Конспект коррекционно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сказочный патруль спешит на помощь»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (113 МБ)


Цель: способствовать формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • упражнять детей в умении дифференцировать гласные и согласные звуки; 
  • формировать умение составлять звуковую схему слова;
  • обобщить знания детей о речевых звуках и закреплять умение давать акустическую и артикуляционную характеристику.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать артикуляционную моторику;
  • развивать внимание, память, фонематическое восприятие, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук; 
  • совершенствовать речевую функцию через самостоятельную автоматизацию звуков в речи при построении речевого высказывания в ситуации общения, развивать связную речь; 
  • развивать эмоциональную отзывчивость.

Корррекционно- воспитательные задачи:

  • воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога; 
  • воспитывать чувства коллективизма.

Оборудование: интерактивная доска, стол для рисования песком, 2 емкости с искусственным снегом, 1 емкость с гидрогелем, 3 емкости с рисом красного, зеленого и синего цвета, бумажные цветы с наклеенными на сердцевинки картинками различных предметов на каждого ребенка, мелкие игрушки в названии которых есть звук «С» по количеству детей, изображение избушки, изображения на листах бумаги букв «С», «О», «З».

Ход занятия

 Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Андреевна.

К нам сегодня пришли гости – давайте их поприветствуем! (Приветствие)

Ребята! Мне поступил сигнал о помощи от команды Сказочного патруля. Вы знаете кто это? Это команда девочек волшебниц, которые живут в сказочном городе Мышкин. Давайте узнаем, что же у них произошло.

Слайд:

Баба Яга: Караул! Избушку украли! Сказочный патруль, помогите!

Учитель-логопед: - Да…Тут девчонкам одним не справится… Вы согласны им помочь?

Слайд:

Василиса Васильевна: Чтоб избушку отыскать, нужно знания показать.

Хотите получить подсказку-отгадайте загадку:

На серебряное блюдце
Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит. (Зеркало )

Учитель-логопед: А чем мы можем удивить волшебное зеркало? Может быть вы знаете какие-либо упражнения, полезные для губ и язычка, которые можно делать перед зеркалом. Точно! Артикуляционная гимнастика.

- Попробуем выполнить упражнения, которые покажет зеркало?

Выполняются упражнения: «Тесто», «Расческа», «Маляр», «Гармошка», «Барабанщик».На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.

Учитель-логопед: Вот мы и получили первую подсказку. А подказка-то непростая – волшебный кристалл. Все кристаллы соберем и избушку мы найдем.

Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.

Слайд:

Маша: Ребята, привет! Как здорово вы гимнастику выполняли! Не только волшебное зеркало удивили, но и меня. Следующую подсказку нам поможет найти моя стихия и силы природы.

Учитель-логопед: Думаю и с этим справимся. Чтобы подсказку получить, нужно волшебные цветы посадить. Давайте  сначала найдем цветы, а потом посадим. Возьмите каждый по цветку. Посмотрите, они и правда необыкновенные, на каждом из них есть картинка. Обратите внимание, что и почва, в которую мы должны посадить цветы тоже волшебная, она разноцветная. Как вы думает, почему? Что мы обознаем этими цветами? (Дети подводятся к мысли, что цвет почвы отображает цвета обозначающие гласные и согласные звуки).

Учитель-логопед: Назовите свою картинку и выделите первый звук в ее названии. Те у кого название картинки начинаются с гласного звука, подойдите и посадите цветы в почву красного цвета, с твердого согласнрго – в почву синего цвета, с мягкого согласного – в почву зеленого цвета.

Дети выполняют задание.

Слайд:

Маша: Вы справились и отыскали вторую подсказку. Отлично!

На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.

Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.

Слайд:

Варя: Ребята, вы хорошо нам помогаете. А я кажется нашла следующую подсказку. Посмотрим вместе?

Слайд:

Морок: Ха-ха-ха!

Знаю, что вы здесь подсказку искали,

Но ее я охраняю!

Просто так вам не отдам напущу на вас туман!

- Ой, что же делать наша буква теперь спрятана в этом тумане.

Слайд:

Варя: Воздух - моя стихия! Сдуем туман.

Учитель-логопед: Подходите ближе. Я напоминаю вам, что вдох нужно делать носом, а выдох ртом. Старайтесь не надувать щеки

Слайд:

Варя: Помогайте, ребята! (дыхательная гимнастика) Ура! У нас получилось! Подсказка наша.

На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.

Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.

Слайд:

Кот: Опять вы, бездельницы! Вечно вы путаетесь у меня под ногами! Времени нет. У меня же туристы, а им подсказки подавай…. Ладно… Займитесь туристами, тогда подсказку я вам отдам.

Учитель-логопед: Ребята, если в имени  туриста звук «К» стоит в начале – мы его будем селить в гостиницу номер 1, если в середине – в гостиницу номер 2, в конце – в гостиницу номер 3.

Выполнение задания детьми.

На слайде остается изображение кита в аквариуме.

Учитель-логопед: Ребята, давайте проверим, действитеьно ли в слове кит нет звука «К»и состаим  схему этого  слова. Подвиньте коврики для звукового анализа и составьте схему. Все сделали. Проверили. Молодцы.

Кот: Справились? Наконец-то! Забирайте подсказку!

На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.

Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.

Слайд:

Джин: Эй, привет, заскучали небось… Умные такие, а танцевать-то хоть умеете? Перетанцуете – с меня подсказка.

Учитель-логопед: Конечно, перетанцуем! Постарайтесь ребята! Смотрите на экран и повторяйте движения.

Проводится физминутка.

На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.

Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.

Слайд:

Снежка: Я Снежка, Снегурочка, люблю холода.

Моя стихия - это вода.
Зимой она в снег и лед превращается.
Где-то под снегом подсказка и скрывается.

Учитель-логопед: Ребята, а ведь и правда, у нас и снег здесь есть. Ребята, а какой звук мы слышим в начале слов «снег», «Снежка», «Снегурочка»? Найдите букву, которой мы обозначаем на письме звук «С».Молодцы! А теперь найдите в снегу по одной фигурке, в названии которой есть звук «С» и поставьте их на букву.

На экране появляется изображение кристалла на геометрической фигуре.

Подсказка с изображением кристалла вывешивается на мольберт.

Слайд:

Аленка: Ну наконец-то теперь очередь стихии огня…

Учитель-логопед: Да погоди же ты Аленка! Подсказки мы уже собрали, они все у меня. Только не понимаю в чем же секрет… Как с помощью их найти избушку? Давайте посмотрим, где эти подсказки могут   нам пригодиться? (Ищут, дохолят до стола для рисования песком, на нем расположено полотно)

Учитель-логопед: Ой, посмотрите сюда. На этом полотне не хватает частей, может наши подсказки подойдут?

Ребята выкладывают подсказки по принципу заплаток.

- Подошло, но ничего не произошло…

Слайд:

Аленка: Я хочу помочь! Я! Я!

Учитель-логопед: Ой, Алена, ну подожди… Разве нам огонь тут поможет? Хотя… Ребята, а что еще похоже на огонь? В обычной жизни мы встречаемся с яркими огоньками? (Да, лампочки)

Учитель-логопед: Значит нам нужен свет! Вот теперь помогай, Аленка! Скажем дружно раз, два, три, гори-свети!

Загораемся подсветка и становится видно избушку.

Да это же избушка, которую мы искали. Сказочный патруль, принимайте работу!

Слайд:

Ядвига Петровна: ура! Нашли мою избушку.

Ребята походят к эрану.

Рефлексия

Учитель-логопед: Ребята, вы показали свои знания. Молодцы! Какое задание было для Вас самым сложным? А что понравилось больше всего? Ребята, я благодарю Вас за проделанную работу, вы очень старались.

Ядвига Петровна Спасибо Вам ребята, Вы мне очень помогли! И я приготовила для вас подарок.
На экране появляется изображение Ядвиги Петровны с подарком. Такой же подарок учитель-логопед вручает детям, предлагает им вернуться в группу.

Результаты (ожидаемые или реальные)

Дети имеют представление о речевых звуках; умеют составлять звуковую схему слова, давать звукам акустическую и артикуляционную характеристику; дают оценку процессу и результатам деятельности; умеют внимательно слушать и выполнять указания педагога; способны оказать помощь товарищу; умеют анализировать и делиться своими впечатлениями. Воспитанники самостоятельно контролируют правильное произношение звуков в речи при построении речевого высказывания в ситуации общения, речь связная и выразительная.

Критерии оценивания результатов

Образовательная составляющая:

- ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов;

- определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, место звука в слове);

- проводит сравнительный звуковой анализ слов.

Деятельность каждого воспитанника и уровень усвоения им материала в ходе организованной образовательной деятельности также оценивается согласно личностной составляющей по следующим критериям:

- не проявил интереса к выполнению задания (выполнил неправильно);

- проявил интерес к выполнению задания (выполнил неправильно), “старался”;

- правильно выполнил задание с помощью товарища или учителя-логопеда;

- самостоятельно правильно выполнил задание;

- правильно анализировал результат своей деятельности.