Цели:
- Уточнить представление детей о важности земли для всего живого: растений, животных, человека.
- Рассказать о значении земли в нашей жизни. Дать детям первые элементарные знания о почве в природе.
Задачи:
Образовательные: дать детям знания о слоях почвы.
Музыкальные
- С помощью музыкально-дидактических игр воздействовать на ребёнка комплексно, вызывая у него зрительную, слуховую и двигательную активность.
- Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
- Развитие интонационной выразительности речи и силы голоса. Общей и мелкой моторики. Развитие слухового внимания и восприятия, а также фонематического слуха.
Воспитательные задачи. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиозапись с песнями о земле, о родном крае. Стаканчики, наполненные землёй по количеству детей, листья бумажные, пакет с мусором (пластик и бумага). Подземный царь - музыкальный руководитель.
Участники: Ведущий – воспитатель.
Слайд 1
Ход занятия
Под музыку дети входят в зал, исполняется танец и затем ребята встают полукругом. Входит воспитатель в костюме «Кормилицы земли», приветствует детей: Здравствуйте, дети! Вы узнаете меня, если отгадаете загадку:
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
Что это? Подскажите дети?
Дети: Земля!
Земля: Правильно, я – Кормилица Земля. А почему меня называют Кормилицей?
(Ответы детей)
Ребенок:
Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.
Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Земля: Молодцы! Со мной вы встречаетесь каждый день. Меня любят все и складывают обо мне не только стихи, но и пословицы. Вот послушайте:
Слайд 2
- Добрая кормилица, Матушка Земля — это общий дом для людей, зверей, птиц, растений…
- Земля кормит людей, как мать детей.
- Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!
- Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.
- Земля заботу любит.
Сегодня особенный день – праздничный. Подземный царь дал мне задание проверить и узнать: Отгадали ли вы его загадки?
Дети: Отгадали!
Земля: Хорошо! Сможете все свои знания о Подземном царстве показать?
Дети: Да!
Дети садятся на стулья.
Земля: А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы, сколько во мне слоев и как они называются?
Слайд 3
Ответы детей. (Чернозем, песок, глина, камни)
Ребенок:
Земля наша слой за слоем,
Как матрешка состоит:
Камни, глина и песок,
Чернозем и слой листов.
Травы почву украшают
И от солнца закрывают.
Слайд 4
Вдруг раздается гром и появляется Подземный царь (под музыку Э.Грига «В пещере горного короля».
Царь: Ух! Здравствуйте, ребята! Не могу больше сидеть один под землей в своих царских палатах! Скучно мне. Решил сам подняться и узнать, как вы справились с моими заданиями.
Земля: Детки молодцы, почти все узнали про меня.
Царь: Хорошо. Вот я и проверю!
Земля: Давайте, ребята, станцуем для царя.
Танец - хоровод «Земелюшка – чернозем» (русская народная песня в обработке Е.Тиличеевой)
Земелюшка – чернозем, (дети ведут хоровод)
Да, земелюшка – чернозем.
Чернозем, чернозем,
Земелюшка – чернозем.Тут березонька выросла, (дети идут в середину круга и обратно)
Тут березонька выросла.
Выросла, выросла,
Тут березонька выросла.На березоньке листочки, (дети имитируют листочки- руки вверху)
Да на беленькой листочки.
Листочки, листочки,
На березоньке листочки.Под березонькой травонька, (дети опускают руки вниз и машут ими)
Да под березонькой травонька.
Травонька, травонька,
Под березонькой травонька.А на травоньке цветики, (фонарики руками)
Да на травоньке цветики.
Цветики, цветики,
Да на травоньке цветики.Земелюшка – чернозем, (хороводный шаг по кругу)
Да, земелюшка – чернозем.
Чернозем, чернозем,
Земелюшка – чернозем.
Царь: Молодцы! А знаете ли вы, для чего нужен чернозем на грядках?
Дети: Да! Овощи выращивать!
Песня – танец «Вы умеете сажать капусту?»
(Французская народная песня. Обработка А.Александрова, русский текст И.Мазнина)
Где когда-то круглый год
Было пусто, было пусто,
Зеленеет огород
И растет капуста…Вот как мы ее рукой
В ямку клали, в ямку клали.Вот как мы ее землей
Засыпали, засыпали.Вот как мы ее ногой
Укрепляли, укрепляли.Вот как мы ее водой
Поливали, поливали!
Дети водят хоровод, движения в соответствии с текстом.
Земля: Видишь, Подземный царь, ребята и про огород знают!
Царь: Для таких умных детей я и сокровища припас в подарок. Только хочу их знания сам проверить в своих лабораториях. А ты Земля Матушка помоги им.
По очереди приглашаются команды к заранее приготовленным для опытов столам: с черноземом, песком, глиной и камнями.
Царь: Ну, кто у нас ученый по чернозему?
Слайд 5
Выходят дети рассказывают о черноземе
Ребёнок: Чернозем получается из старых листьев, цветов, умерших насекомых. А еще готовят и рыхлят чернозем дождевые черви.
Ребенок:
В огороде червячок
В глубь земли зарылся,
Вот и рыхлый колпачок
Тут же появился.
День – деньской вокруг корней
Разрыхляет почву.
Будет много овощей,
Фруктов, ягод сочных.
Ребёнок: Мы в группе сделали слои почвы. И поселили в чернозем дождевых червей. Теперь они живут в нашем домике.
Слайд 6
Дети проводят опыты с черноземом:
- чернозем имеет запах;
- в нем есть воздух;
- в нем есть травинки, листочки, палочки;
- в нем есть вода (опыт нарисован).
Ребенок: Чернозем нужен для питания и роста деревьев, цветов, овощей и фруктов. В группе мы в чернозем посадили лук.
Царь: Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Дети: Песок!
Слайд 7
Царь: Правильно! А есть ли у вас знатоки по песку?
Выходят дети, рассказывают о песке и проводят опыты:
Песок есть в слоях земли, на море, в реке.
- песок имеет запах;
- песок бывает желтый, коричневый, красный и даже черный;
- песок состоит из маленьких песчинок;
- сухой песок не лепится и может летать как пыль по ветру;
- из мокрого песка можно лепить куличи и дворцы:
Ребенок:
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец -
Ай да папа молодец!
- на песке можно рисовать картинки;
- из песка можно делать красивые поделки (показать поделки)
Ребенок: Из песка люди делают стекла, зеркала. Из песка и глины делают кирпичи для строительства домов.
Царь: И о песке вы все знаете. А есть ли среди вас эксперты по глине?
Слайд 8
Выходят дети, рассказывают о глине и проводят опыты:
Глина лежит в слоях земли.
- глина имеет запах;
- глина не пропускает воду и воздух, поэтому растения в глине не растут;
- если глину размять с водой, то она будет как пластилин;
- из нее можно лепить.
Ребенок:
Я возьму кусочек глины,
Разомну его в ладошках.
Захочу слеплю пингвина,
Или лошадь, или кошку.
Ребенок: Гончары из глины лепят посуду, обжигают ее в печи. Посуда становится прочной и не мякнет от воды.
Дети: Мы тоже из глины лепили посуду. (Показать поделки)
Царь: Молодцы, ребята, много о глине узнали. А что вы расскажите о камнях?
Слайд 9
Выходят дети, рассказывают о камнях и проводят опыты:
Камни есть в земле и горах.
- камни твердые и тяжелые;
- они тонут в воде;
- камни острые, но море может превратить их в гладкую гальку;
- камни бывают разные.
Ребенок: Из камней люди строят: дома, дороги, мосты. Из драгоценных камней делают украшения.
Царь: Да, хорошие из вас ученые получатся! А известно ли вам, кто живет в моем подземном царстве?
Ответы детей: жуки ,червяки , гусеницы, улитки, сороконожки, пауки…; животные (лисы, медведи, кроты, мыши…) и человек (метро, подземные парковки и магазины, …).
Царь: Правильно. Но больше всего я люблю дождевого червячка. Он рыхлит землю, готовит чернозем, кормит растения. Хороший помощник.
Давайте с вами поиграем в игру «Деревья и червяки».
Проводится музыкальная игра «Деревья и червяки»
Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается 1 дерево, 1 червяк, а все остальные – дети. Ребёнок бежит к дереву- дерево роняет 1 листок, ребёнок подбирает листок и бежит к червячку, которые в обмен на листок даёт в стаканчике землю.
Земля: Ребята, мы узнали с вами, что дождевые черви являются «поварами» для растений. Они кушают опавшие листочки, превращая их в землю. А еще они рыхлят землю, чтобы в ней было много воздуха. Но для растений нужна и вода. Скажите, откуда в земле появляется вода и даже подземные реки?
Дети: От дождя.
Земля: Правильно! Давайте с вами поиграем в музыкальную игру «Капельки и тучка».
Музыкальна игра «Капельки и тучка»
(на смену из четырёх музыкальных композиций)
Земля: Летела по небу мама тучка (взявшись за руки дети образуют круг). Выпали из тучки капельки и полетели на землю: попрыгали, поиграли (Дети прыгают на ковре). Капелька с капелькой поздоровались и потекли по земле, и под землей веселые ручейки (Дети берутся парами.) И превратились в речку (Пары бегут друг за другом.)
Дети садятся.
Царь: Да, в моем царстве много подземных рек и ручейков. А еще много и сокровищ! У меня столько богатств, что и не счесть! И часть своих богатств я дарю людям. Но хочу, чтобы вы берегли мое царство и охраняли нашу Матушку Землю от грязи и мусора.
Земля: Да, если выливать грязь и бензин на землю, поля, в реки и леса, то все живое на мне погибнет: цветы завянут, деревья заболеют, овощи и фрукты перестанут расти. А если выбрасывать мусор где попало, то я превращусь в огромную свалку!
Царь: Не расстраивайся, Матушка Земля! Наши ребята тебя в обиду не дадут: будут беречь тебя, охранять от загрязнений и мусора. Правда, дети?
Дети: Да!
Царь: Давайте с вами посоревнуемся «Кто быстрее очистит землю от мусора».
Проводится музыкальная игра.
На пол из двух корзин рассыпается мусор ( бумага и пластик).
Под медленную музыку дети собирают пластик, под быструю - бумагу в корзины.
Земля: Какие славные трудолюбивые хозяева земли растут.
Давайте мы с вами на прощание красиво встанем и напоследок скажем друг другу добрые слова.
Дети встают полукругом и читают «Гимн земле»:
1.
Стою я крепко, не шатнусь,
Тверда, верна всегда,
И на хребте своем ношу
Деревни, города.
2.
И мне вверяет семена
Доверчиво народ:
Рощу я травы, хлеб рощу,
Кормлю людей и скот.
3.
На мне шумят, гудят леса:
Тут всем зверям простор;
Железо, медь скрываю я
Внутри скалистых гор.
4.
Мы взращиваем огороды,
Чтоб была пища на столе.
Земле обязана природа
И мы обязаны земле.
5.
Земля! Важнее нет на свете
Тебе мы дарим эту речь.
Тебя за все заслуги эти
Хвалить мы будем и беречь!
Песня «Земля полна чудес»
Что может в жизни быть красивей,
Что в жизни может быть милей,
Чем эти рощи в дымке синей
И золотой разлив полей?
Припев:
Капли утренней росы светлы, чисты.
Отражается в них мир и я, и ты.
Искры солнечных лучей в любом окне,
Улыбается заря тебе и мне.Для друзей любая даль
Не зря близка.
Для друзей шумит листва,
Журчит река.Для друзей сквозь облака
Горит звезда.
Для друзей полна чудес земля.
Что в жизни может быть прекрасней,
Чем это море тишины,
Чем нашей дружбы звонкий праздник,
Вовек не знающий войны?
Припев: -//-
Земля: Спасибо вам детки!
Царь: Да, утешили и порадовали меня старика. Теперь я могу быть спокоен за свое царство. А в подарок вам, ребята, как и обещал принес я свои сокровища. (Открывает сундук с сокровищами). Вот вам ваша награда!
Земля: Я смотрю тут ребята и корзиночки для твоих подарков смастерили! Давай, Царь батюшка, наполни их!
Царь: С удовольствием! (Рассыпает в коробочки камешки и приговаривает добрые пожелания.) Ну, а теперь мне пора возвращаться в свое Подземное царство. До свидания, ребята, может быть, еще встретимся!
Земля: Попрощайтесь ребята с Подземным царем.
Дети: Спасибо! До свидания!
Земля: А вам, ребята, пора возвращаться в группу. Смотрите, подарки свои не растеряйте и помните о нашей встрече. До свидания!