Невербальные компоненты коммуникации, значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с


Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.

В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.

Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.

Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Основы невербального общения

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

Типы невербальной коммуникации

  • паралингвистика (наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон, интонация);
  • кинесика (наука о жестах, термин предложен Р.Бирдвистелом в 1952);
  • мимика;
  • окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей);
  • проксемика (наука о пространстве коммуникации);
  • гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации);
  • хронемика (наука о времени коммуникации);
  • одорика (наука о запахах тела и используемой человеком косметики);
  • аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);
  • гастика (наука о знаковых функциях пищи и напитков);
  • системология (наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);
  • актоника (наука о поступках как знаках).

Также невербальные средства коммуникации можно разделить на несколько групп:

  • естественные экспрессивные;
  • искусственные экспрессивные;
  • профессиональные;
  • специальные или альтернативные.

К естественным экспрессивным относятся:

  • Мимика;
  • Жесты;
  • Пантомима;
  • Вокализация.

Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей (поднятый вверх палец).

К искусственным экспрессивным средствам можно отнести:

  • Африканский язык барабанов
  • Язык танца
  • Язык музыки

Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.

К профессиональным средствам относятся:

  • Азбука Морзе
  • Семафорная азбука
  • Сигнализация флагами
  • Языки программирования и т.д.

Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.

К специальным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:

  • Дактилирование. Дактилология - (греч. daktylos - палец + logos - учение) пальцевая азбука, средство общения между глухими людьми. Дактилология основана согласно преданию в XVI веке монахом Педро Понсе де Леоном (1520–1584). Чтобы не нарушить обет молчания, монахи придумали общаться «на пальцах». Дактилология - ручная (пальцевая) азбука - является специфическим средством общения. По функции дактильная речь равнозначна устной, по основе - письменной речи.
  • жесты языка глухих;
  • язык слепоглухих;
  • азбука Брайля АЗБУКА БРАЙЛЯ — специальная азбука, созданная Л.Брайлем (1809—1852) для воспроизведения текста в изданиях для слепых. Каждый знак в тексте печатают в виде комбинации одной — шести выпуклых точек.
  • пиктограммы и т.д.

Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать как:

  • традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие речи;
  • традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект звучащей речи;
  • средства коммуникации, замещающие звучащую речь (полностью или частично);
  • средства первичной коммуникации, используемые для обучения устной или письменной речи.

Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации –

  • показ согласия или несогласия с помощью движения глаз;
  • закрывание глаз – ДА, открытые глаза – НЕТ;
  • ободок с указкой, закрепленной на на лбу – движением головы показывает нужный предмет;
  • световой указатель для включения звукового сигнала «Подойди сюда»;
  • показ согласия или несогласия с помощью минимальных доступных движений;
  • цветовые сигналы (красный и белый), закрепленные на конечностях: красный цвет – ДА, белый - НЕТ;

Средства альтернативного общения.

Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в 3-4 месяца у ребенка появляется способность локализации взгляда, к 9 месяцам ребенок может указывать взглядом на желаемый предмет.

При формировании общения посредством взгляда используют различные приспособления:

  • Многослойный жилет (фартук) с прозрачным наборным полотном;
  • Поднос-подставка с картинками;
  • Прозрачный экран.

Методика «Связь с глазом» - ребенок составляет взглядом сообщение из слов или слогов, расположенных на экране.

Методика «Зона и партнер-помощник» - кодирование сообщения – взглядом ребенок показывает зону, в которой находится сообщение, а потом - цвет сообщения.

Т.о. сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом зона, потом цвет сообщения.

Методика «Позиционное кодирование» - для передачи сообщения используются комбинации цвета, цифры, буквы, слоги, сочетания букв и целые слова.

Методика «Речь – подсказка» - 8 фигур, 4 позиции руки. Используется в сурдопедагогике. С 1984 года методика адаптирована для общения с помощью взгляда.

Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов.

Жестовая коммуникация - один из ведущих способов невербального поведения. Наряду с одорикой (ольфакторной коммуникацией) – при помощи запахов, мимической, позной и тактильной она является составляющей бессловесного общения, языка тела.

Язык звуков. При отсутствии голосовой активности придается определенное значениенеречевым звукам: свисток – «иди сюда», хлопок – «хочу пить», звонок – «хочу пить» и т.д.

Блисс-язык. Разработал австралийский ученый Чарльс Блисс в 1949 году. Это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах (используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова).

Пиктограммы. Используются черно-белые изображения, заменяющие слова. Изображения прикрепляются к соответствующим объектам, педагог в ситуативно – деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка. Существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации: Manual Rebus Glossary Cards (118 пиктограмм); Pictogram ideogram communication system - PIC (400 символов); Picsyms (1800 символов); SPS - рисованные коммуникативные символы; Touch Talk - «трогать и говорить».

Коммуникативные (лингвистические) доски. Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.

Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами.

На следующем этапе работы с картинками добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.

Леб-система. Система охватывает 60 символов с напечатанными под рисунками значениями слов. Она может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов разделенных на 10 групп.

Человек приходит в этот мир беззащитным, неспособным выжить без заботы взрослых, однако он наделен способностями для того, чтобы общаться с людьми, которые его окружают, и пробудить в них желание взять его под свою защиту. С самого начала ребенок изучает лица, которые попадают в его поле зрения (то есть, находятся на расстоянии примерно 25 см от его лица). Выражения этих лиц, голоса и осязание помогают ребенку упорядочить свои ощущения и начать принимать информацию из нового мира. Но ребенок не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он уже сам способен передавать свои собственные переживания, прибегая к двум разным средствам: к плачу и используя язык жестов.

Учеными было установлено, что благодаря врожденному инстинкту, который довольно быстро теряется, дети способны имитировать некоторые жесты и мимику взрослых.

На лице новорожденного отражаются самые разнообразные эмоции: удовлетворение, интерес к чему-либо, желание спать, страх, неприязнь к какой-то еде и др.

С года до двух, когда ребенок произносит первые слова, он помогает себе жестами передать то, как он себя чувствует и чего хочет.

Наблюдая за окружающими, повторяя их жесты и мимику, ребенок учится невербальному общению.

Очевидно, что ребенок начинает «разговаривать» еще до того, как его артикуляционный аппарат позволяет ему начать произносить звуки. Поэтому необходимо расширить тот небольшой набор жестов, которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут рукой при прощании или указывают на нужный предмет.

Использование жестов и условных знаков позволит ребенку легче общаться с окружающими его людьми, а как следствие – всесторонне развиваться. Дети, которые используют систему жестов начинают говорить раньше других детей. С одной стороны, они проделали уже почти все шаги для того, чтобы начать общаться при помощи слов (познакомились с различными предметами и понятиями, узнали, как их можно изобразить), поэтому дело только за способностью произнести звуки. То есть, ребенок психологически уже готов говорить, но нужно, чтобы к этому был готов и его артикуляционный аппарат. С другой стороны, так как взрослые произнося слова показывают жест, ребенок запомнит и слово, которое впоследствии этот жест заменит.

Необходимо отметить, что младенцы обладают познавательной способностью к общению раньше, чем у них появляется физиологическая возможность делать это. У них есть моторные навыки, позволяющие применять невербальные средства для общения. Жесты делают общение настолько полезным, что дети становятся активными в общении и ищут другие способы самовыражения, что способствует скорому началу разговорной речи. Использование детьми жестов исчезает по мере того, как они учатся произносить больше слов.

Таким образом, использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. В период младенчества и раннего детства посторонний наблюдатель затрудняется определить уровень реальных притязаний ребенка, однако его эмоциональное состояние, проявление будущего характера и темперамента можно определить по невербальной реакции. Помимо этого, язык тела ребенка насыщен разнообразными сигналами о настроении, состоянии, желаниях: движение рук, выражение лица, мимика, жесты имеют собственную грамматику и понятны взрослому. В первый год жизни младенцы впитывают  отношение к себе взрослых – переживание своей значимости для окружающих.

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими детьми. Для маленьких же детей (особенно с особенностями в развитии) невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ поговорить.

Литература

  1. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980.
  2. Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: «Лаборатория книги», 2012.
  3.  Ильин Е.П. И46 Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009.
  4. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.
  5. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: «Наука», 2014.
  6. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. М.: «Смысл», 2014.
  7. Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. М.: «Наука», 2015.
  8. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб.: «Прайм-Еврознак», 2014.
  9. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013.
  10.  Мухина В.С. Детская психология. Второе издание. – М.: Апрель-пресс эксмо-пресс, 1999.
  11. Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014.
  12.  Психология общения: Энциклопедический словарь/ Под общ.ред. А.А.Бодалева. – М.: «Когито-центр», 2011.
  13. Филиппова Ю.В., Общение. Дети до 5 лет – Ярославль: Академия развития. «Академия Холдинг», 2001.
  14. Хрестоматия по социальной психологии / Под. ред. Т.В.Кутасова. М.: МПА, 2014.
  15. Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб.: Питер, 2014.