Экологическое воспитание в школе

Разделы: Биология, Экология


Тема моей статьи на сегодня очень актуальная, экологическая направленность работы в школе, т.е.цель нашей работы как педагогов – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

Актуальность экологического воспитания очень велика. Нужно воспитывать любовь к природе с детства, все мы об этом прекрасно знаем и над этим направлениям работаем.

Конечно, как отдельный предмет экологии у нас в учебном плане нет, хотя желалось бы, чтобы этот предмет был, преподавался, в основном экология как наука изучается в 9 классе как один из разделов биологии, и в 10 классе несколько часов по географии. И все!

 МО ставит конкретную цель: формировать личность с экологическим мышлением. Поэтому экологическое образование, уважаемые педагоги, все мы проводим во внеурочное время, в виде экологических мероприятий, акций, экологических вечеров, экологических десантов, проводим исследовательские работы, экологические уроки, чистим территории, сажаем саженцы деревьев и.т.д перечислять можно много.

Мероприятий много, вопрос только в том, где взять время, которого и так не хватает? Ответ один - просить администрацию школы кружки, часы на введение внеурочной деятельности, тем более по ФГОС этот час предусматривается. Разрабатывать программы и действовать!

Сегодня я хочу поделиться из опыта работы как это я провожу.

Во первых, уже несколько лет я работаю с ЦДО, и я работаю по адаптированной программе, рассчитанный на 3 года обучения. Предлагаемая программа построена на региональном материале, неё включены практические и теоретические занятия, эксперименты и экскурсии. Она рассчитана на учащихся среднего школьного возраста 10-14 лет.

Цели и задачи:

  • формирование всестороннего развития личности, владеющей экологической и валеологической культурой;
  • приобретение навыков и умения исследовательской деятельности;
  • развивать стремление к творчеству и самообразованию.
  • совершенствование навыков самостоятельного поиска и анализа экологических знаний;
  • формирование этических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;
  • освоение знаний и умений, связанных с профилактикой здоровья;
  • формирование моральных и волевых качеств гражданина, подготовка кружковцев в процессе занятий к труду, к активной общественной деятельности

Ввиду малокомплектности Тетюшской татарской средней общеобразовательной школы объединение «Юный эколог» могут посещать воспитанники разного года (первого, второго, третьего) обучения. Поэтому занятия могут проводиться в микрогруппах (для разных годов обучения), индивидуально (при подготовке к районным и республиканским конкурсам) и со всеми членами объединения (при подготовке общешкольных мероприятий, во время природоохранных акций). Экскурсии и природоохранные акции (в соответствии с календарём) могут проводиться во время отличное от расписания занятий в объединении.

В первый год обучения мы знакомимся с наукой экологией, основными экологическими понятиями и закономерностями, проводим исследовательские работы, экологические мероприятия, акции и т.д.

Второй год обучения связана с изучением своего здоровья, валиологией что тоже немаловажно для нас.

Третий год это уже ребята становится моими помощниками, волонтерами, они с удовольствием сами организуют и проводят экологические уроки.

В этом учебном году девочки Замалетдиноваа Айгуль, Камалеева Динара и Шайдуллина Наилс стали волонтерами всероссийского экологического движения «Сделаем вместе!», организованное партией Единая Россия, всего было участников

Девочки проводили экологические уроки, акции, конкурс плакатов и.тд. организовали сбор макулатуры. Это было мощное экологическое движение, девочки сумели за учебный год привлечь в экологическое движение своих сверстников, друзей. Это было очень здорово.

Эффективность программы «Юный эколог», можно оценить в том, что работая по этой программе, по ее результатам в прошлом 2016 году я выиграла грант» Лучший педагог дополнительного образования».

Следующая программа это моя авторская, лицензированная она называется «Экология своего края», где изучается экологические проблемы Тетюшского района, особо охраняемые территории Тетюшского района: Долгая поляна, Тарханские дубравы, Щучье горы, создаются экологические проекты, изучается природа своего края. В процессе освоения этой программы учащиеся проводят мониторинг выбранных природных объектов, обучаются ведению исследовательской работы, наблюдают за сезонными изменениями в природе, участвуют в природоохранных акциях, районных, республиканских и всероссийских конкурсах и мероприятиях, проводят праздники и выставки в своей школе.

В 2017 году вышла в свет еще одна моя авторская программа «Исследовательская деятельность», которая полностью соответствует тербованием ФГОС и начала использовать ее уроках внеурочной деятельности «Умный совенок» в 5–6 классах. Это программа носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность, даёт возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для развития индивидуальных особенностей каждого учащегос , развивает творческие способности, изобретательность, воображение, дает большую свободу в выборе форм экологического образования и воспитания.

Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Участие детей во внеклассной работе экологического содержания воспитывает у них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.

Существуют различные формы организации экологической работы. Считаю, что эффективная работа идет и в том случае, если сотрудничают с работниками «Долгая поляна», с лесничим, с ветеринарными работниками района.

От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня. И мы учителя несем огромный вклад в воспитании молодого поколения, в том числе и экологического.

Всем желаю успехов!