Духовно-нравственно воспитание младших школьников на уроках английского языка (из опыта работы)

Разделы: Патриотическое воспитание


В настоящее время одним из важнейших направлений в реализации программы федерального государственного образовательного стандарта является воспитательный аспект. Воспитание в школе предполагает создание условий для развития ребенка как личности, становление его духовно-нравственных основ и формирования гражданской позиции.

Совершенно очевидно, что, формирование таких качеств как причастность к историко-культурным ценностям как своего народа, так и страны изучаемого языка, осознание своего места в обществе и осознание себя гражданином страны должны стать приоритетными в области воспитания. Все это поможет каждому учащемуся стать полноправным членом общества и внести достойный вклад в развитие и процветание страны и мира.

Предмет «Английский язык», как и другие школьные предметы вносит свою лепту в воспитание подрастающего поколения. Изучение английского языка помогает сформировать свои собственные взгляды и убеждения на окружающий мир, свое место в этом мире, на характер отношений к той обстановке, которая его окружает. А также тематика, представленная на уроках английского языка, способствует формированию основ гражданской идентичности.
Как известно, в начальной школе дети приступают к изучению английского языка с радостью и энтузиазмом. Новый предмет для них загадочен и, несомненно, влечёт их постигать новые горизонты. И моя задача, как учителя состоит в том, чтобы привить такие качества, как патриотизм, гуманизм через грамотно спланированные учебные занятия. Бесспорно, содержательная сторона предметного материала играет одну из главных ролей в воспитании учащихся.

Работа с текстами, выполнение разнообразных упражнений, использование наглядных пособий стимулирует общее развитие учащихся младших классов.
Работая над текстами, у учащихся формируется такие понятия как любовь к близким, уважение к родителям, забота о младших. Кроме того, в процессе чтения, учащиеся знакомятся с обычаями и историей изучаемой страны.

Так как в основу уроков английского языка лежит системно-деятельностный подход, одной из приоритетной формой работы на уроке выделяю такую форму, как самостоятельно-познавательная деятельность учащихся. А для то, чтобы раскрыть творческие способности учащихся и повысить эффективность обучения, использую парную и групповую формы работы. Как результат такой работы, у детей развивается критическое мышление, толерантное отношение к другим культурам, повышается самостоятельность и ответственность за принятие решений.

На уроках английского языка в начальной школе (УМК «Spotlight») достаточно тем, которые посвящены семье, природе, школе и стране изучаемого языка – темы, которые формируют уважительное отношение к культуре других народов, осознание своей национальной принадлежности и основополагающие ценностные ориентиры.

На начальном этапе дети с большим удовольствием слушают иноязычную речь. Им нравиться повторять звуки за учителем, строить диалоги, рассказывать на английском языке.  И учебник «Spotlight» содержит разнообразное количество заданий, такие как песни, стихи, игры, сказки на английском языке, выполнение проектов что в свою очередь представляют собой модели и образцы иноязычной речи.

В процессе беседы на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания у учащихся вырабатываются общечеловеческие ценности и толерантность, формируются основы гражданской позиции, а также готовность к саморазвитию.

Согласно стандартам, одна из главных целей изучения языка – это развитие коммуникативной компетенции. Поэтому, на своих уроках я обучаю детей общению. Ученик учиться высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию и показывать свое отношение к миру.

Одну из ключевых ролей в формировании нравственных ценностей на уроках английского языка играет социокультурный аспект. Сравнивая культуру и традиции изучаемого языка, и культуру своей страны у учащихся развивается коммуникативная культура, позитивное отношение к представителям других стран.

Поэтому рубрика «Особенные дни» в учебнике «Spotlight» предоставляют учащимся возможность познакомиться со традициями изучаемого языка и сопоставить полученную информацию с аналогичным феноменом родной культуры. Данный раздел прослеживаются на протяжении всего курса начальной школы.

Большую возможность для формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников предлагают разделы «Spotlight on Russia» и «Spotlight on the UK». Уроки культуроведения помогают осознать детям свою собственную культуру через личный опыт, тем самым формируя гражданское и национальное самосознание.

При проведении уроков начальных классах использую современные технологии такие, как проектная технология, игровая технология, технология критического мышления, здоровье сберегающая технология, ИКТ-технология. Выполнение заданий, творческого содержания, использование игровых элементов на уроках, краткосрочные проекты способствуют развитию аналитического мышления учащихся.

Из всего этого следует, что духовно-нравственное развитие личности протекает не только через изучение собственной истории, культуры и традиций. Иностранные языки позволяют увидеть и глубже проникнуть в историческое наследие других стран, насладиться многообразием культур, проявить толерантность к тем, кто имеет другие взгляды и совершенно другую культуру, говорит на другом языке. Изучение иностранных языков развивает кругозор учащегося, помогает проанализировать различие и сходство в исторических и культурных традициях и искренне полюбить собственное культурное наследие.

Библиографический список

  1. Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Рабочие программы «Английский язык 2-4 классы»/ Быкова Н.И., Поспелова М.Д. – М: Просвещение, 2011. - 6 с.
  2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. – М: Просвещение, 1991. -27 с.
  3. Т.Д. Джишкариани Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание в современной школе»/ Т.Д. Джишкариани. – Шуя, 2016.