ВОРКШОП "Соответствие квалификации педагогических работников требованиям ФГОС ДО"

Разделы: Мастер-класс, Профессия — педагог


Для того, чтобы определить ключевые слова мероприятия, необходимо выполнить Упражнение «Разрезные буквы».

На столах разрезные буквы, педагоги складывают их правильно и получают слова: «ПРОФСТАНДАРТ», «ВОРКШОП», «МАРШРУТ», «МАСТЕРСКАЯ», «КОМПЕТЕНТНОСТЬ».

Воркшоп – это:

  • Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале
  • Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие
  • Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга
  • Тренинг, результаты которого зависят прежде всего от вклада участников и в меньшей степени — от знаний ведущего
  • Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал

Итак, сегодня у нас воркшоп – это мастерская, в которой учебная группа педагогов помогает всем вместе стать компетентными в определении индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с Профстандартом педагога.

Для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются к воспитателю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.

Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности.

Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта.

Мы определили ключевые слова нашего мероприятия. Каждый из нас, кто пришел на данное занятие, что-то хочет узнать, чему-то научиться. С помощью следующего упражнения мы соберем урожай ожиданий или желаний от данного мероприятия.

На стикерах необходимо написать ожидания или желания, к ним мы вернемся в конце занятия.

Упражнение «Дерево ожиданий».

Цель – выявить ожидания и желания участников от семинара. Задание – на стикерах записать свои ожидания или желания от предстоящего мероприятия. После окончания мероприятия озвучить свои ожидания или желания и реальные впечатления. Этот метод необходим для рефлексии занятия, дает возможность сравнить ожидания педагогов перед занятием и впечатления после подведения итогов.

В настоящее время от образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед Организацией, поэтому оценка качества деятельности педагогов становится все более актуальной. Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы: схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса оценочные листы, карты. В связи с чем, возникает необходимость помочь педагогу увидеть собственные достижения, выявить проблемы и найти пути их решения.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

 Чтобы сформировать образ педагога, соответствующего требования ФГОС и Профстандарта мы воспользуемся Приемом «Портрет современного педагога». Задание – каждой группе на листах написать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем 5 – личностных, 5 – профессиональных. Модератор группы презентует модель профессиональной компетенции педагога, обоснование профессиональных и личностных качеств.

Мы выяснили, что современный педагог должен обладать целым рядом личностных и профессиональных качеств.

Одной из технологий, обеспечивающих стимулирование профессионального роста и совершенствования педагогов образовательных учреждений в области овладения инновационным опытом, повышения уровня адаптации к меняющимся условиям деятельности является построение индивидуального образовательного маршрута.

Мы полагаем, что индивидуальный образовательный маршрут педагога целесообразно проектировать на основе его профессиональных потребностей, затруднений, потребностей конкретного образовательного учреждения.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога представляет собой целенаправленно программу, обеспечивающую педагогу развитие профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога должна наиболее полно отражать профессиональные потребности конкретного педагога. Достаточное место необходимо отвести самообразованию и развитию профессиональной компетентности в контексте профессиональной деятельности.
Мы считаем, что практическая значимость ИОМ заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте на «рабочем месте», использовании внешних и внутренних стимулирующих факторов.

В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:

1. Повышение квалификации.

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3. Участие педагога в методической работе ОО.

В соответствии с данными направлениями деятельности необходимо определить содержание, формы и методы по развитию профессиональной компетентности педагога.

Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования и самообразования реализуется через обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях функционирования региональной системы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений.

Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе методических объединений, ассоциаций

Участие в методической работе может осуществляться как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лектории, методические советы, «круглые столы», педагогические мастерские и т.п.),

так и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, тренинги и т.п.).

Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, самостоятельное освоение инновационных образовательных технологий, разработку проекта
На наш взгляд, срок реализации карты индивидуального образовательного маршрута педагога может варьироваться от одного года до трёх (пяти) лет в зависимости от выявленных затруднений, ситуации в конкретном образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации).

Для решения дальнейших задач нашего мероприятия мы воспользуемся Технологией «Формирование полотна педагогической мозаики».

Задание – из отдельных элементов сложить целостную Карту профессионального становления педагога. 1 группе – задание «Составить Маршрут воспитателя», 2 группе – задание «Составить Маршрут учителя-логопеда», 3 – группе – составить Маршрут инструктора по физической культуре. Цель - развитие профессиональной компетентности руководителей в области проектирования Карты профессионального становления педагога. Задание – из отдельных элементов сложить целостную Карту профессионального становления педагога. Схема технологии – деталь – фрагмент – картина – мозаика. Материал делится на части и распределяется между группами. В группах выделяются операционные действия для каждого участника. 1 группе – задание «Составить Карту профессионального становления воспитателя», 2 группе – задание «Составить Карту профессионального становления учителя-логопеда», 3 – группе – составить Карту профессионального становления инструктора по физической культуре. Из мини-исследований складывается целая картина.

При помощи данной технологии вам будет легко составить ИОМ ваших педагогов в соответствии с вашими запросами и потребностями педагогов.
Наверное, каждый из вас задумывается о гармоничной жизни. и мы, в первую очередь как руководители, хотим, чтобы в нашем коллективе работали не только современные и грамотные, но и здоровые, гармонично развитые личности. В этом нам помогает методика «колесо жизненного баланса».

Наступает время, когда каждый задается вопросами:

«Насколько моя жизнь гармонична? На что я трачу свою жизнь? Насколько эффективно я вообще живу? Не пора ли что-то изменить в своей жизни?».
Гармоничное сочетание всех сфер жизни – вот секрет счастья и жизненного успеха.

«Колесо баланса».

Чтобы выделить приоритетные аспекты своей деятельности, необходимо составить траекторию развития себя как личность.

«Колесо баланса» позволяет: осознать из чего состоит наша жизнь; понять, что важно лично для нас; решить, в какой области требуются изменения для улучшения нашей жизни; сделать первые шаги для улучшения жизни уже в ближайшие дни.

Классическое колесо делится на 8 сегментов: Карьера, Финансы, Здоровье, Друзья, Семья, Рост, Отдых, Условия жизни. Восемь секторов Колеса Жизни представляют собой, так называемый, жизненный баланс.


Выполняется техника очень просто.

1. Вам представлена диаграмма, разделенная на 8 секторов.


2. Представьте, что диаграмма отражает вашу идеальную жизнь.

3. Оцените по 10-бальной шкале уровень удовлетворенности каждой сферой, где 0, 1, 2, 3 – это минимальная удовлетворенность в жизненной сфере; 4, 5, 6, 7 – средняя степень, 8, 9, 10 – это максимальная эффективность данной сферы в вашей жизни.

Например, вас полностью устраивают ваши отношения в семье, у вас полное взаимопонимание и поддержка. Значит, удовлетворенность этим сектором можно оценить в 10 баллов. Или здоровье – серьезных проблем нет, но самочувствие оставляет желать лучшего. В этом случае степень удовлетворенности областью «Здоровье» можно оценить на 6 баллов.

Точно также оценивается уровень удовлетворенности в других сферах. Правильных или неправильных оценок не существует. Если вам сложно оценить, вы можете задавать себе вопросы, например,

  • Довольна ли я своей работой? Нравится ли мне то, чем я занимаюсь или на самом деле я хочу заниматься чем-то другим?
  • Меня устраивает мое финансовое положение? Или нужно все кардинально менять и как можно скорее?
  • Я чувствую себя здоровой? У меня есть вредные привычки, которые мне мешают? Я хорошо выгляжу?
  • Все ли в порядке в моих отношениях с близкими людьми?

 4. Отобразите полученные результаты на диаграмме и проанализируйте. В идеале колесо должно получиться круглым. А на практике такое случается редко. Катится ли колесо вашей жизни? 

5. Теперь вы знаете, где находитесь, и какому из аспектов вашей жизни нужно уделить больше внимания, для того, чтобы колесо «покатилось».
Обратите внимание на области, в которых меньше всего баллов.

  • Какие первые шаги необходимо сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности этими сферами хотя бы на 1 балл?
  • Определите, в каких сферах жизни изменения зависят только от вас?
  • Выделите сферы, изменения в которых требуют содействия других людей.
  • Подумайте, в какой сфере вы хотели бы начать изменения в ближайшее время?
  • Запишите три шага, которые вы можете совершить для исправления ситуации в тех сегментах, где получился наиболее сильный перекос.

И начинайте действовать!

Сделать первые шаги для изменений в жизни - это очень важно. Именно так, небольшими шажками, вы постепенно выровняете все сферы жизни, и ваше колесо баланса приобретет идеально круглую форму на отметке 10 баллов.

Человек, у которого одинаково успешно идут дела во всех важных для него сферах жизни, ощущает себя целостной и гармоничной личностью, он доволен своей жизнью. Только на практике чаще бывают перекосы то в одну, то в другую сторону.

Делая срез и оценку своего колеса с периодичностью в полгода, вы обязательно увидите динамику изменения в своей жизни.

«Колесо жизненного баланса» – хороший помощник для людей, которые хотят жить полноценной, сбалансированной и счастливой жизнью.

Удачи вам в рисовании своей жизни!

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

Современный педагог – это, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек.