Развитие связной речи по теме "Фрукты"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • Расширение и активизация словаря.
  • Вспомнить различные фрукты

Задачи:

  • Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.
  • Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
  • Развивать фонематическое восприятие, мышление, память.
  • Развивать общую, мелкую моторику.
  • Развивать дыхательную систему.
  • Развивать зрительную память.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам.
  • Учить согласовывать существительные с прилагательными.
  • Учить образовывать относительные прилагательные.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки, мячик.

Ход занятия

Логопед:

Сейчас я загадаю вам загадки.
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)

Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это... (слива)

Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий... (ананас)

Круглое, румяное, я расту на ветке; 
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)

Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет... (банан)

Логопед: Очень хорошо! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)

Тема нашего занятия «Фрукты»

Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;
Ананас – желтый, сочный, овальный, кисло-сладкий.

Логопед:- Молодцы!

Логопед: - Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, груши, бананы?

Что это? (фрукты).

- Ребята, где растут фрукты? (На деревьях).

- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые).

- Где растут фруктовые деревья? (В саду).

- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад).

Игра «Один — много»

Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

  • Яблоко – яблоки
  • Банан – бананы
  • Апельсин – апельсины
  • Мандарин – мандарины
  • Слива – сливы
  • Арбуз — арбузы
  • Дыня — дыни
  • Лимон — лимоны
  • Груша — груши

Дыхательная гимнастика

Логопед: — Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: - Молодцы!

Логопед: - Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (Фруктов)

- Чего много на яблоне? (Яблок).

- Чего много на грушевом дереве? (Груш).

- Чего много на банановом дереве? (Бананов).

Игра «Назови, какой сок?»

Сок из яблок — яблочный,

  • ... груш - грушевый
  • ... слив - сливовый,
  • ... вишни - вишневый,
  • ... лимонов - лимонный,
  • ... абрикосов - абрикосовый,
  • ... апельсинов - апельсиновый,
  • ... персиков - персиковый,
  • ... мандаринов - мандариновый.

Игра «Посчитаем фрукты»

Логопед: - я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

  • Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
  • Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
  • Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин,

 Идут по кругу, взявшись за руки.

Много нас, а он один.

 

Эта долька – для ежа.

 Останавливаются лицом в круг.

Эта долька – для стрижа.

 Загибают по одному пальцу на обеих

Эта долька – для утят.

 руках, начиная с больших, на каждое

Эта долька – для котят.

 название животного.

Эта долька – для бобра.

 

А для волка – кожура.

 Изображают пасть волка двумя руками.

Он сердит на нас – Беда!!!

 Приседают. Закрывают голову руками.

Разбегайтесь, кто куда!

 Разбегаются.

Игра «Назови ласково»

Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.

  • Апельсин – апельсинчик;
  • Мандарин – мандаринчик;
  • Банан – бананчик;
  • Яблоко – яблочко;
  • Лимон – лимончик;
  • Гранат – гранатик;
  • Абрикос – абрикосик;
  • Виноград – виноградик.

«Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

  • Груша, лук, яблоко, абрикос.
  • Помидор, груша, свёкла, тыква.
  • Апельсин, банан, огурец, вишня.
  • Яблоко, виноград, картошка, слива.

Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: — Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

  • яблоко – яблочный сок, пирог, компот;
  • груша – грушевый сок, пирог, компот;
  • ананас – ананасовый сок;
  • апельсин – апельсиновый сок;
  • персик – персиковый сок, персиковое варенье.

Итог занятия

О каких фруктах мы с вами сегодня говорили?