Развитие естественнонаучной грамотности учащихся на уроке биологии и во внеурочное время

Разделы: Биология


В Новом стандарте ФГОС (приказ №287 от 31 мая 2021 года) при изучении предмета «Биология» особое внимание уделяется предметным результатам - на уровне основного и среднего образования учащиеся должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и применять теоритические знания на практике. В ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" ст.20, п.5 также большое внимание уделяется на экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования, практико-ориентированное обучение.

Учитывая ориентации Нового стандарта и ФЗ, изучение предмета «Биологии» модель обучения должна быть направлена на системно-деятельный подход развивающего, проектного обучения, практико-ориентированное, проблемного обучения практического характера. На развитие личностные качества, необходимых для решения ситуационных, практических задач с целью ориентации в окружающем мире и умение использовать теоретические знания в повседневной жизни, на практике.

Учитывая вышеизложенное, в МБОУ «Тетюшская татарская СОШ», при изучении предмета «Биология», большое внимание уделяется на усиление практической направленности уроков и занятий во внеурочное время, используя системно-деятельный подход обучения, направленный на развитие умений и навыков применения естественнонаучных знаний на практике, в реальных жизненных ситуациях.

Развитие естественнонаучной грамотности при обучении биологии идёт поэтапно:

  1. учащиеся, используя биологические знания, решают учебные, практические задачи биологического, экологического содержания на уроке, выявляют причинно-следственные связи, проводят расчёты, анализируют;
  2. проводя опыты, эксперименты, исследования, наблюдения, применяют биологические, экологические знания на практике.

Учитывается единство уроков урочной и внеурочной деятельности. (Рис. №1)

Рисунок 1. Единство урочной и внеурочной деятельности

Для достижения поставленных целей, организуется учебное сотрудничество и совместная деятельность с сотрудниками ГБУ «Тетюшское лесничество», с коллегами, студентами ГАПОУ «Тетюшский сельскохозяйственный техникум» Тетюшского муниципального района РТ направленная на развитие личностного потенциала ученика практико-ориентированного характера, с выбором будущей профессии.

Также предусмотрена совместная работа с ГКУ «Тетюшское лесничество» направленная на получение практических навыков учащихся и овладения технологиями проведения лесохозяйственных мероприятий, с ГАПОУ «Тетюшский сельскохозяйственный техникум» направленная на получение практических навыков и решений ситуационных задач по растениеводству на площадках социальных партнёров, развития исследовательских, проектных навыков работы.

Также, в будущем предусмотрено создание на опытном участке школы зоны участков: «Овощеводство», «Цветоводство», «Лесоводство», установление теплиц на участке, где учащиеся будут, приобретать умения, навыки работы по выращиванию и ухаживанию за зелеными насаждениями, цветами, овощами. Будут знакомиться профессиями лесника, цветовода, овощевода, цветовода, дизайнера зеленых насаждений и цветов. Организация совместной работы с ГКУ «Тетюшское лесничество» направленная на получение практических навыков учащихся и овладения технологиями проведения лесохозяйственных мероприятий, с ГАПОУ «Тетюшский сельскохозяйственный техникум» направленная на получение практических навыков и решений ситуационных задач по растениеводству, овощеводству и цветоводству.

Учебно-методический комплекс состоит из учебников В.В.Пасечник, а также авторских программ (См. схема №2)

Схема 2. Учебно-методический комплекс

Составлены следующие авторские программы:

  1. Авторская программа «Юный лесовод» на татарском языке, что очень важно как вариант развития родного языка в Республике Татарстан.
  2. Авторская программа дополнительного образования «Юный эколог»;
  3. Авторская программа для внеурочной деятельности: «Исследовательская деятельность учащихся» для 5-9 классов.

В школе ведутся следующие кружки и внеурочная деятельность: кружок «Юный эколог»; внеурочная деятельность «Юный лесовод».

Особое внимание уделяется на развитие умений и навыков развивающего обучения практического характера через индивидуальную, групповую, командную работу вовлекая детей в самостоятельную, учебно-творческую, практическую, проектную, исследовательскую работу в опытно-пришкольном участке школы используя методы наблюдения, эксперимента, исследования.

Разработанная система помогает учащимся не только повысить успеваемость по предмету «биология», но и реализовать свои исследовательские, проектные, творческие работы, в том числе активно участвовать в различных конкурсах разных уровней, с высокой результативностью. Системно-деятельный подход практико-ориентированного обучения, направлен на формирование естественнонаучной грамотности учащихся, обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, через урочное и внеурочную систему работы мотивируя школьников к изучению биологических наук, как ботаника, зоология, лесоведение, флористика, зоотехния.

По нашим анализам работы, можно сделать вывод о том, что учащиеся, выполняя задания ВПР по биологии, лучше решают задания практического характера. (См. диаграмму №1).

Диаграмма №1 «Анализ выполнения практических заданий ВПР по предмету «Биология»

Повышается качество знаний и успеваемость по предмету «Биология».

А самое главное, что такой подход обучения помогает найти способы и приёмы для развития у школьников умений использовать биологические знания в повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь.

Список источников

  1. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61).
  2. [Электрон. Ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-estestvennonauchnoy-gramotnosti.