«Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка – зима!..»
П.Вяземский
Цель урока:
- Завершить работу по сбору материала к сочинению-описанию зимней природы по личным впечатлениям.
- Показать разнообразие художественных средств выразительности на примере произведений литературы, музыки, живописи; обратить внимание на их взаимосвязь.
- Дополнить, систематизировать материал, накопленный обучающимися к сочинению.
- Помочь увидеть и понять красоту, лиричность, выразительность русской природы в любое время года; почувствовать глубину любви к ней русских писателей, поэтов, композиторов, художников.
Ход урока
I. Организационная часть
1. Работа над материалом для сочинения
Подготовительный этап
Учитель. Зима… Волшебница, чародейка… Сегодня мы должны на основе ваших личных наблюдений, опираясь на прекрасные образцы творчества русских поэтов и писателей, композиторов, художников, привести в порядок наши рабочие материалы и написать черновик небольшого сочинения-описания зимней природы.
Мы знаем, что наша жизнь неотделима от природы. Природа вошла и в русское искусство. Без неё искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда долго бываем вдали от неё.
Триада искусств - музыка, литература и живопись – это сердечная песнь о неповторимости и целомудренности, скромности и неброской красоте русской природы.
2. Работа с произведениями литературы
- Произведения каких русских поэтов и писателей о зиме мы читали?
(Ответы детей. А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Толстого, С.Есенина, М.Пришвина, С.Аксакова, К.Паустовского и других).
- Послушаем некоторые из них (Обучающиеся: выразительное чтение наизусть).
И.Суриков, «Белый снег пушистый…»
- Как вы думаете, о каком периоде зимы это стихотворение?
- Как описывает поэт начало зимы?
- Каким настроением пронизано стихотворение?
- Какие слова поэт находит для описания зимы? Есть ли они в наших рабочих материалах? Запишем их.
Ф.Тютчев, «Чародейкою зимою…»
- Созвучно ли это стихотворение с первым по теме и настроению?
- Какие эпитеты не встречались нам ранее? Внесём дополнения в наши записи.
И.Никитин, «Ночь прошла. Рассвело…»
- Какие краски увидел поэт зимой? Что мы можем записать?
С.Есенин, «Поёт зима – аукает…»
- Какие образные выражения мы встречаем в этом небольшом стихотворении? Запишем их.
С.Есенин, «Белая берёза под моим окном…»
- Если предыдущие стихотворения были о зиме как о времени года, то это стихотворение – об одном деревце, символе русской природы. Берёзка… Какой увидел её поэт? Что мы можем записать?
А.Фет, «Печальная берёза у моего окна…»
- А какой увидел берёзку А.Фет? Печальный белый наряд – но он радостен для взгляда. Почему? (искрится, сверкает)
Что мы можем записать?
Учитель. Мы прослушали несколько стихотворений русских поэтов о зиме. Что объединяет их? Какое настроение они передают? Что отличает зимний лес от него же в другое время года? (Он тихий. Околдованный, уснувший…)
Выразительное чтение учителем миниатюры М.Пришвина:
«Когда снег тихо опускается, самому хочется быть ещё тише, и чем больше он теснится, падая, тем самому хочется быть всё тише, пока, наконец, начинаешь слышать, как, теснясь, снежинки шепчутся между собой: «Полегче, полегче!» Когда начинаешь это слышать, то, значит, тише быть не может в лесу…»
- Тишина и покой. Природа спит, отдыхает. Но слышится некая тихая мелодия зимы.
- Как вы думаете, что это за мелодия? (Скорее всего, вальс…)
- Послушаем пьесы о зиме и попробуем нарисовать словами то, что мы представляем, когда звучит эта музыка…
3. Работа с произведениями П.И.Чайковского
Прослушивание. «Вальс снежинок» (П.Чайковский, «Щелкунчик»).
- Попробуем описать словами то, что мы представляем, когда слушаем эту музыку.
- А вот другое музыкальное произведение этого же композитора.
Прослушивание. «Декабрь. Святки» (П.Чайковский, «Времена года»).
- А что представляете вы, когда слушаете эту пьесу?
- Что различает эти две пьесы и что в них общего?
- Писатели, поэты, как мы знаем, рисуют картины природы с помощью слов. А композиторы? (С помощью звуков).
- Мы же, слушатели, можем описать зимний пейзаж, переданный звуками, с помощью слов. И помогают нам описать зимнюю природу красочно те средства выразительности, которые мы нашли в произведениях литературы.
4. Работа с произведениями живописи
- А ведь у нас триада искусств. О каком виде искусства мы ещё не говорили? (Живопись).
- Обратимся же к ней. Перед вами две репродукции:
картины И.Грабаря «Роскошный иней» и картины А.Куинджи «Солнечные пятна на снегу».
- Внимательно посмотрите на них. Попробуйте описать изображённые пейзажи, используя наши рабочие записи для сочинений. (1-2 обучающихся).
Учитель. Итак, мы читали, слушали музыку, рассматривали репродукции картин, наблюдали зимнюю природу. Мы вели записи, которые должны помочь вам передать свои личные впечатления от зимней природы, те чувства, которые она вызывает у вас. Ваша задача – написать черновик сочинения. Это будет сочинение – этюд о зиме.
Этюд в литературе – это небольшое произведение, основанное прежде всего на личных наблюдениях, впечатлениях. Один из таких этюдов уже звучал на уроке. Это этюд М.М. Пришвина – непревзойдённого мастера этого жанра.
Во время вашей работы будет звучать музыка П.И.Чайковского.
Возможные темы:
- Морозные узоры на окне.
- Деревья в инее.
- Аллея в зимнем парке.
- Каким я видел снег утром (днём, вечером)?
- Что я представляю, слушая музыку П.Чайковского?
- Танец снежинок.
(Тема может быть своя)
5. Самостоятельная работа обучающихся
Примечание. Черновики дети пишут в классе. Дома сочинение дорабатывается и оформляется на листе А4.
До написания сочинения ведётся сбор материала для сочинения на основе анализа художественных текстов, подобранных самими обучающимися.
На уроке используется интерактивная доска, проектор, аудиоаппаратура.