Разработка урока для 9-х классов по теме «Функции и формулы в электронных таблицах»

Разделы: Информатика

Класс: 9

Ключевые слова: профориентация, электронные таблицы, Excel


УМК

Авторская программа 5–9 Л.Л.Босова, учебник, рабочая тетрадь, электронные приложения и методические пособия для учителя

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знание и понимание определений абсолютной , относительной и смешанной ссылки;
- применять полученные знания при выполнение практической работы в табличном процессоре;

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией;
- навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства;
- навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;
- навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- представление о сфере применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Цели и задачи урока: Создание проекта с составлением расчетных таблиц в соответствии с выбранной профессией, используя основные возможностями современных электронных таблиц, их применением на практике (профориентация).

Дидактическая

Развивающая

Воспитательная

научить учащихся работать с относительными, абсолютными и смешанными ссылками в табличном процессоре Excel;

развивать способность учащихся анализировать информацию
развивать образное, критическое мышление
развитие системного мышления.

воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности,
дисциплинированности, стремления к получению новых знаний;
формировать культуру общения и сотрудничества, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения.

Решаемые учебные проблемы

повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с формулами, отработать навыки использования относительных и фиксированных ссылок при копировании формул. Профориентация.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга, абсолютная ссылка, относительная ссылка, смешанная ссылка

Вид используемых на уроке средств ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска; ПК учащихся.

Аппаратное и программное обеспечение

Microsoft Office Excel. Microsoft Office PowerPoint.

Список учебной и дополнительной литературы

Информатика: учебник 9 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.БИНОМ. Лаборатория знаний, ФГОС, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса, МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, ФГОС, 2013.

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент

 

Дети рассаживаются по местам.

Личностные УУД:
формирование навыков самоорганизации

Актуализация пройденного материала

 Практически в любой области деятельности человека, особенно при решении планово-экономических задач, бухгалтерском и банковском учете, проектно-сметных работах и т.п., возникает необходимость представлять данные в виде таблиц, при этом часть данных периодически меняется, а часть рассчитывается по формулам. Для проведения таких работ на компьютере были разработаны электронные таблицы.
Повторение тем  связанных с электронными таблицами (запись формул в ЭТ, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, виды функций в ЭТ

 

 Формулирование темы и целей  урока. Постановка проблемы (мотивация)

Сегодня на уроке, я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся профессий, где можно использовать электронные таблицы для вычисления (бухгалтер, врач диетолог, бригадир строительной бригады, заведующий хозяйственной частью (кладовщик))

 

Регулятивные УУД:
- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка
Коммуникативные УУД:
- умение общаться со взрослыми и сверстниками

Углубление в тему.  Работа в группах.

Учащимся раздаются листы с заданиями, они знакомятся с ними. Работа идет в группах по специальностям, обсуждают вид таблицы, какие данные  вносятся, какие формулы можно использовать и прочее.

Обучающиеся изучают материал для решения поставленной задачи (приложение 1)

Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности

Компьютерный практикум.

После обсуждения, садятся за компьютеры и приступают к выполнению задания. Составляют расчетные таблицы в Excel( учитель показывает расположение программы, как расширить столбы, как копировать формулы)

- выполняют задние на ПК, делают вывод о том что таблица вычисляет автоматически, возможна сортировка.

Защита проектной работы (рефлексия)

После выполнения группы вновь собираются и обсуждают, кто, что успел сделать, выбирают самую удачную работу. Автор данной работы представляет ее другим учащимся, описывает, что делает данная программа и какую пользу приносит. Примерные таблицы см. Приложение 2.

Окончание урока, подведение итогов, самооценка

 

Подсчет баллов, выставление оценок

Домашнее задание

Учащиеся, которые не успели сделать полностью работающее приложение, дома дорабатывают и готовят выступления, при этом они должны внести небольшие изменения, чтобы они отличались от представленной ранее работы.