Урок изобразительного искусства в 4-м классе. Тема урока: «Страна восходящего Солнца»

Разделы: МХК и ИЗО


Ход урока

1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку

2. Беседа, проблемная ситуация, объяснение, показ

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем путешествовать по земному шару и мне хотелось бы пригласить вас в путешествие по прекрасной стране  «Коннитива   огэньки дес ка» я поприветствовала вас на языке той страны в которую мы отправляемся в путешествие. А чтобы узнать, что это за страна отгадайте ребус.

Слайд 1

Слайд 2

- Верно, это страна Япония.

Щелчок

- По-другому ее называют страной восходящего солнца.

- В какой части света она находится? (Япония находится на востоке).

Слайд 3

- Какие цели поставим перед собой на сегодняшнем уроке – изучить культурные традиции Японии, узнать образ жизни и т.д. Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Слайд 4

- Итак, тема нашего урока «Образ художественной культуры Японии».

- Что ж давайте отправимся в путешествие по далекой самобытной стране, а сопровождать нас в путешествии будет легкая японская музыка.

Слайд 5

- Япония удивительно красивая страна. Она расположена на четырех островах и со всех сторон омывается морем. Здесь много живописных рек, стремительных водопадов, огнедышащих гор – вулканов.

Слайд 6

- Небольшие землетрясения происходят ежедневно в разных частях страны, вызывая вздрагивание зданий.

Слайд 7

- На севере Японии так же, как и у нас выпадает снег.

Слайд 8

- Зато на юге зимы не бывает никогда. Там круглый год цветут цветы.

- Более подробно мы познакомимся с историей Японии из учебника. Каждая пара получит задание-вопрос, вам необходимо найти устный ответ в учебнике.

(Дети ищут задание в учебнике на определенной странице, в это время звучит японская музыка)

Слайд 9

- С древних времен у японцев появился обычай любоваться природой – это главная черта японского искусства. Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым.

Слайд 10

- Часто, проходя мимо деревьев, опавших листьев, мы не обращаем на них внимания, а японцы способны увидеть красоту даже в обычном опавшем листочке или сосновой иголочке и любоваться ими часами. 

Слайд 11

- А какими явлениями природы можно любоваться у нас зимой? (Зимой можно любоваться морозными узорами на стекле, свежевыпавшим снегом, узорами на снежинках, инеем на ветках.)

Слайд 12

- Верно, а осенью? (Осенью можно любоваться разноцветной листвой на деревьях, проливным дождем)

Слайд 13

- Вот так же и японцы умеют любоваться окружающей природой.

- А теперь ребята, скажите, что отличает Японскую школу от нашей, чему учат в ней японских детей?

Слайд 14

(Ответы детей: предмет любования. Там учат: всматриваться в привычное – и видеть неожиданное; всматриваться в некрасивое – и видеть красивое; всматриваться в простое – и видеть сложное.)

Слайд 15

- В каждом японском доме есть как бы место красоты – ниша, где стоит икебана –  композиция из цветов, веток, висит картина или каллиграфически написанное стихотворение.

- Что такое каллиграфия?

Слайд 16

(Ответы детей: каллиграфия – это умение красиво писать)

- В Японии каллиграфия относится к виду искусства, так же как и поэзия.

- Предлагаю вам послушать отрывок из японской поэзии (Ответы детей: чтение стихов из учебника)

- Что особенного вы заметили в японской поэзии? (Очень короткие, воспевают природу в деталях)

Слайд 17

- А вот еще одно стихотворение:

Один за другим
Опадают лепестки махровой сакуры,
Порхая на ветру.

Слайд 18

- И ведь действительно, в конце марта Япония полностью преображается. Сотни тысяч деревьев покрываются белыми и розовыми цветами, поэтому издали кажется, будто они окутаны облаками и покрыты хлопьями снега. На улицах Японии начинается настоящий праздник с вишневым ароматом – праздник сакуры.

- Японцы даже придумали танец, который так и называется «Сакура».

- Давайте и мы немного отдохнем и выполним несколько японских движений под эту музыку.

Физкультминутка.

Выполнение движений под японскую музыку.

Слайд 19

- Теперь, когда мы начнем разговор о Японских постройках, можно особенно удивиться: японский дом строится из легких передвижных конструкций стен и ширмочек из-за частых землетрясений. Внутри домика все просто, почти нет мебели, зато есть ощущение простора. Отодвинув стенку-ширму, можно легко впустить ветки сада в дом.

Слайд 20

- Но особенную постройку имеет и японский храм. Как он называется?

Слайд 21

(Ответы детей: Пагода. Каждый этаж имеет собственную крышу с поднятыми концами.)

- Какая религия в Японии? (Буддизм). Но, оказывается в Японии есть и православная вера. Приложение.

Слайд 22

- Но, всё таки главным украшением в Японии считается конечно, женщина. Назовите какую одежду носят японцы?

Слайд 23

(Ответы детей: Кимоно – платье-халат с широкими длинными рукавами и большим бантом на спине). Кимоно́ — традиционная одежда в Японии.
Слайд 24

- Гэта — японские деревянные сандалии в форме скамеечки, одинаковые для обеих ног придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами.

Слайд 25

- На протяжении всей своей истории японцы уделяли волосам очень много внимания. У японских женщин от природы волосы черного цвета. А вот кожу японцы еще издревле считают необходимым условием красоты исключительно белого цвета.

Слайд 26

- Поэтому отбеливают кожу лица и шеи напоминающее фарфоровую маску, на котором ярким красным пятном выделяются алые губы, прорисованные в форме бантика. Чёрный, белый и красный — основные цвета японского макияжа.

Слайд 27

- А среди замужних японок бытовал обычай покрывать зубы чёрным лаком, сбривать брови и рисовать их намного выше, так считается очень эстетично. И еще одно украшение японской женщины – это веер. Бывает двух видов: утива овальной формы с ручкой. И сенсу состоит из нескольких пластин, которые складываются и разворачиваются. Приложение.

Практическая часть урока

- А теперь я предлагаю вам нарисовать японский пейзаж, каким вы себе его представляете. Можно нарисовать, например, праздник цветения сакуры. На фоне пейзажа нарисовать образ японки. Обратите внимание, как совсем по-другому, не так, как в России, понимали красоту женщины в Японии.

По ходу работы проводить анализ общих ошибок. Во время работы звучит нежная японская музыка.

Приложение.

Слайд 28

Рефлексия. Достигли мы цели?

Закончите предложения:

  • «Мне понравилось…».
  • «Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
  • «Интересным для меня было...»

- Пусть и наш урок закончится праздником. Я предлагаю вам наклеить цветы сакуры на эту ветку. Если вы узнали много нового, то приклейте цветы розового цвета. А если вы уже что-то знали, то белого цвета.

Д/З: найти дома информацию о японских художниках (Кацусика Хокусая).

Слайд 29

- Ребята, давайте попрощаемся с вами на японском языке: Сайо матанэ.