Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас!
Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. И очень важную роль в развитии речи играет культура речи педагога. Мы, как педагоги, задаем детям образец правильной литературной речи и стимулируем речевую активность.
О развитии личности ребенка невозможно судить без оценки его речевого развития. В психическом развитии речь имеет исключительное значение. Речь – это ядро, находящееся в центре многих линий развития (мышления, памяти, воображения и эмоций).
Развитие высших отделов психики тесно связанно с развитие речи, ведь именно от овладения связной речью зависит успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем изложение определенного содержания, которое осуществляется логично и последовательно.
Практически в каждом саду половина детей отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Высказывания как правило коротки, непоследовательны и неинформативны. И даже если ребенок передает содержание, то это часто лишь описание отдельных фрагментов не связанных между собой.
Именно поэтому проблема развития речи является наиболее актуальной задачей педагогического процесса.
С чего начать формирование связной речи у ребенка?
Связная речь формируется, в первую очередь, в результате восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Об этом уже было сказано выше.
Умение описывать свойства предметов и явлений так же необходимо в процессе формирования связной речи. Ведь чем больше знает ребенок о предмете, тем больше он сможет вам о нем рассказать.
Чтение сказок обогащает словарь детей и развивает воображение, которое тоже тесно связанно с развитие речи. Любое действие или логическую операцию вначале нужно себе представить (вообразить, что бы потом грамотно донести до собеседника).
И, пожалуй, самым главным звеном выступает формирование причинно – следственных связей. Очень важно рассказывать детям о том, что происходит и почему это происходит. Ведь сами они этому никак не научатся.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Игра является одним из действенных средств познавательного и речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие
Игры стимулируют речевое и личностное развитие детей. Использование игр в детском саду и дома объединяет усилия взрослых для обеспечения успешного речевого развития ребенка.
Общение ребенка в младшем дошкольном возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно, им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными.
В речевом развитии — повышенное внимание к языку, его звуковой и смысловой стороне. Ребенок осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли. Использует в речи простые и сложные предложения. На основе совместной деятельности, в первую очередь игры, формируется детское общество. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни детей младшего дошкольного возраста.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения и речи.
Продолжение статьи см. в презентации.