Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Масштаб». 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель

Формирование у обучающихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач.

Задачи

Образовательные:  систематизировать и закрепить знания по теме «Масштаб», закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты.

Воспитательные: содействовать формированию мировоззренческих понятий «целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества, воспитание трудолюбия.

Развивающие: установить интеграционные связи между понятием «масштаб» в географии и математике; развивать логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях, развитие познавательного интереса учащихся на основе межпредметных связей.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать, что такое масштаб, уметь читать масштаб, уметь решать задачи, связанные с понятием масштаб.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания; уметь структурировать знания; использовать знаково – символические средства.

Оснащение урока

Учебник «Математика. 6 класс», А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. М.: «Вентана-Граф», 2015г.; проектор и экран, мультимедийная презентация в MS PowerPoint раздаточный материал для групповых заданий, компьютеры с подключением к Интернету, географические карты, глобус.

Межпредметные связи

География, история, компьютерные технологии

Класс

6

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап урока

Приветствует учеников, распределяет на группы по цветовым значкам, создает эмоциональный настрой.

Кого бы вы на свете не спросили,
Любой вам скажет - есть страна Россия
И если к карте мира подойти,
Легко вам будет там её найти.
Вы здесь увидите бескрайние просторы,
Зеленые леса, поля, хрустальные озера,
Величие широких русских рек,
Места, где еще не был человек.
Здесь много разных городов: больших и малых,
Разбросанных по карте вверх и вниз
И город свой ты можешь здесь найти
Лишь стоит чуть указкой провести
И посмотрев на карту, вы поймете
В какой великой и большой стране живете!

Учащиеся при входе в класс уже поделены на группы по цветам (значки). Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока.

 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока

О том, с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
Какое это понятие?
Просмотрите на предложенные вам фотографии. Выскажите предположения, что на них изображено. Что может объединять все эти объекты?
Вам интересно, что же на них изображено?
(правильные ответы:
Слайд 2 - песчинка.
Слайд 3 - бытовая пыль.
Слайд 4 - пыльца растения.
Слайд 5- снежинка.
Слайд 6 - снимок из космоса планеты Земли и ее спутника.)

Отвечают на вопрос (Масштаб)

Анализируют информацию. Высказывают предположения.

Какое это может иметь отношение к нашему уроку?
А как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься сегодня?

Человек не может изобразить большие объекты, например, дом, в натуральную величину, поэтому, при изображении большого объекта на чертеже, макете он уменьшает величину объекта в несколько раз. И здесь ему помогает масштаб. Масштаб применяется и при изображении микромира. Человек не может изобразить живую клетку, которую рассматривает в микроскоп, в натуральную величину и поэтому он увеличивает величину ее изображения в несколько раз. Благодаря масштабу мы пользуемся чертежами, картами, планами и фотографиями.

Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с некоторыми областями применения масштаба как отношения.

Ответы на вопросы. Постановка темы и цели урока.
(Повторить  и закрепить материал о масштабе и его видах, найти связь между школьными предметами и проверить свои знания.)

3. Актуализация опорных знаний

Сейчас, ребята, откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Масштаб».

1. Блиц-опрос.

  1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в 1000 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? Ответ: 1:1000
  2. Масштаб карты 1:500.Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте? Ответ: в 500 раз
  3. Масштаб карты 1:400 000. Отрезком какой длины обозначается на ней расстояние 4км. Ответ: 1 см
  4. Масштаб карты  1:20 000 000. Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см. Ответ: 800 км.
  5. 10 см на карте соответствует 10 км на местности. Определите масштаб карты. Ответ: 1:100 000
  6. Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России соответствует 2 см, масштаб карты 1:25 000 000. Определите расстояние между городами. Ответ: 500 км

2. Верно ли:

  1. полкилометра больше, чем 560 м; (нет)
  2. 15 м больше 15 дм в 10 раз; (да)
  3. 1 км = 100 000 см; (да)
  4. рост человека может быть равен 1530 мм? (да)

3. Соотнеси карту и масштаб.

 

4. Первичное закрепление новых знаний в измененной ситуации

Для защиты жителей Московского княжества от набегов кочевников с юга и востока от Москвы были построены линии оборонительных сооружений. Граница государства часто менялась, поэтому укрепления строили не вдоль границы, а в тех местах, где чаще всего можно было ждать нападения ордынцев
Первая линия государственных укреплении, которую начали создавать еще при Дмитрии Донском, шла вдоль реки Оки и называлась "от берег".
До XVI в. ратники выходили на берег Оки, "бороня" Русь тогда, когда сторожа предупреждали о появлении ордынцев. При появлении неприятеля они занимали укрепления вокруг городов Серпухов, Коломна, Кашира, Таруса, Калуга, так и между ними, заслоняя страну от кочевников.
Задача. Используя карты оборонительных сооружений, измерьте линию укрепления и вычислите ее длину, воспользовавшись масштабом карты.

Задача решается одним из учащихся на доске, после того, как с помощью нитки определена длина линии от г. Болохов до  Переславль – Рязанского.
Решение: l = 6, 4 см,в 1 см – 65 км
6,4· 65 = 416 (км)
Ответ: 416 км

5. Презентация новых знаний по индивидуальным маршрутам

А) Обучающиеся с низкой учебной мотивацией

Работа с учителем. Решить задачу № 823.

 

Б) Обучающиеся со средней учебной мотивацией

Решить задачу № 828 (на доске решают два ученика, остальные в тетрадях).

 

В) Обучающиеся с высокой учебной мотивацией

Группа работает с планом квартиры.

Масштаб квартиры 1: 100. Определить по плану, какие размеры имеют комнаты №1, №2, №3 и какова их площадь в действительности.

 

6. Этап включения нового знания в систему знаний и повторения (10 мин)

Практическое задание «Ремонт в квартире»

Задание: Подсчитать, в какую сумму обойдется ремонт полов в заданном помещении из данного материала.

Масштаб 1: 200

1.Линолеум – 600 руб. за 1 кв.м.
2.Кафель – 200 руб. за 1 кв.м.
3.Ковролин – 700 руб. за 1 кв.м.
4.Паркет – 900 руб. за 1 кв.м.
5.Краска – 150 руб. за 1кв.м.

1. Сделать ремонт в спальне, в детской, в кухне и т.д.

2. Самостоятельно выбрать материал покрытия.

3. Составить алгоритм и сделать расчет.

 

7. Объявление домашнего задания

  • № 841 (дополнительно) Во сколько обойдётся ремонт полов в комнате, если использовать ковролин по 500 руб. за м2.
  • № 843

 

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Рефлексия:

  • Сегодня я узнал(а)……
  • Было интересно…..
  • Было трудно……..
  • Я понял(а), что……
  • Теперь я могу…..

Мы надеемся, что сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии «масштаб».

Об умном человеке говорят: «Масштабно мыслит». Будем этому учиться! СПАСИБО ЗА УРОК!