Цель: Сформировать представление детей о заповедниках России.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием "заповедник" и роли человека в жизни его обитателей.
- Познакомить с наиболее известными заповедниками России, их геральдикой - эмблемами заповедников.
- Расширить представления детей о разнообразии природного мира, о редких растениях и животных, занесённых в красную книгу.
- Развивать познавательный интерес к изучению заповедных мест России, экологическое мышление.
- Развивать умение самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.
- Воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы, желание принять участие в её охране и защите.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание.
Предварительная работа:
- Знакомство с картой и заповедниками России.
- Знакомство с животными, птицами, растениями нашего края.
- Чтение художественной литературы о животных.
- Просмотр иллюстраций с природой России.
- Создание журнала совместно с родителями и детьми "Самые интересные и необычные животные и растения заповедников России".
Материал и оборудование:
- Интерактивная доска, ноутбук.
- Презентации "Заповедники России, "Красная книга".
- Фотографии, эмблемы заповедников.
- Разрезные картинки животных и растений Красной книги.
- Альбом, созданный руками родителей и детей "Самые интересные и необычные животные и растения заповедников России.
Ход занятия
(Дети входят в группу и становятся полукругом)
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
(Дети здороваются)
Воспитатель: А теперь встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра.
Дети: С добрым утром.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие. А куда именно, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Загадка:
Дом растений и животных
Где им очень хорошо,
Где уютно и комфортно,
Безопасно и тепло,
Где их всех оберегают
Где заботятся о них
Обитателях своих.
Дети: Заповедники.
Воспитатель: Совершенно верно, давайте подойдем к стенду с фотографиями заповедников и рассмотрим их.
(Дети подходят к стенду с фотографиями заповедников и рассматривают их)
Воспитатель: Что вы видите на фотографиях?
Дети: Леса, реки, озера, горы, цветы.
Воспитатель: Как всё, что увидели одним словом это можно назвать?
Дети: Природа.
Воспитатель: Все мы живём в природе. От природы зависит наша жизнь. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы и наносил ей вред. Поэтому с лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно, что человек умеет признавать свои ошибки. Более 100 лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, животные, растения, насекомые. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ловить рыбу, охотиться, если даже туда приходят люди, то только на экскурсию.
Как вы думаете, какие бывают заповедники?
Дети: Большие и маленькие
Воспитатель: А хотите больше узнать о этих заповедниках, посмотреть на их обитателей? (Ответы детей)
Воспитатель: Это мы с вами сможем сделать посмотрев презентацию о заповедниках нашей страны России. Пройдите на свои места, сядьте правильно, красиво.
(Дети смотрят презентацию на интерактивной доске)
Воспитатель: Вот мы и познакомились с красивой природой заповедников и их обитателями. А сейчас давайте немного поиграем и позволим нашим глазкам отдохнуть.
Гимнастика для газ
Мы смотрели, отвечали,
Наши глазки так устали,
Мы дадим им отдохнуть
И закроем на чуть-чуть
А потом их открываем
И немого поморгаем.
(движения согласно текста)
Воспитатель: Дети, что интересного вы сейчас увидели? Что же такое заповедник?
С какими заповедниками нашей страны познакомились? На какие растения, животных вы обратили своё внимание?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какие же вы молодцы! А сейчас давайте мы с вами немного поиграем.
Физкультминутка
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (приседания)
Удивительная птица подаёт нам голосок (руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста шли домой издалека (ходьба на месте)
Говорят, такого свиста мы не слышали пока (плечи поднять, руки развести)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что у каждого заповедника есть не только своё название, но и эмблема, логотип. Давайте рассмотрим их.
(Дети подходят к стенду и рассматривают геральдику заповедников России)
Воспитатель: С эмблемами каких заповедников вы познакомились?
Воспитатель: Дети, а вы любите отгадывать загадки? Хотите поиграть? За одно и проверим какие вы внимательные и сообразительные, готовы?
(Воспитатель загадывает загадки о растениях и животных заповедников России, показывая ответы на карточках - картинках)
Воспитатель: Дети, давайте вспомним. Вы вместе с родителями недавно делали страницы альбома "Самые интересные и необычные животные и растения заповедников России."
Давайте рассмотрим страницы этого альбома и вспомним некоторых из них.
(Дети рассматривают страницы альбома, рассказывают о растениях и животных заповедников России.)
Воспитатель: Есть у меня для вас одна игра " Собери картинки". Поиграем?
(Дети играют в игру с разрезными картинками)
Воспитатель: Назовите растения и животных которые вы собрали? Все они занесены в Красную книгу России. Как вы думаете, что такое Красная книга? (Ответы детей)
Воспитатель: Красная книга - список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений, грибов. А хотите узнать больше о красной книге? Тогда внимательно посмотрите на экран.
(Дети смотрят видеопрезентацию "Красная книга".)
Воспитатель: Вот мы и познакомились с "Красной книгой". А наше путешествие подошло к концу. Куда сегодня мы с вами свершили путешествие? С чем и кем познакомились? Что нового увидели и узнали? Вам понравилось путешествовать? (Ответы детей)