Цель: закрепление и расширение знаний у детей по теме «Космос».
Задачи:
- Образовательные: продолжить знакомство детей с историей возникновения праздника Дня космонавтики. Расширять представления о космосе, солнечной системе, закреплять название планет и порядок их расположения.
- Развивающие: уточнить и активизировать словарь по теме «Космос»; развивать внимание, активную мыслительную деятельность; развивать коммуникативные навыки дошкольников, через игровую деятельность.
- Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к окружающему миру, чувство гордости за свою Родину.
- Взаимодействие с родителями: формировать компетенции родителей, в рамках воспитания детей старшего дошкольного возраста, привлечение родителей к совместной деятельности.
- Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: наполняемость этого блока индивидуальна, исходя из подготовки детей и фактических возможностей.
Методы: словесные, наглядные, поисково-практические, игровые.
Оборудование и материалы: космический сундучок с содержимым, презентация или картинки по теме «Космос», различный художественный материал и формат бумаги для ИЗО-деятельности на выбор детей, виды космоса для зарисовок, различный материал и большой формат бумаги для коллективной работы, м/ф «Тайна третей планеты», книга Н. Носов «Незнайка на Луне», сказка «Там, на космических дорожках» (автор Клюка Н.А.).
I половина дня
Утро: по приходу утром в детский сад, дети замечают, что на столе стоит «Космический сундучок» (чёрный ящик). Он вызывает у детей интерес, они задают вопросы, возникает диалог.
Воспитатель: О-о-о, очень много интересных сюрпризов хранит этот ящик, но Вы узнаете про них, если сможете восстановить слово (Игра «Рассыпавшиеся буквы»). Дети получают слово «КОСМОС».
Воспитатель: Кто согласен сегодня со мной отправиться в большое космическое путешествие? (Ответы детей). На чём мы полетим в космос? (На ракете).
Куда мы отправимся в путешествие? (Предложения детей).
Далее дети делятся на две команды и выбирают капитана, если возникает спор, на помощь «приходит» считалка «На луне жил Звездочёт».
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун
Далее каждая команда из магнитной мозаики «Космос» конструирует себе космическую ракету.
Воспитатель: Какими качествами должен обладать настоящий космический путешественник? (Ответы детей). Конечно, он должен быть смелым, сильным и выносливым! Значит надо сделать утреннюю гимнастику и зарядиться силой и бодростью.
КУГ «Космическое путешествие»
Воспитатель: Можно отправляться в путешествие голодным? (Нет). Тогда срочно делаем личную дозаправку!!!
Завтрак «Питание космонавтов».
НОД ФЦКМ «Космос-Вселенная», просмотр презентации
Воспитатель: В космосе нас могут подстерегать разные опасности и нештатные ситуации, поэтому, прежде чем отправиться в путешествие, нам надо вспомнить всё, что мы знаем о космосе. И конечно нам поможет наш космический сундучок. Из сундучка посыпались вопросы, скорее отвечайте! (Каждый ответ подтверждается слайдом презентации).
- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (Ответы детей) (День космонавтики – слайд-заставка)
- Почему этот праздник так называется? (ответы детей) (Это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники).
- Кто такие космонавты? (Ответы детей) (До того, как в космос поднялся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции – слайд. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами).
- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)
(Человек смотрел на звёздное небо - слайд, и ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы – телескопы - слайд, наблюдая за звёздным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни – меньше, другие – больше).
- Какие вы знаете планеты? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон - слайд).
- Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И тогда учёные придумали ракеты.
- Кто же в России придумал первую ракету?
- Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский - слайд. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами, изучал их, и очень ему хотелось долететь до далёких планет.
Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности этот летательный аппарат построить.
И только через много-много лет другой учёный - конструктор Сергей Павлович Королёв - слайд, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник - слайд, в котором вокруг Земли сначала полетели кто? (собаки Белка и Стрелка – слайд). Это произошло 20 августа 1960 года, после суточного полета они были возвращены на Землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями.
А под руководством С.П.Королёва была сконструирована ракета - слайд, в которой 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек.
- Назовите фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом? (Ю.А.Гагарин) - слайд
- После полёта Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины.
- Кто знает, имя первой женщины-космонавта? (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая - слайды)
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
- Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время космического полёта человек испытывает огромные перегрузки.
Физминутка «Галактические скачки»
Дети маршируют, при назывании планеты подпрыгивают на месте, делая хлопок в ладоши над головой):
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран.
За ним – Нептун.
- А что же такое перегрузки? (Ответы детей)
- Перегрузки – это, такое состояние, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать.
Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжёлым, а руки и ноги невозможно поднять. Но, зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится лёгким. Как пух и люди летают по кораблю, как пёрышки - слайд.
- Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости).
- Знаете ли вы, в чём находится еда у космонавтов? (в тюбиках - слайд, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком). Вот видите, как трудно было первому космонавту.
- Почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным? (Ответы детей).
- Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь в ракете могли быть неисправности. Поэтому космонавты должны очень хорошо знать, как устроена ракета, чтобы произвести ремонт по необходимости.
- Возвращение космонавтов ждут не только их родные, но и весь народ. И все радуются. Когда они благополучно приземляются.
Поэтому, когда впервые в космос полетел Ю.Гагарин, весь наш народ следил за этим полётом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна торжествовала.
- А знаете ли вы, где приземлился Ю.Гагарин первый раз? (на Саратовской земле, за городом Энгельс, на месте приземления Ю.Гагарина установлен обелиск - слайд). Саратовцы встречали космонавта, но ещё больше ликовала Москва. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади и до позднего вечера продолжался праздник, они кричали «Ура! Гагарин», «Слава нашей Родине!» слайд.
- Труд космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград. В Москве находится Аллея космонавтов – слайд.
- Именем Ю.А.Гагарина названа площадь, на которой установлен его памятник - слайд.
- Город Гжатск, где родился и жил Ю.А.Гагарин, теперь носит его имя – город Гагарин. В этом городе есть музей Ю.А.Гагарина – слайд.
- Военно-воздушная академия, где готовят лётчиков-космонавтов, также носит имя Ю.А.Гагарина - слайд
- Именем С.П.Королёва названа улица (ул.Академика Королёва - слайд).
Рефлексия
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?
Может быть, кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.
У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране Россия есть такие замечательные люди.
Прежде чем закончить нашу космическую подготовку к полёту, закончите предложение:
«Я горжусь своей страной, потому что…». (Дети отвечают.)
НОД Художественно-эстетическое развитие, изобразительная деятельность: «Наша Галактика»
Физминутка «Космонавты»
Контакт (ладошка к ладошке соседа), есть контакт. Начинаем обратный отсчёт: 5-4-3-2-1
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: руки над головой в форме конуса;
- Завели моторы «Р-р-р»: движение руками «моторчик»;
- Загудели: «У-у-у!»: руки расставили в стороны.
Пуск! Занять свои места у иллюминаторов.
Воспитатель: Уважаемые космонавты, что мы можем увидеть в иллюминаторы ракеты в космосе (ответы детей).
Задание, зарисовать всё, что видим в иллюминатор. (Если дети затрудняются, понравившиеся виды открытого космоса берут из космического сундучка).
Прогулка «Выход в открытый космос»: наблюдение за небом. Проблема: почему днём звезды е видны? Беседа о солнце.
Дидактическая игра «Назови планету» картинки можно доставать из космического сундучка.
Малоподвижная игра «Невесомость».
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».
Опытно экспериментальная деятельность «Притяжение».
Труд «Кто быстрее соберет космический мусор».
Свободная деятельность детей.
Возвращение на Землю и посадка на космодром.
Обед «Питание космонавтов».
Подготовка ко сну с чтением сказки из космического сундучка «Там, на космических дорожках»
II половина дня
Гимнастика после сна: «Тренировка космонавтов»
Полдник «Питание космонавтов»
Чтение художественной литературы. Что ещё интересного может предложить нам космический сундучок? «Незнайка на луне» Николай Носов (фрагмент по выбору воспитателя).
Прогулка «Что изменилось на Земле?»
Наблюдение за небом, и сравнение неба день-вечер.
Закрепление игр утренней прогулки.
Ужин «Питание космонавтов».
ВЕЧЕР
Воспитатель: настоящие путешественники всегда пишут отчёт о своём путешествии, мы писать ещё не умеем, как быть? Вспоминают рассказ Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», дети приходят к выводу, что можно сделать какое либо изображение.
Выполняют коллективный коллаж «Большое космическое путешествие». Что бы результат был интересным, дети совмещают различные знакомые техники и используют доступный материал.
Готовую работу выставляют в приёмной для родителей. Дети рассказывают родителям, как прошло космическое путешествие, воспитатель в коротких индивидуальных беседах ищет поддержку у родителей для продолжения выбранной темы.
Просмотр мультфильма (по желанию) «Тайна третьей планеты».
Рефлексия
Воспитатель: чтобы стать космонавтом, надо многое знать, читать книги, учиться, заниматься спортом.
Дети: космонавт должен быть смелым, сильным, бесстрашным, мужественным, выносливым, спортивным, здоровым, умным, образованным, знающим, настойчивым, трудолюбивым, наблюдательным, внимательным.
Ребята, в нашем космическом сундучке остались только звёздочки. Посмотрите – желтые и синие. Вспомните весь наш день: понравилось вам, было ли интересно, трудно, легко? Если вам понравилось – возьмите желтую звёздочку и нарисуйте на ней своё настроение, смайлик. Если что-то было не так, как бы вам хотелось – возьмите синюю звёздочку и тоже нарисуйте на ней своё настроение, смайлик.
Все звёзды крепятся на подготовленное звёздное небо.
Самостоятельная деятельность, уход детей домой.