскадных таблиц стилей. Учатся создавать анимацию отдельных элементов, поддерживаемую браузером, с использованием технологии CSS3. Оформляют свою работу «Моя первая страничка» в едином стиле благодаря возможностям технологии СSS3.
5. Динамика в Web-страницах (8 часов). Школьники знакомятся с основным средством написания динамических сайтов. Понимают, как можно менять структуру Web-страницы без её перезагрузки, наглядно видя добавление динамических элементов в Web-страницу. Добавляют в свою работу «Моя первая страничка» динамику. Узнают о средстве асинхронного обмена данными между Web-страницами и сервером.
6. Язык PHP как средство разработки серверной части сайта (15 часов). Ребята учатся языку PHP и его дополнительным возможностям, позволяющим динамически генерировать HTML-страницы, что придает гибкость Web-сайту. Узнают о протоколах SSH и FTP для доступа к удаленному серверу и загрузки данных на него. Наглядно видят загрузку и запуск PHP-скриптов на сервере и механизмы их отладки. Для работы «Моя первая страничка» с использованием языка PHP производят генерацию HTML-страниц на сервере.
7. Самостоятельное создание и представление своего Web-сайта (16 часов). Заключительный этап элективного курса. Представляют мини-проект.
Школьники, посещающие данный элективный курс, ежегодно представляют свои самые достойные проекты на районной конференции «Купчинские юношеские чтения» на секции по информатике «ПРОФИ» в номинации Web-технологии. Демонстрируя свои работы, ребята делятся знаниями, творчеством, изобретательностью. Совместно с жюри конкурса они видят и оценивают достижения своих сверстников, формируют со своими руководителями для себя дальнейшие пути совершенствования своих проектов. Итогом выполненных работ является очевидность значимых личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных в процессе разработки, изучения и создания Web-сайтов. Кроме вышеуказанных эффектов и результатов этого конкурса, отдельное значение имеет приобретенный школьниками опыт умения выступать перед аудиторией, наряду с творческим раскрытием потенциала происходит гармоничное развитие личности.
Поскольку новизна содержания элективного курса «Создание Web-сайта» была продиктована в основном двумя предпосылками: новыми, постепенно вводимыми требованиями ФГОС, предъявляемыми к образовательному процессу и стремительно развивающимися информационными и телекоммуникационными технологиями, то в качестве вывода в осуществлении подхода к содержанию тематического планирования нового элективного курса хочется дать коллегам рекомендацию: разработку курса с самого начала целесообразно строить на основе понимания требований, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и целей, на достижение которых направлен курс. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом, компенсируют ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей школьников.
Список источников
- Богомолова О.Б., Об элективных курсах общего назначения по информатике и ИКТ для профильного обучения школьников// Труды XIV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика - 2007» Санкт-Петербург, июнь 2007.
- Васильева Ю. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/08/06/rabochaya-program.
- Козлова Е. http://www.collection.edu.ru/default.asp?ob_no=20777.
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. Образования; под ред. А.М.Кандакова, А.А.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. (Стандарты второго поколения).
- Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр.24-29.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 03-413 "О методических рекомендациях по реализации элективных курсов".
- Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Хуторской А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.: учеб.пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений / А.В.Хуторской, А.П.Орешко. - М.: Дрофа, 2007. - 253, [3] с.: ил., 1 л.цв.вкл. (Элективные курсы).