Общедидактическая цель: Формирование универсальных учебных действий: создание условий для формирования коммуникативных способностей учащихся через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Цель урока: формирование знаний об особенностях организации млекопитающих, позволившим им занять все основные среды обитания на планете.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения, классифицировать, выделять существенные признаки.
- Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, осуществлять самоконтроль и давать оценку ответам учащихся.
- Воспитательные: воспитание сознательного интереса к изучению биологии, понимание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы.
Оборудование: презентация, учебник, тексты для обсуждения, рабочие листы.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: объяснять значение понятий: млекопитающие, первозвери, яйцекладущие, настоящие звери; характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих; классифицировать млекопитающих; выяснить, какие характерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс.
Метапредметные:
- Познавательные: находить информацию в тексте, выделять в ней главное, выделять критерии для сравнения объектов и эффективно их использовать;
- Регулятивные: определять цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать свою деятельность;
- Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: продолжить формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, понимание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, самостоятельная работа с текстом, беседа.
Технология: развитие критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
Время |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||
0,5 мин |
1. Орг. момент |
Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу на уроке. |
Полная готовность учащихся к работе |
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
||||||
1,5 мин |
2. Актуализация знаний. |
какой тип животных мы изучаем? |
Отвечают на вопросы (тип Хордовые, классы: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) |
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
||||||
|
|
Задает вопрос: Какой класс позвоночных животных мы еще не изучили? Значит тема сегодняшнего урока… |
Определяют тему урока. |
Регулятивные УУД:; |
||||||
10 мин |
3. Стадия Вызова Прием графической организации материала |
Предлагает уч-ся заполнить первую колонку таблицы |
Заполняют первую колонку таблицы, проговаривая вслух информацию
|
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. |
||||||
Где можно встретить этих животных? | На суше, в воздухе, в воде, почве. | |||||||||
2 мин |
4. Приём подводящего диалога |
Что мы хотели бы узнать о млекопитающих еще? Ведь запас знаний у нас невелик. Давайте все вместе сформулируем задачи урока (на слайде вспомогательные слова: выяснить, дать, определить роль) |
Заполняют кластер у себя на рабочих листах. Называют пункты. 1. Количество видов, отрядов. Формулируют задачи, используя кластер (Изучить внешнее и внутреннее строение млекопитающих; дать классификацию, выявить среды обитания) |
Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты. Развитие умения построения логической цепи рассуждения. Регулятивные УУД: определять цель урока и задачи |
||||||
|
5. Постановка проблемного вопроса |
Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни? Слайд |
|
|
||||||
8 мин |
Стадия осмысления содержания |
Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к тексту учебника. Предлагает индивидуальную работу учащимся
Вся информация появляется на слайде после ответов учащихся. |
Самостоятельно работают с текстом параграфа 31.стр.157–158 |
Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию. Развитие умения построения логической цепи рассуждения |
||||||
1 мин |
Физминутка |
|
|
|||||||
12 мин |
|
Мы ответили на вопрос: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни |
Сравнивают особенности строения двух классов: |
Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию. Развитие умения построения логической цепи рассуждения |
||||||
|
Прием тонкие и толстые вопросы. |
Предлагает учащимся распределиться на три группы. |
Каждая группа получает текст, изучают, формулируют тонкие и толстые вопросы, излагают информацию. Задают вопросы другим группам. |
|
||||||
5 мин |
Рефлексия |
Обратимся к нашей первоначальной таблице, сейчас она выглядит совсем другой чем в начале урока. Но хотелось бы продолжить заполнение этой таблицы такой графой: Источник получения знаний. |
Отвечают: |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности. |
||||||
Анкета | 1. На уроке я делал… |
|||||||||
|
Самооценка Взаимооценка |
Оцените свои успехи. Поднимите руки кто набрал сегодня 8-9 баллов, 7-6 баллов. |
|
Регулятивные УУД: анализировать и оценивать свою деятельность |
||||||
Оцените работу товарища | Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. |
|||||||||
|
Домашнее задание |
Параграф 31. подготовить сообщения, презентацию по отрядам млекопитающих. |
|
|
||||||
|
Итоги |
Спасибо за урок. |
|
|
Использованная литература
1. Образовательный портал "Мой университет" Копилочка активных методов
http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
2. Учебник. Биология. Животные. 7 класс. Автор: Пасечник В.В.
3. Пособие для учителей «Развитие критического мышления» М.: «Просвещение» 2011.