Вступительное слово
Данный урок написан в рамках программы Международного бакалавриата, в процессе урока мы будем пользоваться терминологией данной программы. Для правильного понимания этой терминологии, мы подготовили небольшую справку об этой программе.
Программа начальной ступени предполагает процесс изучения ребятами материала путем исследований в содружестве друг с другом и с педагогами.
Цели Программы выражаются в ряде характеристик, которые рисуют образ успешного ученика, а в будущем успешного гражданина мира:
ИССЛЕДУЮЩИЙ – программа поощряет естественное любопытство ребенка, его врожденную любознательность. В процессе обучения он приобретает навыки, необходимые для конструктивного исследования любой поставленной проблемы. Ребенок учится любить учиться, и эта любовь к изучению будет поддерживаться в нем и в последующие годы обучения.
ДУМАЮЩИЙ — ребенок учится креативно мыслить, применять на практике навыки, полученные в процессе обучения и решать сложные проблемы.
ЭФФЕКТИВНО ОБЩАЮЩИЙСЯ – Он получает большой объем информации и учится выражать идеи на нескольких языках, включая и язык математических символов.
РИСКУЮЩИЙ – ребенок не пасует в незнакомых ситуациях, уверен в себе и с интересом принимает новые идеи. ЗНАЮЩИЙ – в процессе обучения, исследуя различные предложенные темы, учащийся приобретает разносторонние знания по многим вопросам.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ – ребенок учится быть справедливым и честным в отношениях, знакомится с главными моральными принципами.
ЗАБОТЛИВЫЙ – умеет с пониманием относиться к потребностям и чувствам других.
ОТКРЫТЫЙ - ребенок открыт к новым знаниям, он принимает точку зрению, отличающуюся от его точки зрения. РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – ребёнок анализирует свою деятельность, делает выводы из своих ошибок. Ребёнок думает о том, что он говорит и изучает, понимает, что его слова и действия влияют на других людей, думает о том, как стать лучше.
Тип урока: Интегрированный урок (окружающий мир, история, психология).
Тема урока: Значимые исторические события влияют на наше настоящее и будущее.
Цель урока: способствовать целостному восприятию представления о факторах влияющих на развитие исторической личности.
Задачи:
образовательные:
- Проанализировать ряд факторов влияющих на личность человека
- Сформировать и закрепить умение работать с текстами, выделять главное, применять информацию к поставленной задаче.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных навыков в разных видах работ: индивидуальная, групповая.
- Развитие умения выделять, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения.
- Развитие познавательного интереса
Воспитательные:
- Помочь учащимся осознать свои чувства и эмоции, мотивы поступков через чтение текстов и обсуждение некоторых исторических личностей.
- Подвести учащихся к более глубокому пониманию процессов и факторов, которые влияют на развитие личности человека и приводят в дальнейшем к различным действиям.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методы и приёмы обучения:
- Словесный (речь учителя, детей)
- Проблемно-поисковый
- Наглядно-иллюстративный
- Проблемное изучение
Оснащение урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, текст, раздаточный материал, цветные наклейки на партах.
Ход урока
1. Организационный момент
Слово учителя. Ребята, на этом уроке мы продолжаем с вами знакомиться с темой нашего исследования. В прошлый раз мы разбирали, что же такое личность, кто является этой личностью. Сегодня мы снова будем говорить о личности и её влиянии на наше настоящее и будущее.
Давайте рассмотрим фотографию мальчика и ответим на несколько вопросов (слайд № 2)
Как вы думаете, кто же перед нами? На какие детали на портрете стоит обратить внимание? (это ребенок, красная отороченная мехом накидка, брошь, расшитый воротник). Есть ли ещё какие- то детали, помогающие нам понять кто же это? Тогда давайте обратимся ещё к нескольким картинам (Слайд № 3, №4). На картинах известных художников мы видим людей, события, которые происходят с ними. Думаю, что у вас даже появились догадки или подтверждение своей мысли о человеке, изображенном на первом портрете. Но эту загадку мы решим немного позже.
А теперь я предлагаю вам разделиться на 4 группы и познакомиться с текстом. Вы видите на своих партах стикеры разных цветов. Распределитесь в команды по цветам.
Психолог. Замечательно. Каждая команда получит текст, на знакомство с которым вам будет отведено 5 минут. За это время вам будет необходимо: прочитать текст, найти события, которые влияли на личность, выделить их текстовыделителем (или подчеркнуть карандашом), подготовить презентацию своей личности исходя из выделенных фактов, но не называя эту личность.
Командная работа. Дети изучают текст, выполняют поставленную перед ними задачу, распределяют ответственность в группе и презентуют доставшуюся их группе историческую личность.
Во время представления исторических личностей группой на экране появляются слайды (Слайд №6, слайд №6, слайд№7, слайд №8)
Психолог. Вы очень хорошо справились с задачей, а теперь давайте попробуем определить факторы, которые повлияли на эти исторические личности (слайд № 9, выведен на экран, автоматически фиксируются детские ответы).
Давайте попробуем определить, где стоит искать причины тех или иных поступков людей? Многие из вас действительно правы, это детство. Ещё А.С.Экзюпери сказал: «Мы все родом из детства». Дество и юность – это два периода, когда человек активно накапливает, усваивает, познаёт информацию. Очень многие поступки людей в зрелом возрасте не случайны. Вся та информация, которую они получили в детстве из семьи, учителей, книг, окружающих людей становится частью человека. Если бы Иван Васильевича в детстве любили, ласкали, хорошо кормили, не показывали жестокости, возможно, он бы не стал именно Грозным. И возможно не совершил всех тех поступков, которые привели к разочарованию или успеху.
Слово учителя: Вернитесь, пожалуйста, за свои парты. Теперь нам предстоит поработать в парах. Каждой паре будет предложено несколько фотографий исторических личностей. Попробуйте угадать их и подписать их имена. С некоторыми из них мы уже познакомились, некоторым нам предстоит узнать в будущем. Если вы не знаете этого человека, оставьте пока место под фотографией пустым.
Ребята, у вас на столе, кроме фотографий лежат исторические события, которые являются историческим фактом. Попробуйте разложить на парте фотографию Великих людей и рядом исторические события, которые они совершили. А затем приклейте их на лист бумаги следующим образом: портрет личности, подпись внизу портрета, внизу исторический факт описывающий эту личность. Как только ваша пара закончит выполнять задание, свой продукт деятельности вы можете прикрепить на доску. На наших последующих уроках нам ещё не раз понадобятся эти работы.
Подведение итогов
Учитель: Ребята, наш сегодняшний урок был ещё одной крупинкой к полному пониманию нашей темы. В начале урока мы с вами пытались отгадать, какая историческая личность была изображена на портрете (Слайд № 10) Давайте решим эту загадку. Кто же это? У вас на партах остался ещё 1 портрет. Приклейте его, пожалуйста, в тетрадь. Ниже подпишите его имя. К следующему уроку нам нужно подобрать и записать основные исторические факту в хронологической последовательности, которые повлияли на личность Петра Великого.