Цель: Обучение правильному произношению.
Задачи:
- Познакомить со звуком [ч];
- Отработать произношение звука [ч] изолированного в словах;
- Научить произносить звук быстро, медленно, громко, тихо;
- Отрабатывать умение определять место звука в начале, в конце слов.
Образовательные области: речевое развитие; физическое развитие.
Оборудование: Картинки к артикуляционной гимнастике, картинка паровозика, игрушка Чебурашка, коробка, мешочек с предметами.
Предварительная работа:
- провидение артикуляционной гимнастики;
- физкультминутки.
Ход занятия
Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
1. Эмоциональный настрой
- Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо,
Ясно, чётко говорим
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
2. Загадки
- Ребята вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей). Слушайте внимательно.
- Если б не было его,
Не сказали б ничего. (Язык)
- Для чего нужен язык?
- Где находится язык?
- Что ещё находится во рту?
- Как работает язычок, покажите.
3. Артикуляционная гимнастика
- Больше всего язычок любит играть. Поиграем?
- «заборчик» (улыбаются показывая зубки на счёт от 1 до 5)
- «слоник» (вытягивают как можно дальше губы на счёт от 1 до 5)
- чередуем «заборчик» - «слоник»
- «качели» (язычок сначала за верхние зубы, потом за нижние)
- «лошадка» (щёлкают язычком, нижняя челюсть не двигается на счёт от 1 до
4. Основная часть
- Ребята, кто принёс эту коробку? Не знаете?
- Что же в ней?
- Я, кажется, догадываюсь, что в ней лежит!
- Он из сказки к нам пришёл
Здесь друзей себе нашёл
Он забавная игрушка
У него большие ушки (Чебурашка)
- Ребята, Чебурашка сочинил сказку. Она называется «Сказка о язычке».
Хотите послушать?
Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и пыхтел: «ч - ч – ч» (показать картинку).
Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своём домике, стал хвостиком стучать в потолок и пустил тёплый ветерок. У него получилось: «ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы вместе её споём.
5. Физкультминутки
Мы в вагончиках сидим
(Повороты головы вправо, влево)
Мы сидим, мы сидим
И в окошко мы глядим
Весело глядим
Едет, едет паровоз
(Согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперёд – назад)
Чух – чух – чух, чух – чух – чух
Ребятишек он повёз
Чух – чух –чух, чух – чух – чух
А колёсики стучат
(Ударить ладонями по коленям)
Так – так – так, так – так – так
Громко подаёт гудок
(Согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку)
Ту – ту – ту, ту – ту – ту.
Подъезжает паровоз
Ту – ту – ту, ту – ту –ту .
6. Игра “Громко - шёпотом, быстро - медленно”
Чебурашка хочет поиграть с вами в игру.
Я говорю вы слушаете, а потом повторяете.
Чу - чу - чу - я гулять хочу (громко)
Чи - чи - чи - пироги в печи (шёпотом)
Чо - чо - чо - как горячо (быстро)
Ач - ач - ач - прилетел грач (медленно)
Уч - уч - уч - у меня ключ (громко)
Оч - оч - оч - скоро ночь (шёпотом)
7. Игра “Чудесный мешочек”
Чебурашка не только сказку сочинил и игру нам предложил, но ещё принёс с собой чудесный мешочек.
Я из мешочка буду доставать предметы, а вы определите, есть ли в слове звук [ч] где он стоит в начале или в конце?
Достаю предметы: (часы, чеснок, рыбка, чайник, ключ, телефон, черепаха, мяч).
Спасибо тебе, Чебурашка, за сказку, игру, и чудесный мешочек.
Итог
- Чью песенку научился петь ваш язычок?
- А как он её поёт?
- Ребятки, вы все большие молодцы!