Слово «кроссворд» (Crossword) в переводе с английского языка означает «пересечение слов» и представляет собой загадку или головоломку из пересечения столбцов и рядов клеток, которые необходимо заполнить словами определенного значения.
В учебной деятельности использование кроссвордов носит не только развлекательный, но и обучающий характер. Не смотря на то, что кроссворд является одной из разновидностей игры, он представляет собой также задание, решение которого предполагает мыслительную деятельность. Известно, что разгадывая кроссворды, ученики развивают логику и укрепляют память. Это особенно важно при изучении иностранных языков, так как работа со словами, овладение лексическим запасом имеет ключевое значение при овладении иностранным языком. Для повышения мотивации к его изучению необходимо использовать как можно больше разнообразных заданий и упражнений, чтобы активизировать усвоение иноязычной лексики. Все педагоги знают, что в игре новый материал запоминается быстрее и легче, поэтому многие активно используют на своих уроках кроссворды для увеличения словарного запаса учащихся.
Кроссворд как метод обучения может использоваться на разных этапах и уровнях обучения: на начальном этапе изучения иностранного языка и на более продвинутом уровне. Младшие школьники с увлечением включаются в игру, но они не могут долго концентрировать внимание. Поэтому кроссворды должны быть для них не трудными и малоформатными. Подростки обладают большей усидчивостью и пытливым умом. У них присутствует азарт, желание посоревноваться. Задания в кроссворде должны иметь для них определенный уровень, дать возможность подумать, испытать свои силы путем преодоления определенного барьера своих возможностей.
На разных этапах обучения можно использовать разные виды кроссвордов. Их можно разгадывать как индивидуально, так и в группах или всем классом. Например, при изучении новых слов кроссворд может состоять из подбора слов к картинкам (работа всем классом). При закреплении лексики задания могут заключаться в соотнесении немецких и русских слов (парная или групповая работа). При контроле и усовершенствовании знаний, а также для расширения кругозора задания можно составить на иностранном языке (индивидуальная работа). Кроме того, учащиеся сами могут составить кроссворд и предложить его своим одноклассникам. Тем самым они не только расширяют свой творческий потенциал, но и повышают свои интеллектуальные возможности. Кроссворд может иметь также разные формы и степень сложности.
Итак, рассмотрим некоторые разновидности кроссвордов, которые можно использовать на уроке иностранного языка. Предлагаю выбрать тему «Город и его достопримечательности» и подобрать несколько типов кроссвордов для закрепления лексики по этой теме.
Первый кроссворд представляет собой разновидность венгерского кроссворда «филворд». В данных кроссвордах все клетки уже заполнены буквами. Необходимо отыскать в поле слова, которые там скрыты. Слова могут располагаться слева направо и сверху вниз. На начальном этапе можно представить список слов, которые нужно найти в кроссворде, как на русском, так и на немецком языке.
Вариант 1. Найдите в кроссворде 16 слов, связанных с темой «Достопримечательности города».
Вариант 2. Найдите в кроссворде слова из списка по теме «Достопримечательности города».
По горизонтали: Stadion, Apotheke, Zoo, Park, Geschäft
По вертикали: Bank, Kino, Postamt, Polizei, Schule, Zirkus, Oper, Cafe, Bar, Markt, Schloss
Второй вид кроссворда может представлять собой определенную фигуру, связанную с темой. Или ключевое слово может быть уже вписано в поле кроссворда. Нужно вписать недостающие слова.
1. стадион, 2. театр, 3. ратуша, 4. музей, 5. книжный магазин, 6. дворец, 7. жилой дом, 8. сквер, 9. ресторан, 10. молодежный клуб, 11. бассейн, 12. галерея, 13. рынок, 14. выставка, 15. церковь, 16. гостиница, 17. галерея, 18. кинотеатр
В качестве второго варианта модно предложить заполнить слова в кроссворде в соответствии с заданиями, тогда в центре в выделенном фрагменте окажется ключевое слово.
Третий вид кроссворда называется линейным. Слова в нем располагаются последовательно, не пересекаясь. Первая буква следующего слова является последней буквой предыдущего.
1. Площадь, 2. цирк 3. стадион 4. музей 5. рынок 6. театр 7. ратуша 8. замок 9. бассейн 10. крыши 11. ресторан 12. зоологический сад
И, наконец, классический тип кроссворда. Вопросы в нем представлены в виде пронумерованного списка. Ответы нужно вносить в определенное поле слева направо (по горизонтали) или сверху вниз (по вертикали). В качестве подсказки можно заполнить некоторые клетки кроссворда. Для более слабых учеников эти буквы будут служить определенным ориентиром.
Die Stadt
- Leute, die in Städten wohnen, heißen alle … (Stadtbewohner)
- Stille Gassen, laute Strassen,
fahren Autos hin und her,
Straßenbahnen und auch Busse.
Wo so stark ist der Verkehr? - In der … (Stadt) - Wo man gut essen und trinken kann? -
- In unserem städtischen … (Restaurant)
- Was begeistert meine Schwester
im Geschäft? – das … (Schaufenster) - Hier gibt es sowohl stille Gassen,
als auch breite, laute … (Straßen) - Es ist nicht weit von unserem Haus,
Hier kauft man alles. – Im … (Warenhaus) - Es steht in der Stadtmitte
ein wichtiges Haus,
hier sitzt Bürgermeister.
Was ist das? – Das … (Rathaus) - Die Menschen von verschiedenen Fächern
wohnen in Häusern unter … (Ziegeldächern) - Ein ganz nützliches Amt,
das Briefe überschickt … - (Postamt) - Wo arbeiten mit Fleiß und Lieb
die Arbeiter? - in dem … (Betrieb) - Man sieht sie im Schloss, im Fenster.
Wer sind sie? – Zwei … (Gespenster) - Der Stadtgast ist schon müde,
sagt ihm mal bitte schnell,
wie kommt er denn am besten
zu einem Stadt… ? (Hotel) - Man braucht Tabletten? – Hier an der Ecke
Befindet sich gar in der Näh´ … (Apotheke) - Hier fährt kein Auto, kein Bus,
kein Taxi und kein Trolleybus.
Der Ort, wo ich gern`wohne,
heißt … (Fußgängerzone) - Die Schüler geh´n die Straße um,
man lernt in dem … (Gymnasium) - Großer Fürsten schöne Schilder,
Krönen schimmern in den … (Kirchen) - Verbindet zwei Erdstücke
Über den Fluss die … (Brücke) - Im Geschäft sind viele Käufer.
Uns bedienen die … (Verkäufer) - Tiger, Löwen und ein Floh
wohnen hier in unserem … (Zoo) - Hat vier Reifen, ist wie ein Bus,
fährt durch die Straße, - ein … (Trolleybus)
Для повышения мотивации задания для данного кроссворда составлены в стихотворной форме. Такой тип задания может использоваться не только на этапе изучения лексики по теме, но и в качестве контроля усвоения лексического материала. А для учеников с невысоким уровнем обученности можно в качестве подсказки частично заполнить некоторые клетки кроссворда отдельными буквами. Думаю, что такой тип задания понравится как сильным, так и слабым учащимся.
Таким образом, решение кроссвордов на иностранном языке, тем более с правильно подобранными заданиями, по силам и интересам обучаемых, позволяет повысить интерес к изучению этого предмета, укрепить память и расширить кругозор учащихся.
Lösung: