Здравствуйте, уважаемые родители! Главная цель дошкольной образовательной организации – комплексное физическое, интеллектуальное, нравственное развитие детей. Эффективность нашей педагогической работы зависит от ряда факторов, в том числе от качества взаимодействия детского сада и семей. Взаимодействие означает двунаправленный процесс, в котором заинтересованы все стороны процесса. Поэтому призываю вас понимать важность взаимодействия и принимать в нем активное участие.
Наша совместная задача – улучшить содружество детей и взрослых (то есть педагогов и родителей). На наш взгляд, содружество означает формирование и укрепление детско-взрослого коллектива для поддержания комфортной атмосферы и развития детей. Улучшать содружество можно прямыми методами (например, посредством проведения совместных праздников и мероприятий) и косвенными методами (посредством организации благоприятной образовательно-воспитательной среды для детей).
Все семьи в контексте взаимодействия с детским садом можно условно разделить на три категории: высокоактивные, умеренно активные и семьи с низкой активностью. Будет хорошо, если количество высокоактивных семей увеличится.
Взаимодействие детского сада и семьи возможно по следующим основным направлениям.
1) физическое развитие детей: например, участие родителей в проводимых дошкольной организацией спортивных мероприятиях, поддержание режима закаливания детей дома;
2) интеллектуальное развитие детей: например, приобретение своим детям не только развлекающих, но и развивающих игрушек, обучение чтению и счету;
3) нравственное развитие детей: например, чтение детям художественной литературы, в которой присутствуют примеры нравственного поведения, участие в мероприятиях дошкольной организации.
Важным является получение обратной связи от родителей по вопросам жизнедеятельности детей и функционирования дошкольной организации в целом.
Предлагаю нам совместно определиться, какие способы обратной связи для вас наиболее удобны. На наш взгляд, возможны следующие варианты:
1) проведение родительских собраний, в рамках которых обсуждаются ключевые вопросы пребывания детей в дошкольной организации, коллективное решение общих вопросов;
2) проведение индивидуальных бесед с родителями по каждому конкретному ребенку;
3) ежемесячное проведение анкетирования родителей по основным вопросам развития дошкольной организации;
4) организация чата в WhatsApp или на сайте дошкольной организации для сбора предложений родителей;
5) подготовка родителями один или два раза в год своих предложений по совершенствованию деятельности дошкольной организации и улучшения содружества детей и взрослых.
В мировой педагогической практике сложились следующие основные формы взаимодействия семей и дошкольной организации, которые прямо или косвенно способствуют улучшению содружества взрослых и детей:
1) индивидуальные формы: беседы, консультации, посещение семьи;
2) коллективные формы: родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации;
3) информационно-наглядные формы: материалы на стендах, информационные папки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки, открытые просмотры занятий, дни открытых дверей;
4) познавательные формы: семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная;
5) информационно-аналитические формы: анкетирование, социологические опросы, телефон доверия;
6) рекреационные формы: совместные праздники, участие в экскурсиях, прогулках и походах.
Для нас и для вас будет ценным, если вы сообщите, какие именно формы взаимодействия вы считаете наиболее комфортными и эффективными для вас.
В целях улучшения содружества детей и взрослых ждем от вас предложений по проведению совместных мероприятий, в которых будет интересно принять участие большинству детей и родителей. Например, это могут быть совместные праздники, встреча с рассказом об интересных семейных историях и традициях, совместное посещение музея.
Со своей стороны предлагаем для улучшения содружества детей и взрослых создать несколько традиций, которые будут поддерживаться. Например, это может быть организация совместного просмотра фильмов и передач, а после просмотра совместное обсуждение. При этом свои мысли выскажут воспитатели, родители и дети.
Важно, чтобы организация взаимодействия родителей и дошкольной организации была не формальной, а действенной, эффективной. Только такое взаимодействие может принести пользу родителям, педагогам, а самое главное – детям. Эффективное взаимодействие семей и дошкольной организации позволит более качественно планировать образовательно-воспитательную работу и повысит удовлетворенность всех участников данного процесса. Прежде всего, нам бы хотелось, чтобы после моего доклада вы высказались по поводу того, считаете ли вы важным взаимодействие родителей и дошкольной организации, предложили ваше видение эффективного взаимодействия.
Оценку эффективности взаимодействия дошкольной организации и родителей предлагаем производить один раз в год в конце учебного года методом анкетирования родителей и воспитателей.
Безусловно, многие родители сильно заняты и не всегда могут принять участие в мероприятиях, организуемых дошкольной организацией, особенно редко в мероприятиях участвуют папы. На наш взгляд, необходимо повышение активности, поскольку участие родителей в мероприятиях способствует сплочению семьи, а также это очень важно для детей – видеть участие и внимание родителей к их жизни и делам. В целях повышения активности предлагаем составление плана мероприятий дошкольной организации, в который могут быть включены родители, на три месяца вперед (квартал) и сообщение родителям данного плана. Такой подход позволит родителям планировать свою занятость и повысить активность в мероприятиях дошкольной организации. При этом, несомненно, самым важным является желание родителей участвовать в жизнедеятельности детей в дошкольной организации.
Уважаемые родители, таким образом, призываем вас активно участвовать в деятельности дошкольной организации. Мы ждем ваших конструктивных предложений по взаимодействию. Нам важно ваше мнение и идеи, которые можно совместными усилиями реализовать на практике для улучшения условий жизнедеятельности детей и их комплексного развития.
Доклад окончен. Спасибо за внимание!