Цель: способствовать формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Коррекционно-образовательные задачи:
- упражнять детей в умении дифференцировать гласные и согласные звуки;
- формировать умение составлять звуковую схему слова;
- обобщить знания детей о речевых звуках и закреплять умение давать акустическую и артикуляционную характеристику.
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память, фонематическое восприятие, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук;
- совершенствовать речевую функцию через самостоятельную автоматизацию звуков в речи при построении речевого высказывания в ситуации общения, развивать связную речь;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Корррекционно- воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога;
- воспитывать чувства коллективизма.
Оборудование: интерактивная доска, стол для рисования песком, 2 емкости с искусственным снегом, 1 емкость с гидрогелем, 3 емкости с рисом красного, зеленого и синего цвета, бумажные цветы с наклеенными на сердцевинки картинками различных предметов на каждого ребенка, мелкие игрушки в названии которых есть звук «С» по количеству детей, изображение избушки, изображения на листах бумаги букв «С», «О», «З».
Ход занятия
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Андреевна.
К нам сегодня пришли гости – давайте их поприветствуем! (Приветствие)
Ребята! Мне поступил сигнал о помощи от команды Сказочного патруля. Вы знаете кто это? Это команда девочек волшебниц, которые живут в сказочном городе Мышкин. Давайте узнаем, что же у них произошло.
Слайд:
Баба Яга: Караул! Избушку украли! Сказочный патруль, помогите!
Учитель-логопед: - Да…Тут девчонкам одним не справится… Вы согласны им помочь?
Слайд:
Василиса Васильевна: Чтоб избушку отыскать, нужно знания показать.
Хотите получить подсказку-отгадайте загадку:
На серебряное блюдце
Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит. (Зеркало )
Учитель-логопед: А чем мы можем удивить волшебное зеркало? Может быть вы знаете какие-либо упражнения, полезные для губ и язычка, которые можно делать перед зеркалом. Точно! Артикуляционная гимнастика.
- Попробуем выполнить упражнения, которые покажет зеркало?
Выполняются упражнения: «Тесто», «Расческа», «Маляр», «Гармошка», «Барабанщик».На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.
Учитель-логопед: Вот мы и получили первую подсказку. А подказка-то непростая – волшебный кристалл. Все кристаллы соберем и избушку мы найдем.
Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.
Слайд:
Маша: Ребята, привет! Как здорово вы гимнастику выполняли! Не только волшебное зеркало удивили, но и меня. Следующую подсказку нам поможет найти моя стихия и силы природы.
Учитель-логопед: Думаю и с этим справимся. Чтобы подсказку получить, нужно волшебные цветы посадить. Давайте сначала найдем цветы, а потом посадим. Возьмите каждый по цветку. Посмотрите, они и правда необыкновенные, на каждом из них есть картинка. Обратите внимание, что и почва, в которую мы должны посадить цветы тоже волшебная, она разноцветная. Как вы думает, почему? Что мы обознаем этими цветами? (Дети подводятся к мысли, что цвет почвы отображает цвета обозначающие гласные и согласные звуки).
Учитель-логопед: Назовите свою картинку и выделите первый звук в ее названии. Те у кого название картинки начинаются с гласного звука, подойдите и посадите цветы в почву красного цвета, с твердого согласнрго – в почву синего цвета, с мягкого согласного – в почву зеленого цвета.
Дети выполняют задание.
Слайд:
Маша: Вы справились и отыскали вторую подсказку. Отлично!
На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.
Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.
Слайд:
Варя: Ребята, вы хорошо нам помогаете. А я кажется нашла следующую подсказку. Посмотрим вместе?
Слайд:
Морок: Ха-ха-ха!
Знаю, что вы здесь подсказку искали,
Но ее я охраняю!
Просто так вам не отдам напущу на вас туман!
- Ой, что же делать наша буква теперь спрятана в этом тумане.
Слайд:
Варя: Воздух - моя стихия! Сдуем туман.
Учитель-логопед: Подходите ближе. Я напоминаю вам, что вдох нужно делать носом, а выдох ртом. Старайтесь не надувать щеки
Слайд:
Варя: Помогайте, ребята! (дыхательная гимнастика) Ура! У нас получилось! Подсказка наша.
На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.
Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.
Слайд:
Кот: Опять вы, бездельницы! Вечно вы путаетесь у меня под ногами! Времени нет. У меня же туристы, а им подсказки подавай…. Ладно… Займитесь туристами, тогда подсказку я вам отдам.
Учитель-логопед: Ребята, если в имени туриста звук «К» стоит в начале – мы его будем селить в гостиницу номер 1, если в середине – в гостиницу номер 2, в конце – в гостиницу номер 3.
Выполнение задания детьми.
На слайде остается изображение кита в аквариуме.
Учитель-логопед: Ребята, давайте проверим, действитеьно ли в слове кит нет звука «К»и состаим схему этого слова. Подвиньте коврики для звукового анализа и составьте схему. Все сделали. Проверили. Молодцы.
Кот: Справились? Наконец-то! Забирайте подсказку!
На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.
Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.
Слайд:
Джин: Эй, привет, заскучали небось… Умные такие, а танцевать-то хоть умеете? Перетанцуете – с меня подсказка.
Учитель-логопед: Конечно, перетанцуем! Постарайтесь ребята! Смотрите на экран и повторяйте движения.
Проводится физминутка.
На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.
Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.
Слайд:
Снежка: Я Снежка, Снегурочка, люблю холода.
Моя стихия - это вода.
Зимой она в снег и лед превращается.
Где-то под снегом подсказка и скрывается.
Учитель-логопед: Ребята, а ведь и правда, у нас и снег здесь есть. Ребята, а какой звук мы слышим в начале слов «снег», «Снежка», «Снегурочка»? Найдите букву, которой мы обозначаем на письме звук «С».Молодцы! А теперь найдите в снегу по одной фигурке, в названии которой есть звук «С» и поставьте их на букву.
На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.
Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.
Слайд:
Аленка: Ну наконец-то теперь очередь стихии огня…
Учитель-логопед: Да погоди же ты Аленка! Подсказки мы уже собрали, они все у меня. Только не понимаю в чем же секрет… Как с помощью их найти избушку? Давайте посмотрим, где эти подсказки могут нам пригодиться? (Ищут, дохолят до стола для рисования песком, на нем расположено полотно)
Учитель-логопед: Ой, посмотрите сюда. На этом полотне не хватает частей, может наши подсказки подойдут?
Ребята выкладывают подсказки по принципу заплаток.
- Подошло, но ничего не произошло…
Слайд:
Аленка: Я хочу помочь! Я! Я!
Учитель-логопед: Ой, Алена, ну подожди… Разве нам огонь тут поможет? Хотя… Ребята, а что еще похоже на огонь? В обычной жизни мы встречаемся с яркими огоньками? (Да, лампочки)
Учитель-логопед: Значит нам нужен свет! Вот теперь помогай, Аленка! Скажем дружно раз, два, три, гори-свети!
Загораемся подсветка и становится видно избушку.Да это же избушка, которую мы искали. Сказочный патруль, принимайте работу!
Слайд:
Ядвига Петровна: ура! Нашли мою избушку.
Ребята походят к эрану.
Рефлексия
Учитель-логопед: Ребята, вы показали свои знания. Молодцы! Какое задание было для Вас самым сложным? А что понравилось больше всего? Ребята, я благодарю Вас за проделанную работу, вы очень старались.
Ядвига Петровна Спасибо Вам ребята, Вы мне очень помогли! И я приготовила для вас подарок.
На экране появляется изображение Ядвиги Петровны с подарком. Такой же подарок учитель-логопед вручает детям, предлагает им вернуться в группу.
Результаты (ожидаемые или реальные)
Дети имеют представление о речевых звуках; умеют составлять звуковую схему слова, давать звукам акустическую и артикуляционную характеристику; дают оценку процессу и результатам деятельности; умеют внимательно слушать и выполнять указания педагога; способны оказать помощь товарищу; умеют анализировать и делиться своими впечатлениями. Воспитанники самостоятельно контролируют правильное произношение звуков в речи при построении речевого высказывания в ситуации общения, речь связная и выразительная.
Критерии оценивания результатов
Образовательная составляющая:
- ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов;
- определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, место звука в слове);
- проводит сравнительный звуковой анализ слов.
Деятельность каждого воспитанника и уровень усвоения им материала в ходе организованной образовательной деятельности также оценивается согласно личностной составляющей по следующим критериям:
- не проявил интереса к выполнению задания (выполнил неправильно);
- проявил интерес к выполнению задания (выполнил неправильно), “старался”;
- правильно выполнил задание с помощью товарища или учителя-логопеда;
- самостоятельно правильно выполнил задание;
- правильно анализировал результат своей деятельности.