Цель: создать условия для формирования умения писать строчную букву ф, навыка письма слов с изучаемыми буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.
Задачи:
- Образовательная: учить каллиграфически правильно писать букву ф. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику.
- Развивающая: развивать умение находить звуки ф в словах, предложениях, осознание значимости изучаемого материала, развитие фонематического слуха, развитие монологической и диалогической речи.
- Воспитательная: осознание ценности совместной деятельности, воспитание культуры общения на уроке.
Планируемые результаты (предметные):
- осуществлять сравнение печатной и письменной букв;
- выполнять слого-звуковой анализ слов;
- грамотно записывать слова и предложения;
- списывать с печатного шрифта;
- составлять слова из букв и слогов.
Личностные результаты:
- иметь личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.
Формируемые УУД:
- Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действий; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие.
- Познавательные: общеучебные – осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполнять слого-звуковой анализ слова.
- Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга; согласовывать действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания; адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера.
Тип урока: урок получения новых знаний и умений.
Оборудование: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова Прописи, часть 4; демонстрационная таблица с буквой ф, учебный диск «Азбука», доска, презентация, толковый словарь, карточки со слогами для индивидуальной и коллективной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Встаньте ровно, ножки вместе,
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
2. Актуализация знаний
Игра «Кто внимательный?»
Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фонарик, флаг, телефон, асфальт, филин, флот, фотография.
Дайте характеристику этим звукам. Какой буквой обозначаются эти звуки?
3. Постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока
А сумеете ли вы в прописях написать названия этих слов?
Какая проблема возникла?
Сформулируйте тему урока.
Какие цели мы поставим перед собой?
4. Формирование новых знаний, умений и навыков
Работа в рабочей тетради. (с. 30)
- Подготовка руки к написанию буквы: написание линий по спирали.
- Сравните написание печатной и письменной строчной буквы ф. (демонстрационная таблица)
- Из каких элементов состоит письменная строчная ф? Обведите эти элементы в Прописи.
- Показ написания буквы ф (диск). Расскажите, как вы будете писать эту букву. Обведите букву ф.
- Написание буквы под счет (показ учителя), написание в воздухе.
- Написание строчки буквы ф. Подчеркните ту букву, которая получилась у вас лучше всех.
- Написание слогов с буквой ф. Прочитайте слоги. Какое соединение между буквами? (показ)
Физкультминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружины все присели
И тихонько разом сели.
Слого-звуковой анализ слова.
Отгадайте загадку:
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (филин)
Найдите отгадку в тетради.
- Выполним слого-звуковой анализ слова.
- Запишите слово «филин».
- Написание соединения фл и слова «флаг».
- Какое «опасное место» в слове «флаг»? Подчеркните. Напишите слово.
Работа с предложением: На каждом корабле есть флаг.
- О чем предложение?
- Что говорится о флаге?
- Сколько слов в предложении?
- Подчеркнем «опасные места».
- Запишите предложение.
- Поставьте в словах ударение и разделите слова на слоги.
Рассказ учителя
На любом корабле должен быть флаг. Во-первых, государственный флаг страны. (1 слайд) На военных кораблях военно-морской флаг является боевым знаменем корабля. Это Андреевский флаг. (2 слайд) На любом корабле ВМФ постоянно имеется комплект самых разнообразных флагов. Каждый из них поднимается на мачту при конкретных обстоятельствах и на четко установленных местах, имея строго определенное значение. Существуют сигнальные флаги. (3 слайд) Они обозначают какую-либо букву или слово, фразу. С помощью таких флажков можно составить любое сообщение. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов. (4 слайд) В дни праздников украшают такими флажками корабли. Моряки должны уметь ими пользоваться.
Физминутка
Пальчиковая гимнастика
Дружно пальчики сгибаем,
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять.
Крепко кулачки сжимаем.
(сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее)
Начинаем разгибать.
(затем расслабляют их и разжимают)
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторяют упражнение несколько раз.
5. Закрепление изученного
Игра «Составь слова».
Прочитайте задание.
Моряки на корабле составляют фразы из сигнальных флажков, а вы составьте и запишите слова из указанных букв. (фарш, шарф)
Что такое фарш? (толковый словарь)
6. Работа в парах
Составьте из слогов 3 слова: кон-фе-ты, зе-фир, ва-фли.
Проверка у доски.
Запишите слово «конфеты», обозначьте цветными точками звуки. (проверка)
Разгадайте ребусы.
Запишите отгадки под диктовку. Проверка по образцу.
7. Итог урока
- Вспомните, какие задачи ставили для выполнения на уроке?
- Выполнили эти задачи?
- Чему научились?
- Оцените свою работу на уроке.
- Нарисуйте смайлик на полях: если вы дольны своей работой на уроке, у вас всё получилось, нарисуйте улыбку; если не совсем довольны своей работой, то грустный смайлик.