Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи звук [ч]"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Обучение правильному произношению.

Задачи:

  • Познакомить со звуком [ч];
  • Отработать произношение звука [ч] изолированного в словах;
  • Научить произносить звук быстро, медленно, громко, тихо;
  • Отрабатывать умение определять место звука в начале, в конце слов.

Образовательные области: речевое развитие; физическое развитие.

Оборудование: Картинки к артикуляционной гимнастике, картинка паровозика, игрушка Чебурашка, коробка, мешочек с предметами.

Предварительная работа:

  • провидение артикуляционной гимнастики;
  • физкультминутки.

Ход занятия

Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

1. Эмоциональный настрой

- Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо,
Ясно, чётко говорим
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.

2. Загадки

- Ребята вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей). Слушайте внимательно.

- Если б не было его,
Не сказали б ничего. (Язык)

- Для чего нужен язык?
- Где находится язык?
- Что ещё находится во рту?
- Как работает язычок, покажите.

3. Артикуляционная гимнастика

- Больше всего язычок любит играть. Поиграем?

  • «заборчик» (улыбаются показывая зубки на счёт от 1 до 5)
  • «слоник» (вытягивают как можно дальше губы на счёт от 1 до 5)
  • чередуем «заборчик» - «слоник»
  • «качели» (язычок сначала за верхние зубы, потом за нижние)
  • «лошадка» (щёлкают язычком, нижняя челюсть не двигается на счёт от 1 до      

4. Основная часть

- Ребята, кто принёс эту коробку? Не знаете?

- Что же в ней?

- Я, кажется, догадываюсь, что в ней лежит!

- Он из сказки к нам пришёл
Здесь друзей себе нашёл
Он забавная игрушка
У него большие ушки (Чебурашка)

- Ребята, Чебурашка сочинил сказку. Она называется «Сказка о язычке».

Хотите послушать?

Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и пыхтел: «ч - ч – ч» (показать картинку).

Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своём домике, стал хвостиком стучать в потолок и пустил тёплый ветерок. У него получилось: «ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.

Давайте и мы вместе её споём.

5. Физкультминутки

Мы в вагончиках сидим
(Повороты головы вправо, влево)
Мы сидим, мы сидим
И в окошко мы глядим
Весело глядим
Едет, едет паровоз
(Согнуть руки в локтях, сжать пальцы в кулак, круговые движения рук вперёд – назад)
Чух – чух – чух, чух – чух – чух
Ребятишек он повёз
Чух – чух –чух, чух – чух – чух
А колёсики стучат
(Ударить ладонями по коленям)
Так – так – так, так – так – так
Громко подаёт гудок
(Согнуть руки в локте, сжать в кулак, поднять и опустить руку)
Ту – ту – ту, ту – ту – ту.
Подъезжает паровоз
Ту – ту – ту, ту – ту –ту .

6.  Игра “Громко - шёпотом, быстро - медленно”

Чебурашка хочет поиграть с вами в игру.

Я говорю вы слушаете, а потом повторяете.

Чу - чу - чу - я гулять хочу (громко)
Чи - чи - чи - пироги в печи (шёпотом)
Чо - чо - чо - как горячо (быстро)
Ач - ач - ач - прилетел грач (медленно)
Уч - уч - уч - у меня ключ (громко)
Оч - оч - оч - скоро ночь (шёпотом)

7. Игра “Чудесный мешочек”

Чебурашка не только сказку сочинил и игру нам предложил, но ещё принёс с собой чудесный мешочек.

Я из мешочка буду доставать предметы, а вы определите, есть ли в слове звук [ч] где он стоит в начале или в конце?

Достаю предметы: (часы, чеснок, рыбка, чайник, ключ, телефон, черепаха, мяч).

Спасибо тебе, Чебурашка, за сказку, игру, и чудесный мешочек.

Итог

- Чью песенку научился петь ваш язычок?

- А как он её поёт?

- Ребятки, вы все большие молодцы!