Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.
В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.
Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.
Невербальное общение — вид общения без использования слов.
Основы невербального общения
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.
Типы невербальной коммуникации
- паралингвистика (наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон, интонация);
- кинесика (наука о жестах, термин предложен Р.Бирдвистелом в 1952);
- мимика;
- окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей);
- проксемика (наука о пространстве коммуникации);
- гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации);
- хронемика (наука о времени коммуникации);
- одорика (наука о запахах тела и используемой человеком косметики);
- аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);
- гастика (наука о знаковых функциях пищи и напитков);
- системология (наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);
- актоника (наука о поступках как знаках).
Также невербальные средства коммуникации можно разделить на несколько групп:
- естественные экспрессивные;
- искусственные экспрессивные;
- профессиональные;
- специальные или альтернативные.
К естественным экспрессивным относятся:
- Мимика;
- Жесты;
- Пантомима;
- Вокализация.
Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей (поднятый вверх палец).
К искусственным экспрессивным средствам можно отнести:
- Африканский язык барабанов
- Язык танца
- Язык музыки
Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.
К профессиональным средствам относятся:
- Азбука Морзе
- Семафорная азбука
- Сигнализация флагами
- Языки программирования и т.д.
Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.
К специальным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:
- Дактилирование. Дактилология - (греч. daktylos - палец + logos - учение) пальцевая азбука, средство общения между глухими людьми. Дактилология основана согласно преданию в XVI веке монахом Педро Понсе де Леоном (1520–1584). Чтобы не нарушить обет молчания, монахи придумали общаться «на пальцах». Дактилология - ручная (пальцевая) азбука - является специфическим средством общения. По функции дактильная речь равнозначна устной, по основе - письменной речи.
- жесты языка глухих;
- язык слепоглухих;
- азбука Брайля АЗБУКА БРАЙЛЯ — специальная азбука, созданная Л.Брайлем (1809—1852) для воспроизведения текста в изданиях для слепых. Каждый знак в тексте печатают в виде комбинации одной — шести выпуклых точек.
- пиктограммы и т.д.
Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать как:
- традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие речи;
- традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект звучащей речи;
- средства коммуникации, замещающие звучащую речь (полностью или частично);
- средства первичной коммуникации, используемые для обучения устной или письменной речи.
Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации –
- показ согласия или несогласия с помощью движения глаз;
- закрывание глаз – ДА, открытые глаза – НЕТ;
- ободок с указкой, закрепленной на на лбу – движением головы показывает нужный предмет;
- световой указатель для включения звукового сигнала «Подойди сюда»;
- показ согласия или несогласия с помощью минимальных доступных движений;
- цветовые сигналы (красный и белый), закрепленные на конечностях: красный цвет – ДА, белый - НЕТ;
Средства альтернативного общения.
Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в 3-4 месяца у ребенка появляется способность локализации взгляда, к 9 месяцам ребенок может указывать взглядом на желаемый предмет.
При формировании общения посредством взгляда используют различные приспособления:
- Многослойный жилет (фартук) с прозрачным наборным полотном;
- Поднос-подставка с картинками;
- Прозрачный экран.
Методика «Связь с глазом» - ребенок составляет взглядом сообщение из слов или слогов, расположенных на экране.
Методика «Зона и партнер-помощник» - кодирование сообщения – взглядом ребенок показывает зону, в которой находится сообщение, а потом - цвет сообщения.
Т.о. сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом зона, потом цвет сообщения.
Методика «Позиционное кодирование» - для передачи сообщения используются комбинации цвета, цифры, буквы, слоги, сочетания букв и целые слова.
Методика «Речь – подсказка» - 8 фигур, 4 позиции руки. Используется в сурдопедагогике. С 1984 года методика адаптирована для общения с помощью взгляда.
Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов.
Жестовая коммуникация - один из ведущих способов невербального поведения. Наряду с одорикой (ольфакторной коммуникацией) – при помощи запахов, мимической, позной и тактильной она является составляющей бессловесного общения, языка тела.
Язык звуков. При отсутствии голосовой активности придается определенное значениенеречевым звукам: свисток – «иди сюда», хлопок – «хочу пить», звонок – «хочу пить» и т.д.
Блисс-язык. Разработал австралийский ученый Чарльс Блисс в 1949 году. Это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах (используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова).
Пиктограммы. Используются черно-белые изображения, заменяющие слова. Изображения прикрепляются к соответствующим объектам, педагог в ситуативно – деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка. Существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации: Manual Rebus Glossary Cards (118 пиктограмм); Pictogram ideogram communication system - PIC (400 символов); Picsyms (1800 символов); SPS - рисованные коммуникативные символы; Touch Talk - «трогать и говорить».
Коммуникативные (лингвистические) доски. Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.
Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами.
На следующем этапе работы с картинками добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.
Леб-система. Система охватывает 60 символов с напечатанными под рисунками значениями слов. Она может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов разделенных на 10 групп.
Человек приходит в этот мир беззащитным, неспособным выжить без заботы взрослых, однако он наделен способностями для того, чтобы общаться с людьми, которые его окружают, и пробудить в них желание взять его под свою защиту. С самого начала ребенок изучает лица, которые попадают в его поле зрения (то есть, находятся на расстоянии примерно 25 см от его лица). Выражения этих лиц, голоса и осязание помогают ребенку упорядочить свои ощущения и начать принимать информацию из нового мира. Но ребенок не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он уже сам способен передавать свои собственные переживания, прибегая к двум разным средствам: к плачу и используя язык жестов.
Учеными было установлено, что благодаря врожденному инстинкту, который довольно быстро теряется, дети способны имитировать некоторые жесты и мимику взрослых.
На лице новорожденного отражаются самые разнообразные эмоции: удовлетворение, интерес к чему-либо, желание спать, страх, неприязнь к какой-то еде и др.
С года до двух, когда ребенок произносит первые слова, он помогает себе жестами передать то, как он себя чувствует и чего хочет.
Наблюдая за окружающими, повторяя их жесты и мимику, ребенок учится невербальному общению.
Очевидно, что ребенок начинает «разговаривать» еще до того, как его артикуляционный аппарат позволяет ему начать произносить звуки. Поэтому необходимо расширить тот небольшой набор жестов, которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут рукой при прощании или указывают на нужный предмет.
Использование жестов и условных знаков позволит ребенку легче общаться с окружающими его людьми, а как следствие – всесторонне развиваться. Дети, которые используют систему жестов начинают говорить раньше других детей. С одной стороны, они проделали уже почти все шаги для того, чтобы начать общаться при помощи слов (познакомились с различными предметами и понятиями, узнали, как их можно изобразить), поэтому дело только за способностью произнести звуки. То есть, ребенок психологически уже готов говорить, но нужно, чтобы к этому был готов и его артикуляционный аппарат. С другой стороны, так как взрослые произнося слова показывают жест, ребенок запомнит и слово, которое впоследствии этот жест заменит.
Необходимо отметить, что младенцы обладают познавательной способностью к общению раньше, чем у них появляется физиологическая возможность делать это. У них есть моторные навыки, позволяющие применять невербальные средства для общения. Жесты делают общение настолько полезным, что дети становятся активными в общении и ищут другие способы самовыражения, что способствует скорому началу разговорной речи. Использование детьми жестов исчезает по мере того, как они учатся произносить больше слов.
Таким образом, использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. В период младенчества и раннего детства посторонний наблюдатель затрудняется определить уровень реальных притязаний ребенка, однако его эмоциональное состояние, проявление будущего характера и темперамента можно определить по невербальной реакции. Помимо этого, язык тела ребенка насыщен разнообразными сигналами о настроении, состоянии, желаниях: движение рук, выражение лица, мимика, жесты имеют собственную грамматику и понятны взрослому. В первый год жизни младенцы впитывают отношение к себе взрослых – переживание своей значимости для окружающих.
Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими детьми. Для маленьких же детей (особенно с особенностями в развитии) невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ поговорить.
Литература
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980.
- Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: «Лаборатория книги», 2012.
- Ильин Е.П. И46 Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009.
- Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.
- Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: «Наука», 2014.
- Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. М.: «Смысл», 2014.
- Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. М.: «Наука», 2015.
- Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб.: «Прайм-Еврознак», 2014.
- Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013.
- Мухина В.С. Детская психология. Второе издание. – М.: Апрель-пресс эксмо-пресс, 1999.
- Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014.
- Психология общения: Энциклопедический словарь/ Под общ.ред. А.А.Бодалева. – М.: «Когито-центр», 2011.
- Филиппова Ю.В., Общение. Дети до 5 лет – Ярославль: Академия развития. «Академия Холдинг», 2001.
- Хрестоматия по социальной психологии / Под. ред. Т.В.Кутасова. М.: МПА, 2014.
- Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб.: Питер, 2014.