Цель:
- Расширение и активизация словаря.
- Вспомнить различные фрукты
Задачи:
- Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.
- Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
- Развивать фонематическое восприятие, мышление, память.
- Развивать общую, мелкую моторику.
- Развивать дыхательную систему.
- Развивать зрительную память.
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам.
- Учить согласовывать существительные с прилагательными.
- Учить образовывать относительные прилагательные.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки, мячик.
Ход занятия
Логопед:
Сейчас я загадаю вам загадки.
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это... (слива)Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий... (ананас)Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет... (банан)
Логопед: Очень хорошо! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)
Тема нашего занятия «Фрукты»
Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;
Ананас – желтый, сочный, овальный, кисло-сладкий.
Логопед:- Молодцы!
Логопед: - Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, груши, бананы?
Что это? (фрукты).
- Ребята, где растут фрукты? (На деревьях).
- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые).
- Где растут фруктовые деревья? (В саду).
- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад).
Игра «Один — много»
Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.
- Яблоко – яблоки
- Банан – бананы
- Апельсин – апельсины
- Мандарин – мандарины
- Слива – сливы
- Арбуз — арбузы
- Дыня — дыни
- Лимон — лимоны
- Груша — груши
Дыхательная гимнастика
Логопед: — Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.
(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)
Логопед: - Молодцы!
Логопед: - Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (Фруктов)
- Чего много на яблоне? (Яблок).
- Чего много на грушевом дереве? (Груш).
- Чего много на банановом дереве? (Бананов).
Игра «Назови, какой сок?»
Сок из яблок — яблочный,
- ... груш - грушевый
- ... слив - сливовый,
- ... вишни - вишневый,
- ... лимонов - лимонный,
- ... абрикосов - абрикосовый,
- ... апельсинов - апельсиновый,
- ... персиков - персиковый,
- ... мандаринов - мандариновый.
Игра «Посчитаем фрукты»
Логопед: - я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:
- Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
- Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
- Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин, |
Идут по кругу, взявшись за руки. |
Много нас, а он один. |
|
Эта долька – для ежа. |
Останавливаются лицом в круг. |
Эта долька – для стрижа. |
Загибают по одному пальцу на обеих |
Эта долька – для утят. |
руках, начиная с больших, на каждое |
Эта долька – для котят. |
название животного. |
Эта долька – для бобра. |
|
А для волка – кожура. |
Изображают пасть волка двумя руками. |
Он сердит на нас – Беда!!! |
Приседают. Закрывают голову руками. |
Разбегайтесь, кто куда! |
Разбегаются. |
Игра «Назови ласково»
Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.
- Апельсин – апельсинчик;
- Мандарин – мандаринчик;
- Банан – бананчик;
- Яблоко – яблочко;
- Лимон – лимончик;
- Гранат – гранатик;
- Абрикос – абрикосик;
- Виноград – виноградик.
«Четвертый лишний»
Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
- Груша, лук, яблоко, абрикос.
- Помидор, груша, свёкла, тыква.
- Апельсин, банан, огурец, вишня.
- Яблоко, виноград, картошка, слива.
Игра «Что мы приготовим из фруктов»
Логопед: — Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:
- яблоко – яблочный сок, пирог, компот;
- груша – грушевый сок, пирог, компот;
- ананас – ананасовый сок;
- апельсин – апельсиновый сок;
- персик – персиковый сок, персиковое варенье.
Итог занятия
О каких фруктах мы с вами сегодня говорили?