Цели и задачи:
- Закреплять умение считать в пределах 20 прямым и обратным счетом; умение считать десятками в пределах 100;
- Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры;
- Закрепить умение составлять и решать арифметические задачи;
- Развивать умение пользоваться линейкой, сантиметровой лентой, а так же измерять объем веществ с помощью условной мерки;
- Развивать глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги.
Демонстрационный материал:
- Дидактическое пособие «Математический домик» - 2 шт.
- Мультимедийная система
- Презентация к занятию
- Видеоролик «Послание Бабы Яги»
- Видеоролик «Физкультминутка»
- Два отреза ткани: большой и маленький
- Сантиметровая лента
- Рецепт каши на листе А3
- Пазл «Числовой ряд от 10 до 100 десятками»
- Емкости для крупы и воды
- Мерный стакан, чайная ложка
- Крупа, вода, соль
- Графический узор размером 45см на 45 см.
- Макет русской печи.
Раздаточный материал:
- Задание для измерения на листе в крупную клетку, линейки (на каждого ребенка)
- Клеенки
- Заготовки для графического узора 15 см на 15 см.
- Фломастеры
- Клей-карандаш.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте, с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло необычное послание, по электронной почте. Знаете, кто мне его отправил? Бабушка Яга. Посмотрите на экран.
(на экране второй воспитатель в образе Бабы Яги)
Баба Яга: Ой, ребятушки, ой касатики, приключилось у меня такое… такое… Умоляю, помогите мне… Мне тут в лесу одной с такой проблемой не справиться.. и т.д.
Воспитатель: Ребята, вы что-нибудь понимаете? Вот и я не поняла. Предлагаю отправиться в лес и там во всем самим разобраться
Но, чтоб туда попасть, надо произнести заклинание. Повторяйте слова за мной
(Дети говорят заклинание)
Воспитатель. Посмотрите, вот мы и очутились в сказочном лесу.
(Выходит Баба Яга.)
Баба Яга: Ох, здравствуйте, ребята! Сколько вас много. Вот мне повезло, так повезло. Один, два, три.. Ох и не сосчитать. Ну-ка сами посчитайтесь по порядку.
1 Задание. «Расчет по порядку»
Воспитатель. А что у тебя, бабуля случилось то? Объясни толком.
Баба Яга: Да вот.. юбилей у меня скоро.. готовлюсь к нему.. А вас я, ребятки, обманула, попались вы мне. Вот пока у меня в избушке на лесной опушке порядок не наведете, обратно не вернетесь..
Воспитатель. Да мы бы и так помогли, мы помогать любим, правда, ребята? А кстати, сколько лет тебе, бабушка?
2 Задание «Сколько лет?»
Баба Яга: Дык, я не помню.. Старая совсем.. Только помню, что 7 лет назад мне было 90 лет.. Ну-ка, посчитайте, сколько мне сейчас?
(ответ детей 97). А еще через 3 года , если сейчас 97, сколько мне будет? (ответ детей 100 лет). Ну, вот.. говорю же юбилей..
3 Задание «Разложи фигуры»
Баба Яга: Заболтали вы меня, а в избе то беспорядок.. Домовята играли и фигуры геометрические разбросали.. Вот вам задание. Разложите фигуры по своим местам.
(Дети собирают с пола фигуры: круг, треугольники, прямоугольники, ромбы).
Баба Яга:. Ну-ка, проверим все ли фигуры на своих местах (проверяют). Молодцы, быстро справились.. Теперь пора и про ужин подумать. Кажется, я придумала.. Съем самого упитанного…
Воспитатель: Что ты! Так нельзя! Ты бабуля, лучше кашу себе свари..
Баба Яга: … Кашу? можно, пожалуй, и кашу. Да только вот мне тут Кащей рецепт заколдовал. А как я ее раньше варила, я и не помню…
4 Задание «Расколдуй рецепт»
Воспитатель: Я, кажется, знаю, как его расколдовать. Тут цифры написаны десятками, надо открыть цифры по порядку от 10 до 100 и выложить их в числовой ряд.
(Ребенок выполняет задание.)
Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли расположены цифры. (Проверяют) А теперь, Таня посчитай обратно от 100 до 10. (Ребенок считает)
Воспитатель: Вот перед нами рецепт каши и открылся. Соня прочти его.
Ребенок читает.: Рецепт каши. Крупу перебрать и помыть. Взять 5 мер крупы и в два раза больше мер воды. Добавить 5 граммов соли. Варить на медленном огне.
5 Задание «Приготовь кашу»
Баба Яга: Ну-ка, иди сюда мальчик. Отмерь мне 5 мер крупы. (Ребенок отмеряет). А теперь, Аня, отмерь воды в два раза больше. Это значит, два раза по пять. Сколько будет?
(Ребенок отвечает. Отмеряет 10 мер воды).
А как же нам соли 10 граммов отмерить?
Дети: на весах.
Баба Яга: А у меня нет весов то.
(дети отвечают, что надо взять одну чайную ложку соли)
Баба Яга: Ну, вот, касатики. Все для каши то и готово. Уберу пока, а вечером кашу то и сварю (убирает кастрюли). Ой.. (стонет)
Воспитатель: Что случилось, бабуля..
Баба Яга: Тут что то кольнуло.. А вот там стрельнуло..
Воспитатель: Так надо себя беречь.. Режим дня соблюдать, физкультурой заниматься..
Баба Яга: А что, может и правда косточки размять.. Выходите, ребята... на веселую разминку. Смотрите на мой волшебный экран. Сейчас Кикиморы проведут для вас зарядку..
(Видеофизкультминутка)
Баба Яга: Ух, и шустрые вы.. еле за вами поспевала.. Отдохнули.? А теперь, новое задание.. Ох и трудное.. Вот лежит у меня два куска ткани.. Надо бы юбку сшить мне к юбилею новую… Да вот никак не пойму.. Хватит мне ткани или нет?
6 Задание «Юные портные»
Воспитатель. Ребята, что надо сделать, чтобы Бабе Яге сшить юбку? (Ответы детей). Правильно, надо снять мерки. Выходи, Кристина, сними мерки с бабули.
(Ребенок снимает мерки и определяет, из какого куска ткани можно сшить юбку)
Воспитатель: Вот видишь, из этой ткани юбка не получится, а вот из этого куска точно выйдет, да еще и на косынку останется..
7 Задание «Математические домики»
Баба Яга: Вот молодцы и с этим заданием справились.. Тогда я вам предлагаю в свою любимую игру поиграть.. В математические домики.
(Ставятся два мольберта с одинаковыми домиками.)
Вот надо заселить домик жильцами. Да не просто заселить, а кто быстрее справится с заданием: первая команда или вторая. А остальные потом проверят, как вы справились.
(Математическая игра на состав числа 10, затем можно повторить с другими участниками на состав числа 20)
8 Задание «Составление арифметических задач»
Баба Яга: Ну, и тут справились.. Придется мой волшебный экран подключать. С ним то точно не справитесь.. Хочу я проверить, как вы научились задачи составлять и решать.
(на экране слайды на составление арифметических задач: две на сложение, две на вычитание)
Воспитатель.. Ну, что, бабушка.. Можно ребят в школу отправлять?
9 Задание «Измерение с помощью линейки»
Баба Яга: Да погоди ты! Помогите ребята разобраться мне.. Вот хотела в гости сходить, но не пойму до какого соседа мой путь короче будет. Ну-ка, садитесь за столы, да измерьте мне до какого соседа от моей избушки ближе. Живут у меня по соседству: Мальвина, Царевна-Лягушка, да Кащей. До кого из них путь короче.
(Дети проводят измерения с помощью линейки)
Воспитатель: Кто готов ответить бабушке Яге поднимите руку.
(ответы детей)
Баба Яга: Значит, пойду я в гости к Кащею... К нему путь самый короткий.
10 Задание «Нарисуй узор»
А теперь, самое последнее задание.. Коли справитесь, то точно отпускаю вас обратно. Вот у меня узор.. Да не простой, а геометрический.. Вот у вас на листочках точно такое же количество клеточек как на моем узоре. Кстати, из каких фигур состоит? (ответы детей) Вот вам надо повторить все в точности так узор, как на моем большом узоре.
(Дети выполняют задание «Нарисуй геометрический узор»)
Баба Яга: Ой как красиво получается.. Молодцы, ребята.. Постарались на славу..
Воспитатель.. Бабушка Яга.. А давай мы этими узорами печку в твоей избе украсим..
Баба Яга: А что.. хорошая идея!
(Дети украшают печь узорами, наклеивают, используя клей карандаш)
Баба Яга: Батюшки.. Вот это печка у меня.. Просто заглядение... Была печка простая, а теперь новая.. изразцовая. Спасибо вам, ребятушки, за то что навестили меня, порядок помогли навести. Уж, простите меня, если чем обидела, я не со зла. А через три года прошу, приходите ко мне на юбилей. Придете?
Воспитатель: Спасибо, бабушка, за гостеприимство, за задания твои интересные, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Сейчас я скажу волшебное заклинание. Ребята, закрываем глаза..
(Воспитатель говорит заклинание. Баба Яга незаметно уходит. Дети открывают глаза)
Воспитатель: Ну, вот ребята мы и вернулись. Понравилось вам наше необычное путешествие? А задания Бабы Яги? Какое задание было для вас самым трудным, а самым легким? Молодцы, что не подвели меня.
(Подводится итог занятия)