Цель и задачи:
- Актуализация у обучающихся уже имеющихся знаний о профессиях.
- Расширение представлений обучающихся о мире профессионального труда.
- Воспитывать уважительное и доброе отношение к труду.
Оборудование: компьютерная презентация; выставка книг о профессиях; плакат «Все работы хороши»; карточки с половинками пословиц и поговорок о профессиях; толковый словарь русского языка; карточки с изображением букв алфавита.
Оформление: рисунки и сочинения обучающихся на тему «Моя будущая профессии».
Ход мероприятия
Ничто в жизни не достается без труда.
Гораций
1. Приветствие
2. Вступительная часть
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вспомним, что такое профессии, об их роли в нашей жизни.
2.1. Опрос по кругу
- Кто знает, что такое профессия?
Обратимся к толковому словарю.
Обучающиеся работают со словарём или педагог зачитывает из словаря определение профессии:
«Профессия - основное занятие человека, его трудовая деятельность».
Ведущий: Правильно. Обратите внимание на слово «трудовая», что это значит?
Чтобы в этом разобраться, разделимся на группы.
2.2. Основная часть
Работа по теме в группах
Упражнение «Сложи пословицу»
Каждая группа получает набор карточек с половинками с пословиц, ребятам надо сложить пословицы полностью.
2.3. Ведущий: Прочитайте пословицы, объясните смысл.
Например, что значит «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»?
Ответы обучающихся
Ведущий: Правильно, если не приложишь усилий, ничего и не получишь.
А как вы понимаете смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья»?
Ответы обучающихся
Ведущий: Верно, даже самое маленькое дело лучше, чем никакой пользы.
Как вы думаете, людям каких профессий необходимо трудится? Конечно же, трудиться надо всем.
А сейчас вспомним о профессиях, которые существуют на земном шаре.
2.4.Упражнение «Азбука профессий»
Ведущий: Я предлагаю вам 2 буквы, а вы называете профессии, которые начинаются на данные буквы алфавита.
Ответы обучающихся можно записать на доске или вывести на экран.
Например:
- повар, пожарный, плотник, продавец, почтальон. пилот, писатель, программист;
- судья, спасатель, слесарь, садовник, стюардесса, строитель, сапожник.
Ведущий: В мире тысяча профессий. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, то есть получать заработанную плату, но и становится для многих смыслом жизни, помогает раскрыть способности, укрепить характер, стать достойным человеком.
Профессия необходима человеку так же сильно, как воздух и вода.
Ребята, а много ли вы знаете профессий?
Ответы обучающихся
2.5. Ведущий: Давайте проверим. Я читаю вам стихотворение, а вы называете профессии там, где я делаю паузу.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит … (машинист).
Пашет в поле … (тракторист).
Самолетом правит … (летчик).
Клеит книжки … (переплетчик).
В школе учит нас … (учитель).
Строит здания … (строитель).
Красит стены нам … (маляр).
Столы делает … (столяр).
Песни нам поет … (певец).
Торговлей занят … (продавец).
На станке ткет ткани … (ткач).
От болезней лечит … (врач).
Лекарства выдаст нам … (аптекарь).
Хлеб печет в пекарне … (пекарь).
Нарисует нам … (художник).
Сапоги сошьет … (сапожник).
Нам печку сложит на зиму … (печник).
Обслужит в поезде нас … (проводник).
С другого языка переведет … (переводчик).
Исправит кран … (крановщик).
Рыбу ловит … (рыбак).
Служит на море … (моряк).
В машине возит груз … (шофер).
В доме свет провел … (монтер).
В шахте трудится … (шахтер).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто все знает – молодец!
Профессий очень много, каждая по-своему хороша.
Ребята, как вы думаете, не рано ли вам сейчас думать о выборе профессии?
Ответы обучающихся
2.6. Ведущий: Я знаю ребят среди вас, друзья, которые с детства мечтали о какой-то профессии, много читали про неё, интересовались всем, что с ней связано и потом стали очень хорошими специалистами.
И вы свои мечты о будущей профессии выразили в прекрасных рисунках и сочинениях.
Рассматривание рисунков, чтение сочинений или демонстрируется видеосюжет.
Примеры сочинений:
Ученик 1: «Я хочу стать медсестрой. Хочу помогать людям быть здоровыми, хочу научиться делать уколы, ставить капельницы, правильно делать перевязки при любых травмах. И чтобы я могла сама лечить своих родителей, когда они будут старенькими».
Ученик 2: «Я хочу стать визажистом. Это хорошая профессия, потому что ты постоянно общаешься с людьми, подбираешь стиль, макияж. Визажист помогает людям найти себя, делает их красивыми и привлекательными. Это очень важная профессия! А ещё мне нравится профессия программиста. Эта работы связаны с компьютерами. Программист составляет программы для компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов, игровых приставок и т.д. Это очень интересная профессия!»
Ученик 3: «Я хочу стать борт проводницей. Ведь это очень интересно- летать на самолете между облаков. В самолете можно встретить много иностранцев. И можно побывать в разных странах».
Ученик 4: «Я с малых лет хочу быть стилистом, потому что мне нравится делать макияж. Например, красиво накрасить губы не просто: надо подобрать цвет, сделать всё это аккуратно. Или накрасить глаза – ну, это совсем тонкое дело: нужно подвести глаза так, чтобы было аккуратно и красиво. И ещё я хочу научиться делать разные прически, стрижки, чтобы люди были красивыми. Представляю, как это будет красиво! Ведь это же я сделаю!»
Ученик 5: «Мне нравится профессия врача. Врачи спасают жизни людей. Но профессия врача ещё и очень ответственная. Чтобы работать врачом, не надо ничего бояться, особенно крови и разных травм. У врачей нелегкая работа. Надо хорошо учиться, чтобы много знать».
2.7. Упражнение «Профессии - синонимы» с мячом
Ведущий: А сейчас необходимо назвать иначе представителей предложенных ниже профессий. У кого мяч, тот и отвечает.
Ребята выполняют задание.
2.8. Ведущий: Чтобы еще немного узнать о профессиях, мы сейчас поиграем.
И начнем этот разговор о тех профессиях, с которыми вы еще, как выяснилось, мало знакомы. Ведь среди вас есть ребята, которые еще задают себе вопрос: «Кем быть?»
Строю дом и детский сад,
И больницу строить рад, и у цирка я не зритель,
Так как я его строитель.
Оглянитесь вокруг! Жилые дома, школы, магазина, детские сады, библиотеки ,дворцы культуры, станции метро, -все это дело рук строителей .
Как вы думаете из чего строили дома в Древней Руси?
Ответы обучающихся
Ведущий: Древней Руси наши предки строили дома из дерева. Русь была страной дремучих лесов. А дерево - прекрасный строительных материал.
Строили дома из разных пород дерева, чаще из крепких могучих елей. Недаром говорилось: «изба еловая – сердце здоровое!»
А из чего строятся современные дома?
Ответы обучающихся
Ведущий: Правильно, строительных материалом современных зданий служит дерево, кирпич, бетон, железобетон, стекло, нержавеющая сталь. В постройке дома принимают участие рабочие разных специальностей.
Давайте сейчас с вами построим дом вместе и подумаем, люди каких специальностей нам для этого понадобятся.
2.9. Игра «Строим дом»
Выполняется с помощью компьютера или группы обучающихся получают шаблон дома и карточки с названиями профессий, которые необходимы для постройки дома.
Давайте с вами вспомним, какие строительные профессии вы знаете?
- Кто первым принимается за работу по строительству дома? Кто составляет проект здания? (архитектор)
- Когда проект здания готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Он ровняет поверхность площадки.
- После бульдозера за работу принимается экскаватор. Он роет котлован.
- Теперь пора укладывать блоки для фундамента. С этой работой легко справится крановщик, работающий на подъемном кране.
- После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщиков. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.
- Затем на стройку прибывают плотник, сантехники, электрики.
- Затем на строящемся объекте приступают к работе мастера отделочных работ: штукатуры, маляры, плиточники (люди этой профессии облицовывают плиткой полы и стены помещений ).
- И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий которых работает выше всех – это кровельщик, он покрывает крышу.
На экране появляются снизу вверх строительные профессии.
Ведущий: С утра до вечера на строительной площадке кипит работа. Огромные самосвалы подвозят то бетон, то песок, то кирпич, то трубы. Ведь к зданию нужно подвести воду, и газ, электричество. И красавец – дом готов!
Сколько радости приносят новоселам светлые, уютные квартиры, где все новенькое, чистое, сделанное с любовью.
Давайте вместе подумаем, какие качества необходимы строителям разных специальностей?
Ответы обучающихся
2.10. Игра «Качества строителя» (можно провести эту игру с мячом)
Ведущий: Ребята, передавая символ друг другу (ручку или др.), вам необходимо назвать качества, необходимые строителю.
Обучающиеся выполняют задание.
Ведущий: (резюмирует сказанное): Всем строителям необходима физическая закалка, отличное владение профессией, выносливость, трудолюбие, внимание и умелые руки, желание делать нужное людям дело, своим трудом принося им радость.
Людям данной профессии приходится работать на улице в морозы и в жару, под дождем и на ветру.
И это по силу сильным, мужественным, закаленным людям, любящим свою профессию. Я считаю, что профессия строителя – одна из лучшая профессия.
2.11. Ведущий: Но у нас осталось ещё один гость - «темная лошадка».
До сих пор он только загадочно молчал, а теперь хочет дать всем вам дельный совет. Слушаем его. Внимание на экран.
Видеозапись «Темная лошадка».
Ведущий: Спасибо нашему уважаемому гостю. Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот дельный совет?
- Кто такой веб-дизайнер?
- Что делает провизор с провизией?
- Должен ли кинолог смотреть кино с утра и до вечера?
- И нужно ли выбирать профессию по гороскопу?
Ответы обучающихся
Примерные комментарии:
- Веб-дизайнер - это специалист по созданию Интернет-сайтов.
- Провизор- специалист по производству, хранению и продаже лекарств.
- Кинолог- это специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород.
- Выбирать профессию пол гороскопу нельзя. Это неправильно, ненаучно, безответственно и просто глупо. В 18 веке астрологию считали «тщетной, напрасной» наукой.
3. Заключительная часть
Ведущий: Мы сегодня узнали многое о мире профессий. Отвечая на вопрос: «Кем быть?» вы рассказали, почему и чем привлекательна выбранная профессия.
3.1. Игра «Лучшая профессия»
Ведущий: Каждый из вас, ребята, сейчас получит один жетон и этим жетоном проголосует за ту профессию, которая больше всего ему понравилась.
На столе стоят 4 коробочки с названиями профессий:
- строитель,
- кинолог,
- провизор,
- веб-дизайнер.
Каждый обучающийся бросает свой жетон в одну из коробочек.
Обучающиеся голосуют, затем подсчитывается количество голосов.
Определяется профессия-«победитель».
Ведущий: Можно быть кем угодно по профессии, но в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение, и стараться своим трудом приносить радость окружающим.
Поэтому, прежде всего мы желаем вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
Все профессии важны!
Все профессии нужны!
4. Рефлексия
Ведущий:
- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:
- Очень важным на классном часе для меня было …
- В жизни мне пригодится ….
- Сегодня я воспитывал в себе …