Комплексное занятие по художественно-эстетическому развитию "Аквариум"

Разделы: Работа с дошкольниками


Старшая возрастная группа.

Материал соответствует возрасту.

Цель: Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно – творческих способностей.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять кругозор детей, связанный с обитателями глубин
  • формировать музыкальную культуру детей на основе знакомства с творчеством французского композитора Камиля Сен-Санса;
  • обогащать словарный запас детей новыми понятиями: французский, современник;
  • складывать из бумаги фигурку рыбы;

Развивающие:

  • совершенствовать развитие навыков слушания музыки;
  • развивать умение выполнять фигуру способом оригами по инструкции педагога;
  • развивать мелкую моторику, а также координацию движений глаз и рук;
  • развивать умение работать индивидуально и в коллективе;

Воспитательные:

  • прививать усидчивость;
  • воспитывать чувство композиции;
  • совершенствовать умение проводить самоанализ своих работ.

Этапы:

  • Вводный. Прослушивание музыки. Знакомство с композитором.
  • Проблемная ситуация. Помощь золотой рыбке. Конструирование оригами «рыбка».
  • Заключительная часть. Наклеивание рыбок в аквариум. Самоанализ.

Материалы и оборудование:

  • квадратные листы различной цветной бумаги;
  • ножницы;
  • клей-карандаш;
  • салфетки;
  • полоски цветной бумаги для украшения поделок;
  • большой лист бумаги (аквариум) с заранее нарисованным на нем подводным пейзажем.

Ход занятия

Дети стоят на ковре.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! (дети встают). Сегодня мы окунемся в мир музыки. Встретим ее музыкальным приветствием.

Муз. Руководитель исполняет «Здравствуйте, ребята!», дети поют ответ «Здравствуйте!».

Садитесь на ковер. Ребята, как вы думаете, как появляется музыка? Из ниоткуда, с неба? Или без человека здесь не обошлось. (ответы детей). А как зовут человека, который сочиняет музыку?  (ответы детей) Правильно композитор. Сегодня я вас познакомлю с творчеством французского композитора, т.е. этот композитор жил в какой стране? (ответы детей) Французский композитор 19 века Камиль Сен-Санс. На электронной доске портрет композитора. Кстати современник русского композитора, с творчеством которого мы знакомимся на наших занятиях. Помните, автора «Детского альбома»? (ответы детей) Так вот Чайковский и Сен-Санс жили в одно время один в России, другой во Франции. И вот когда Чайковский сочинил «Детский альбом» Сен-Санс несколькими годами позже написал музыкальную сюиту «Карнавал животных». Как вы думаете кого музыкальным языком изобразил композитор в этом произведении? (ответы детей) Конечно, разных представителей животного мира начиная от домашних и диких зверей, и заканчивая водоплавающими и ископаемыми. Сейчас мы с вами прослушаем одну пьесу. Перед прослушиванием я хочу проверить вашу внимательность и воображение:

1. Угадайте какое животное или каких представителей животного мира изобразил звуками Сен-Санс?

2. Какими средствами пользовался композитор? Характер музыки, темп, мелодия, ритм и т.д. Вам в помощь на экране будет представлено несколько вариантов ответов. Один из них верный. Отталкивайтесь от настроения музыки и выбирайте. Итак, Сен-Санс «Карнавал животных» слушаем…

Слушание К. Сен-Санс «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных». На экране предлагается 3 варианта: обезьяны, лев, аквариумные рыбки.

Муз. рук.: Вам понравилась музыка? (ответы детей)

Тогда что надо сделать? (аплодисменты)

А, теперь прошу ответить на мой вопрос: какое животное или каких представителей животного мира изобразил звуками Сен-Санс? (ответы детей).

Мнения разделились. Давайте разберемся, а для этого прошу всех встать и вспомнить картинки каких зверей были на экране? (ответы детей). Покажите, как двигаются обезьянки. (дети изображают).

Какие обезьяны по характеру? А как двигается царь зверей лев? (дети изображают).

А теперь покажите, как двигаются аквариумные рыбки? (дети изображают).

А теперь попробуем двигаться под музыку в характере музыки. Движения каких представителей животного мира соответствуют характеру музыки? (ответы детей)

Конечно, рыбок. Эта пьеса так и называется «Аквариум». А какие средства выразительности использовал композитор? Музыка какого характера? Темп? Ритм? Мелодия?

Ребята, вы молодцы и я вам принесла подарок. Что же в этой красивой коробочке? (ответы детей). Пусть золотая рыбка живет у вас в группе и исполняет желания!

Восп. - Спасибо! Ой, ребята, рыбка что-то говорит! (включаем аудиозапись голоса)

Жили мы в аквариуме большом красивом, но вдруг прилетела злая колдунья от зависти она превратила всех рыбок в цветные бумажные квадратики. Вот одна я осталась и прошу вашей помощи. Помогите расколдовать рыбок моих друзей. Вот я вам схему принесла, что надо сделать с бумажным квадратом, чтобы расколдовать рыбок.

Восп. - Ребята, поможем? (ответы) Но чтобы наши руки справились предлагаю сначала сделать пальчиковую гимнастику:

- Рыбки в озере живут, (Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу (рыбка)
- Вверх и вниз они снуют. (Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз)
- По команде «Раз, два, три» выпускают пузыри. (Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь). Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу вверх).
- И кружатся, и шалят, (Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.)
- И хвостами шевелят. (Пошевелить кончиками пальцев.)

- Ребята, рассмотрите схему, которую принесла нам рыбка.

- Посмотрите, я возьму квадрат и покажу вам, как он превратится в аквариумную рыбку.

- Кладём перед собой квадрат и сгибаем его по диагонали, совмещая углы. Стараемся совмещать ровно, проглаживаем хорошо линию сгиба.

- Разворачиваем его, и сгибаем квадрат, совмещая по диагонали два других угла, так же проглаживая линию сгиба.

- Разворачиваем, переворачиваем на другую сторону и сгибаем квадрат, совмещая стороны, проглаживаем линию сгиба.

- Теперь разворачиваем квадрат и вгибаем боковые стороны по линии сгиба вовнутрь так, чтобы получился двойной треугольник. И хорошо проглаживаем все линии сгиба.

- Теперь берём боковой угол верхнего треугольника и сгибаем его к середине так, чтобы уголок оказался чуть ниже стороны треугольника, хорошо проглаживаем линию сгиба.

- Также поступаем и с другим боковым углом верхнего треугольника.

- Посмотрите, что у нас получилось! Рыбка!

Ребята выполняют работу под музыкальное сопровождение пьесы «Аквариум». По мере необходимости оказывать индивидуальную помощь, указания, напоминания.

Физкультминутка

«Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять!
Раз, два, три, четыре, пять
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка! (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Восп. - Ребята, а теперь нужно украсить наших рыбок и аквариум.

А как вы думаете, что должно быть в аквариуме? (ответы детей)

Да, ребята там должны быть песок, камушки и водоросли.

- А как вы думаете, для чего нужны водоросли?

Некоторые рыбки ими питаются. Среди растений рыбки прячутся. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат

- Молодцы, а теперь можно приклеить украшения для аквариума и поместить ваших рыбок.

- Возьмите ножницы и вырежьте из зеленого листа бумаги полоски сужающиеся к концу, а из коричневой бумаги овалы – это будут камни.

- Возьмите клей, намажьте тщательно обратную сторону водорослей и приклейте внизу аквариума.

Теперь намажьте обратную сторону рыбки и приклеивайте каждый свою рыбку в любое место аквариума.

Рефлексия и анализ детских работ (самоанализ)

Муз. рук.: Ребята, какой красивый аквариум у вас получился. Напомните мне, пожалуйста, как зовут композитора, под музыку которого вы сделали такой замечательный аквариум? В какой стране он жил? Современником какого русского композитора был К.Сен-Санс?

- Ребята, скажите пожалуйста, а что еще нового вы узнали на занятии?

-Сколько разных красивых рыбок у нас получилось! Что вы можете сказать каждый о своей рыбке?

- Что бы вы сделали в следующий раз по-другому?

- Вы молодцы! Все очень старались!

Предложить детям вечером придумать небольшие рассказы о своих рыбках.

Литература

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: «Просвещение», 1992.
  2. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие речи изд. «Академия развития» Ярославль, 1998.
  3. Лиштван З.В. Конструирование М.: «Просвещение», 1981.
  4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыка о животных и птицах. М.: «Сфера», 2016.