Роль элективных курсов при профильном обучении информационным технологиям старшеклассников

Разделы: Информатика


Элективные курсы являются элементом вариативной части учебного плана. Из Письма Министерства образования и науки Российской Федерации "О методических рекомендациях по реализации элективных курсов" [6] следует, что элективные курсы на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов, к числу важнейших из них следует отнести [5]:

  • интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами;
  • широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания при изучении практически всех предметов;
  • значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы;
  • приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;
  • освоение метода проектной деятельности.

Как показывает практика, наиболее эффективными для элективных курсов являются современные педагогические технологии, ориентированные на [4]:

  • активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие;
  • технологию учебных проектов;
  • технологию учебного исследования.

Сегодня каждый умеющий самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность школьник должен владеть поиском нужной ему информации по заданной тематике в источниках самых разных типов, уметь ее целенаправленно обрабатывать, а также представлять результат этой обработки в самых разнообразных формах. Сегодня особенно востребован в системе профильного образования на старшей ступени курс «Создание Web-сайта».

Умение создавать свой Web-сайт и представлять с помощью этого сайта информацию в удобном для восприятия и использования другими людьми виде - это ступенька в развитии профессиональной карьеры школьника. Используемые в достижении этого результата педагогические методы - технология учебного проекта и технология учебного исследования - имеют научно-практическую значимость, так как практико-ориентированный тип учебного проекта «Создание Web-сайта» в конечном итоге - это созданный интеллектуальный продукт. Это интеллектуальный продукт школьника.

Разработанный нами элективный курс в отличие от других существующих курсов по созданию Web-сайта [2], [3], [10] учитывает использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых технология CSS3 (Cascading Style Sheets 3 - каскадные таблицы стилей третьего поколения), технология DOM (Document Object Model - «объектная модель документа»), технология AJAX (Asynchronous Javascript and XML - «асинхронный JavaScript и XML» - подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов Web-приложений). Также затрагивается вопрос генерации HTML-документов на серверной стороне с использованием скриптов, написанных на языке PHP.

Подходя к учебно-методическим характеристикам курса, отдельно следует отметить, что элективный курс «Создание Web-сайта»:

  • решает одну из главных задач профильной школы - подготавливает обучающихся к жизни в информационном обществе;
  • является фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области Web-технологий;
  • имеет межпредметный, интеграционный характер, поскольку с успехом может использоваться в других профилях старшей школы - гуманитарных, естественно-научных, экономических¸ социальных и т.д. Это определяется тем, что средства Web-технологий для представления данных применяются во всех сферах современного общества.

В образовательном процессе данный курс является предметом по выбору для учащихся 10 класса старшей профильной школы. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение учебного года по 2 часа в неделю, что соответствует рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации [6].

В процессе достижения предметных результатов у школьника формируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве, осваиваются роли и формы социальной жизни в группах и сообществах. Достигается личностный, значимый для школьника результат, которым является в данном курсе целостный Web-сайт в Интернете, при создании которого освоенные Web-технологии выступают отдельным образовательным продуктом. Курс развивает и углубляет содержание базового и профильного курсов информатики в области программирования (язык HTML), компьютерной графики, сети Интернет, в области технологий доступа к базам данных, работы с ними и т.д.

Курс разбит на этапы, каждый из которых представляет собой изучение определенной информационной технологии или необходимой ее части. Занятия включают объяснение нового материала в форме лекций, наглядную демонстрацию в форме комбинированного урока, практикум, который является необходимым типом занятий и выполняется с помощью компьютера, подключенного к сети Интернет, и необходимых программных средств. Форма учебной работы - классно-урочная. Как уже отмечалось, особенностью курса является исследовательская деятельность, а результатом - проектная работа по разработке и созданию каждым обучающимся своего Web-сайта.

Практические навыки проектирования, конструирования и размещения Web-сайта учащимися приобретаются в результате овладения ими знаниями по темам, сформулированным в этапах курса, и умениями, полученными в результате проводимых практических работ.

Каждый учащийся, приобретая знания и умения из области компьютерных технологий, развивает не только технические способности, но и творческие (художественные, литературные и т.д.) и может применять их, создавая сайт по любой интересующей его теме.

Межпредметные связи курса позволяют школьникам полностью выявить свои интересы и способности в области информационных технологий и применять их в других учебных курсах, таким образом подготовив себя к осознанному выбору интернет-профессий.

Метод проектов, используемый в элективном курсе «Создание Web-сайта» позволяет учащимся приобрести навыки системного подхода к решению задач посредством развития у них самостоятельности в процессе работы и установлением равноправного партнерского общения не только между собой, но и с учителем. Достигаются личностные результаты воспитания и развития.

Освоенный курс повышает учебную мотивацию и, как следствие, качество приобретаемых знаний.

Говоря об используемой методике, то при разработке тематического планирования элективного курса «Создание Web-сайта» учитывались следующие положения:

  • Все учащиеся, вне зависимости от их входного уровня обучаются по одной и той же программе элективного курса, тематическое планирование которого представлено в данной статье в виде содержания курса и учебно-тематического плана.
  • Единицей учебного курса является блок уроков. Каждый блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части.
  • Изучение каждого блока построено с использованием таких элементов учебного процесса, как: лекция, практическое занятие, комбинированное занятие. Представление изучаемых материалов сопровождается наглядной Web-демонстрацией или мультимедийной презентацией.
  • Усвоение полученных теоретических знаний отдельно взятой технологии или ее части сопровождается выполнением практической работы.
  • Выполняемые практические работы являются составными частями одной практико-ориентированной работы «Моя первая страничка», которую поэтапно выполняет каждый обучающийся под общим руководством учителя. Такой метод общих проектов вовлекает учеников в коллективные рассуждения и учит принимать взвешенные проектные решения.
  • Результатом освоения элективного курса является самостоятельно выполненная работа "Создан Web-сайт" на тему, выбранную обучающимся, и ее защита.

Тематическое планирование представлено ниже в виде тематического плана и содержания курса.

Тематический план

Тема

Кол-во
часов

В том числе

Теория

Практика

Комбини-
рованный

1

Понятие сети Интернет

4

3

1

1.1

Введение.
История сети Интернет. Узлы сети; взаимодействие между ними. Браузер как средство доступа к Web-страницам.

2

1,5

0,5

1.2

Основные понятия.
Понятия протокола и интерфейса. Web-серверы и Web-клиенты. Понятие о гипертексте как основной составляющей документов при обмене данными между Web-серверами и Web-клиентами.

2

1,5

0,5

2.

Средства верстки Web-страниц

10

7

2

1

2.1

Структура HTML-документа.
Web-страница как HTML-документ. Основные элементы HTML-документа.

2

2

2.2

Язык HTML.
Теги, используемые для верстки HTML-страниц.

4

4

2.3

Редакторы для верстки Web-страниц.
Текстовые редакторы для верстки Web-страниц. Графические редакторы для верстки Web-страниц.

4

1

2

1

3.

Графика в Web

7

5

2

3.1

Основные форматы файлов, используемые при верстке сайтов.
Параметры графического файла. Растровый формат. Векторный формат. Метафайлы. Сравнение форматов и области их применения.

2

2

3.2

Различные графические редакторы.
Виды графических редакторов и наиболее распространенные графические редакторы. Основные механизмы редактирования графических файлов.

2

2

2

3.3

Интеграции графики в Wеb-страницу. Размещение изображений в HTML-документах.

2

1

4.

Каскадные таблицы стилей (CSS)

8

5,5

2

0,5

4.1

Понятие стилей и их функциональное назначение. Назначение и основы CSS. История развития CSS. Идея наследования стилей в CSS. Механизмы подключения CSS к документу.

1

1

4.2

Создание каскадных таблиц стилей.
Механизмы написания стилей и применение их к HTML-документу. Особенности верстки с использованием технологии CSS3.

5

4,5

0,5

4.3

Оформление Web-страницы в едином стиле. Практическая работа «Оформление работы «Моя первая страничка» в едином стиле с использованием возможностей CSS3».

2

2

5.

Динамика в Web-страницах

8

5,5

2

0,5

5.1

Скриптинг на клиентской стороне.
Цель предпосылки скриптинга. Возможности.

0,5

0,5

5.2

Java-скрипт как основное средство написания динамических сайтов.
Возможности языка. Синтаксис. Типы данных. Основные функции.

2

2

5.3

Понятие о DOM (об объектной модели документа).
Объектная модель браузера. Объектная модель документа и средства динамического создания элементов Web-страниц. Добавление динамических элементов в страницу.

4,5

2

2

0,5

5.4

Понятие об AJAX как средстве асинхронного обмена данными между Web-страницами и сервером.
Сравнение стандартного подхода и AJAX. Сценарий обмена данными между Web-страницей и сервером. История и технология AJAX; преимущества и недостатки.

1

1

6.

Язык PHP как средство разработки серверной части сайта

15

9

4

2

6.1

Введение в PHP.
Область применения. История PHP.

1

1

6.2

Синтаксис.
Базовый синтаксис. Типы. Переменные.
Константы. Выражения. Операции. Структуры управления. Функции. Классы и Объекты. Ссылки. Разъяснение.

4

4

6.3

Дополнительные возможности языка PHP. Обработка ошибок. Создание изображений и манипуляции с ними.HTTP-аутентификация в PHP. Куки. Обработка загрузки файлов. Использование удалённых файлов. Обслуживание соединений. Постоянные соединения с базами данных. Безопасный режим. Использование PHP из командной строки.

3

3

6.4

Разворачивание PHP-скриптов на сервере. Протоколы SSH и FTP для доступа к удаленному серверу и загрузки данных на него. Демонстрация загрузки и запуска PHP-скриптов на сервере. Демонстрация механизмов отладки PHP-скриптов.

3

1

2

6.5

Практическая работа «Генерация HTML-страниц на сервере с использованием языка PHP для работы «Моя первая страничка».

4

2

2

7

Самостоятельное создание своего Web-сайта.

16

14

2

7.1

HTML-верстка с использованием каскадных таблиц стилей. Разработка графического контента. Добавление динамической составляющей сайта. Написание серверных PHP-скриптов. Отладка работы Web-страниц.

14

14

7.2

Защита проекта.

2

2

ВСЕГО:

68

35

26

7

Содержание курса

1. Понятие сети Интернет (4 часа). Школьники узнают, как создавалась и развивалась сеть Интернет, что такое сетевые технологии, сетевые узлы, а также о существующих механизмах взаимодействия между ними. Знакомятся с основами построения сетей, с подключением к сети Интернет. Узнают о браузере как средстве доступа к Web-страницам, протоколах, интерфейсах и серверах, обслуживающих запросы. Видят наглядно работу различных браузеров при доступе к Web-ресурсам и сценарий обмена данными между Web-клиентом и Web-сервером. Получают основное понятие о гипертексте как основной составляющей документов при обмене данными между Web-серверами и Web-клиентами.

2. Средства верстки Web-страниц (10 часов). Старшеклассники узнают, как создаются Web-страницы и HTML-документ. Знакомятся с основными тегами - командами языка НTML, с текстовыми и графическими редакторами для верстки Web-страниц, получают первые навыки работы. Наглядно видят верстку страницы в текстовом редакторе. Учатся редактировать и форматировать HTML-текст, знакомятся со способами организации информации на сайте. Учатся располагать информацию в необходимом месте на странице, делить экран на отдельные окна и управлять содержимым этих окон, устанавливать гипертекстовые связи между страницами, создавать различные интерактивные элементы. Создают свою первую простейшую Web-страничку и рассматривают дополнительные возможности по оформлению Web-страниц, наглядно видя верстку страницы в графическом редакторе. Выявляют преимущества и недостатки верстки, сделанной вручную (в текстовом редакторе), и верстки, сделанной в графическом редакторе.

3. Графика в Web (7 часов). Ученики знакомятся с основными понятиями обработки графической информации, с форматами графических файлов, их достоинствами и недостатками, возможностями использования графики на Web-страницах. Узнают, как размещать изображения в HTML-документах, управлять их размерами и положением на странице. Выполняют практическую работу по дополнению графикой своей первой странички, сделанной в текстовом редакторе.

4. Каскадные таблицы стилей (CSS) (8 часов). Обучающиеся знакомятся с основами создания каскадных таблиц стилей - CSS. Наглядно видят примеры верстки каскадных таблиц стилей. Учатся создавать анимацию отдельных элементов, поддерживаемую браузером, с использованием технологии CSS3. Оформляют свою работу «Моя первая страничка» в едином стиле благодаря возможностям технологии СSS3.

5. Динамика в Web-страницах (8 часов). Школьники знакомятся с основным средством написания динамических сайтов. Понимают, как можно менять структуру Web-страницы без её перезагрузки, наглядно видя добавление динамических элементов в Web-страницу. Добавляют в свою работу «Моя первая страничка» динамику. Узнают о средстве асинхронного обмена данными между Web-страницами и сервером.

6. Язык PHP как средство разработки серверной части сайта (15 часов). Ребята учатся языку PHP и его дополнительным возможностям, позволяющим динамически генерировать HTML-страницы, что придает гибкость Web-сайту. Узнают о протоколах SSH и FTP для доступа к удаленному серверу и загрузки данных на него. Наглядно видят загрузку и запуск PHP-скриптов на сервере и механизмы их отладки. Для работы «Моя первая страничка» с использованием языка PHP производят генерацию HTML-страниц на сервере.

7. Самостоятельное создание и представление своего Web-сайта (16 часов). Заключительный этап элективного курса. Представляют мини-проект.

Школьники, посещающие данный элективный курс, ежегодно представляют свои самые достойные проекты на районной конференции «Купчинские юношеские чтения» на секции по информатике «ПРОФИ» в номинации Web-технологии. Демонстрируя свои работы, ребята делятся знаниями, творчеством, изобретательностью. Совместно с жюри конкурса они видят и оценивают достижения своих сверстников, формируют со своими руководителями для себя дальнейшие пути совершенствования своих проектов. Итогом выполненных работ является очевидность значимых личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных в процессе разработки, изучения и создания Web-сайтов. Кроме вышеуказанных эффектов и результатов этого конкурса, отдельное значение имеет приобретенный школьниками опыт умения выступать перед аудиторией, наряду с творческим раскрытием потенциала происходит гармоничное развитие личности.

Поскольку новизна содержания элективного курса «Создание Web-сайта» была продиктована в основном двумя предпосылками: новыми, постепенно вводимыми требованиями ФГОС, предъявляемыми к образовательному процессу и стремительно развивающимися информационными и телекоммуникационными технологиями, то в качестве вывода в осуществлении подхода к содержанию тематического планирования нового элективного курса хочется дать коллегам рекомендацию: разработку курса с самого начала целесообразно строить на основе понимания требований, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и целей, на достижение которых направлен курс. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом, компенсируют ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей школьников.

Список источников

  1. Богомолова О.Б., Об элективных курсах общего назначения по информатике и ИКТ для профильного обучения школьников// Труды XIV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика - 2007» Санкт-Петербург, июнь 2007.
  2. Васильева Ю. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/08/06/rabochaya-program.
  3. Козлова Е. http://www.collection.edu.ru/default.asp?ob_no=20777.
  4. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. Образования; под ред. А.М.Кандакова, А.А.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. (Стандарты второго поколения).
  5. Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр.24-29.
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 03-413 "О методических рекомендациях по реализации элективных курсов".
  7. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
  8. Хуторской А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.: учеб.пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений / А.В.Хуторской, А.П.Орешко. - М.: Дрофа, 2007. - 253, [3] с.: ил., 1 л.цв.вкл. (Элективные курсы).