Цель: закрепить навыки табличного умножения и деления; упражняться в решении задач изученных видов.
Задачи:
- закрепить знание таблицы умножения и деления, закреплять навык применения правила порядка действий в выражениях со скобками и без скобок, умения решать задачи с недостающими данными, задачи на нахождение доли числа, на нахождение площади прямоугольника, закрепление умений и навыков в работе по образцу и в сходных условиях, перенос знаний в новые условия, продолжить работу по формированию вычислительных навыков;
- развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи, логически строить план их решения, развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, навык работы в паре;
- воспитательные: продолжение работы по воспитанию взаимопомощи, самоконтроля, интереса к предмету, любознательности.
УУД: Личностные:
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
- способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- способствовать проявлению самостоятельности в учебной деятельности.
Регулятивные:
- развивать умение определять и формулировать цель на уроке, проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания;
- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- создать условия для совместного решения учебной задачи;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;
- помочь ребенку в аргументации своего мнения (умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других).
Познавательные:
- развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
- способствовать высказыванию детьми своего мнения;
- способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
- научатся выполнять табличное умножение и деление.
Регулятивные:
- уметь планировать решение учебных задач: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритмов действий);
- уметь корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способ их устранения;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей)
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
1. Оргмомент
Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и внимательны. Мы все здоровы. Вдохните глубоко. Вдохните свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Сообщение темы и цели урока
Сегодняшний урок мы начнем с чтения стихотворения С.Маршака, которое принес кот Леопольд. Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? Подумайте, чем мы сегодня на уроке будем заниматься, чему учиться. Сформулируйте свою цель, начните словами: «Я хочу…»
Какие слова Леопольд часто повторял мышатам? Пусть слова «Ребята, давайте жить и работать дружно!» станут девизом нашего урока.
3. Устный счет. Обобщение знаний таблицы умножения
Наш урок пройдет в форме игры. А как называется игра, вы узнаете, если верно найдете значения выражений и расшифруете надпись. ( Один ученик идет к доске, читает пример, показывая указкой, слушает ответ, оценивает (правильно или нет) и говорит вставленную букву. Остальные ученики, поднимают руку, отвечают, проверяют).
Итак, я предлагаю вам сыграть в игру «Что? Где? Когда?». Знаете ли вы, какая птица является символом этой игры? (Сова.) Почему?
В древности люди изображали в виде совы знающего человека. «Как сова видит ночью, так знающий человек разбирается в трудностях!» Давайте и мы докажем, что вы знающие и умеете преодолевать трудности. А в конце урока лучшему игроку вручим приз – сову.
4. Повторение различных способов нахождения произведения
1 раунд
Начинают игру ребята из параллельного класса и их классный руководитель ……. Внимание вопрос: как вспомнить забытое произведение? Ответить вам поможет таблица … Пифагора.
- Если я знаю, что 3 х 6 = 18, то 3 х 7 = 3 х 6 + 3 = 21.
- Если я знаю, что 4 х 9 = 36, то 4 х 9 – 4 = 4 х 8 =32.
- Если 5 х 2 = 10,то 2 х 5 = 10.
Молодцы. Счет игры 1: 0 в пользу знатоков 3 класса А.
5. Обобщение табличных и частных случаев деления
2 раунд
Продолжает игру учитель физкультуры ……... Он предлагает вам математическую разминку.
2 вариант |
|
6 : 6 = |
5 : 5 = |
18 : 9 = |
12 : 6 = |
21 : 7 = |
24 : 8 = |
20 : 5 = |
36 : 9 = |
40 : 8 = |
35 : 7 = |
18 : 3 = |
24 : 4 = |
28 : 4 = |
21 : 3 = |
Проверьте себя. А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Аккуратно карандашом исправьте ошибки, если они есть, и объясните друг другу, в чем заключается ошибка и почему то, что написано в тетради – неправильно.
А теперь проверим вашу работу. Посмотрите внимательно на значения частного, найдите закономерность. Кто выполнил задание верно? Молодцы. Какие частные случаи деления вы знаете?
Внимание, вопрос: какие по счету зимние Олимпийские игры прошли в Сочи в 2014 году?
Найди закономерность и узнаешь, ответ на этот вопрос.
Что ответим …….? (В Сочи в 2014 году прошли XXII зимние Олимпийские игры).
Счет игры 2:0.
6. Повторение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
3 раунд
Свой вопрос вам задаёт учитель музыки …………….
Внимание, вопрос: у какого дерева самый звонкий голос?
Чтобы ответить, вам нужно найти значения выражений. Одно из них подскажет правильный ответ.
- 64 – 16 : 8 + 8=
- 64 – 16 : (8 + 8)=
- (64 – 16) : 8 + 8=
Что интересного вы заметили. Будет ли ответ первого выражения ответом для других. Почему? (Разный порядок действий.)
Вы готовы ответить на вопрос?
- У берёзы – 80.
- У ели – 14.
- У дуба – 62.
Внимание, правильный ответ: самый «звонкий» голос у ели. Из древесины высохшего на корню дерева делают музыкальные инструменты: скрипки, балалайки, пианино.
Счет игры 3:0.
Физкультминутка
7. Решение задач на нахождение доли числа (задача с недостающими данными)
4 раунд
В игру вступает директор нашей школы …………….. Внимание, вопрос! В нашей школе работает много учителей. 1/4 из них – это учителя начальных классов, а остальные – учителя старших классов. Сколько учителей старших классов работают в нашей школе?
Можете ли вы дать ответ на вопрос задачи? (Нет, не достаёт данных.) Что нужно знать? А теперь все необходимые данные есть?
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько всего учителей в школе и сколько учителей начальных классов.) Что известно по условию задачи? (Всего 32 учителя.) Что сказано об учителях начальной школы. Как вы это понимаете?
Вам поможет схематический рисунок. Что обозначает круг? (Всех учителей школы.) Как изобразить одну четвертую? (Разделить круг на четыре части и выделить одну.)
Составим план решения задачи:
1 – сколько учителей начальных классов?
2 – сколько учителей старших классов?
1 способ
- 32 : 4 1 = 8 (уч.) – старших классов.
- 32 – 8 = 24 (уч.) – старших классов.
Ответ: 24 учителя работают в старших классах.
Верен ли окончательный ответ? Как можно проверить решение этой задачи?
1 способ – по условию и смыслу задачи. Если в школе работает 32 учителя. Из них 8 – это учителя начальных классов, то 32:8=4. Это четвертая часть числа. У нас получилось 24 учителя, работающих в старших классах. 24+8=32 – всего учителей. Таким образом, ответ не противоречит ни одному из положений условия задачи, значит, задача решена правильно.
2 способ – обратная задача: 8 + 24=32 учителя всего.
3 способ – решение задачи другим способом.
Если 1/4 - это учителя начальных классов, то учителя старших классов составят 3/4.
32 : 4 3 = 24 (уч.)
Ответ: 24 учителя работают в старших классах.
Как вы думаете, есть ли нам смысл тратить время и учиться решать задачи разными способами, или достаточно освоить какой- нибудь один способ? (Если несколько способов, то можем для решения каждой задачи выбирать наиболее удобный, а еще, решив задачу одним способом, мы можем проверить правильность решения другим способом.)
Итак, ваш ответ принят. И счет нашей игры становится 4:0.
Физкультминутка для глаз «Колобок»
8. Решение задачи на нахождение площади прямоугольника
5 раунд
Следующий вопрос вам задает наш библиотекарь …………...
Сегодня день рождения у замечательного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского, автора большого количества рассказов, повестей, стихотворений. Какие книги Успенского вы знаете?
Знаете ли вы о том, что вместе с Эдуардом Николаевичем день рождения отмечает первый мультфильм, снятый по повести «Трое из Простоквашино»?
Вопрос: сколько лет мультфильму? Чтобы ответить на вопрос вам придется выполнить задание, а вам помогут герои этого мультика. Внимание на экран.
Просмотр отрывка из мультфильма
А теперь задание. Найдите площадь участка, который перекопал дядя Федор в поисках клада, если известно, что он имеет форму прямоугольника со сторонами 80 см и 5 дм.
С чего начнете решение задачи? (Вспомним правило нахождения площади прямоугольника.)
S = a · b
80 см = 8 дм
S = 8 · 5 = 40 (дм2)
Ответ: 40 дм2 - площадь участка.
Проверьте ответ, составив и решив обратные задачи (устно).
Ваш ответ? Внимание на экран.
Счет игры 5:0.
9. Решение уравнений (самостоятельная работа)
6 раунд
С вами играет учитель биологии ………………. Вопрос: какое животное самое чистоплотное? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить уравнения и найти сумму корней уравнений.
1 вариант | 2 вариант |
х × 6=54 |
7 × х=63 |
40 : у=8 |
у : 4=7 |
а – 49=37 |
а + 19=82 |
Счет игры 6:0.
10. Итог урока. Рефлексия
О чём говорили на уроке? Достигли ли мы поставленных целей? Как вы сами оцениваете свою работу? За что вы можете себя похвалить?
Сегодня на уроке я:
- Узнал
- Повторил
- Вспомнил
- Было интересно
- Было трудно
- Мои ощущения
Кто считает, что сегодня очень хорошо поработал на уроке? Кому было трудно?
На доске макет елочки, на парте у каждого три кружка:
- красный – знаешь таблицу,
- жёлтый – недостаточно,
- зелёный – слабо.
Каждый ребёнок выбирает кружок, который соответствует его знаниям и прикрепляет на елочку.
11. Выбор лучшего игрока и вручение приза
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.