Ход урока
1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку
2. Беседа, проблемная ситуация, объяснение, показ
Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем путешествовать по земному шару и мне хотелось бы пригласить вас в путешествие по прекрасной стране «Коннитива огэньки дес ка» я поприветствовала вас на языке той страны в которую мы отправляемся в путешествие. А чтобы узнать, что это за страна отгадайте ребус.
Слайд 1
Слайд 2
- Верно, это страна Япония.
Щелчок
- По-другому ее называют страной восходящего солнца.
- В какой части света она находится? (Япония находится на востоке).
Слайд 3
- Какие цели поставим перед собой на сегодняшнем уроке – изучить культурные традиции Японии, узнать образ жизни и т.д. Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Слайд 4
- Итак, тема нашего урока «Образ художественной культуры Японии».
- Что ж давайте отправимся в путешествие по далекой самобытной стране, а сопровождать нас в путешествии будет легкая японская музыка.
Слайд 5
- Япония удивительно красивая страна. Она расположена на четырех островах и со всех сторон омывается морем. Здесь много живописных рек, стремительных водопадов, огнедышащих гор – вулканов.
Слайд 6
- Небольшие землетрясения происходят ежедневно в разных частях страны, вызывая вздрагивание зданий.
Слайд 7
- На севере Японии так же, как и у нас выпадает снег.
Слайд 8
- Зато на юге зимы не бывает никогда. Там круглый год цветут цветы.
- Более подробно мы познакомимся с историей Японии из учебника. Каждая пара получит задание-вопрос, вам необходимо найти устный ответ в учебнике.
(Дети ищут задание в учебнике на определенной странице, в это время звучит японская музыка)
Слайд 9
- С древних времен у японцев появился обычай любоваться природой – это главная черта японского искусства. Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым.
Слайд 10
- Часто, проходя мимо деревьев, опавших листьев, мы не обращаем на них внимания, а японцы способны увидеть красоту даже в обычном опавшем листочке или сосновой иголочке и любоваться ими часами.
Слайд 11
- А какими явлениями природы можно любоваться у нас зимой? (Зимой можно любоваться морозными узорами на стекле, свежевыпавшим снегом, узорами на снежинках, инеем на ветках.)
Слайд 12
- Верно, а осенью? (Осенью можно любоваться разноцветной листвой на деревьях, проливным дождем)
Слайд 13
- Вот так же и японцы умеют любоваться окружающей природой.
- А теперь ребята, скажите, что отличает Японскую школу от нашей, чему учат в ней японских детей?
Слайд 14
(Ответы детей: предмет любования. Там учат: всматриваться в привычное – и видеть неожиданное; всматриваться в некрасивое – и видеть красивое; всматриваться в простое – и видеть сложное.)
Слайд 15
- В каждом японском доме есть как бы место красоты – ниша, где стоит икебана – композиция из цветов, веток, висит картина или каллиграфически написанное стихотворение.
- Что такое каллиграфия?
Слайд 16
(Ответы детей: каллиграфия – это умение красиво писать)
- В Японии каллиграфия относится к виду искусства, так же как и поэзия.
- Предлагаю вам послушать отрывок из японской поэзии (Ответы детей: чтение стихов из учебника)
- Что особенного вы заметили в японской поэзии? (Очень короткие, воспевают природу в деталях)
Слайд 17
- А вот еще одно стихотворение:
Один за другим
Опадают лепестки махровой сакуры,
Порхая на ветру.
Слайд 18
- И ведь действительно, в конце марта Япония полностью преображается. Сотни тысяч деревьев покрываются белыми и розовыми цветами, поэтому издали кажется, будто они окутаны облаками и покрыты хлопьями снега. На улицах Японии начинается настоящий праздник с вишневым ароматом – праздник сакуры.
- Японцы даже придумали танец, который так и называется «Сакура».
- Давайте и мы немного отдохнем и выполним несколько японских движений под эту музыку.
Физкультминутка.
Выполнение движений под японскую музыку.
Слайд 19
- Теперь, когда мы начнем разговор о Японских постройках, можно особенно удивиться: японский дом строится из легких передвижных конструкций стен и ширмочек из-за частых землетрясений. Внутри домика все просто, почти нет мебели, зато есть ощущение простора. Отодвинув стенку-ширму, можно легко впустить ветки сада в дом.
Слайд 20
- Но особенную постройку имеет и японский храм. Как он называется?
Слайд 21
(Ответы детей: Пагода. Каждый этаж имеет собственную крышу с поднятыми концами.)
- Какая религия в Японии? (Буддизм). Но, оказывается в Японии есть и православная вера. Приложение.
Слайд 22
- Но, всё таки главным украшением в Японии считается конечно, женщина. Назовите какую одежду носят японцы?
Слайд 23
(Ответы детей: Кимоно – платье-халат с широкими длинными рукавами и большим бантом на спине). Кимоно́ — традиционная одежда в Японии.
Слайд 24
- Гэта — японские деревянные сандалии в форме скамеечки, одинаковые для обеих ног придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами.
Слайд 25
- На протяжении всей своей истории японцы уделяли волосам очень много внимания. У японских женщин от природы волосы черного цвета. А вот кожу японцы еще издревле считают необходимым условием красоты исключительно белого цвета.
Слайд 26
- Поэтому отбеливают кожу лица и шеи напоминающее фарфоровую маску, на котором ярким красным пятном выделяются алые губы, прорисованные в форме бантика. Чёрный, белый и красный — основные цвета японского макияжа.
Слайд 27
- А среди замужних японок бытовал обычай покрывать зубы чёрным лаком, сбривать брови и рисовать их намного выше, так считается очень эстетично. И еще одно украшение японской женщины – это веер. Бывает двух видов: утива овальной формы с ручкой. И сенсу состоит из нескольких пластин, которые складываются и разворачиваются. Приложение.
Практическая часть урока
- А теперь я предлагаю вам нарисовать японский пейзаж, каким вы себе его представляете. Можно нарисовать, например, праздник цветения сакуры. На фоне пейзажа нарисовать образ японки. Обратите внимание, как совсем по-другому, не так, как в России, понимали красоту женщины в Японии.
По ходу работы проводить анализ общих ошибок. Во время работы звучит нежная японская музыка.
Слайд 28
Рефлексия. Достигли мы цели?
Закончите предложения:
- «Мне понравилось…».
- «Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
- «Интересным для меня было...»
- Пусть и наш урок закончится праздником. Я предлагаю вам наклеить цветы сакуры на эту ветку. Если вы узнали много нового, то приклейте цветы розового цвета. А если вы уже что-то знали, то белого цвета.
Д/З: найти дома информацию о японских художниках (Кацусика Хокусая).
Слайд 29
- Ребята, давайте попрощаемся с вами на японском языке: Сайо матанэ.