Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике «Компьютер – мой инструмент» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
- Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать определенными умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому роль информатики очень важна в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, самопрезентации, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа «Компьютер – мой инструмент» ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера и носит пропедевтический характер и предполагает ее реализацию в факультативной форме в 4 - 6 классах начальной и основной школы. Актуальность обосновывается еще и тем, что в обязательной части учебного плана школы предмета «Информатики и ИКТ» в 5-6 классах нет.
Целью настоящего курса является освоение самого современного инструмента повседневной жизни.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Обучающие:
- формирование навыков работы в текстовом редакторе и набора компьютерного текста;
- формирование навыка использования компьютера как инструмента для наглядной работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
- формирование навыков работы с прикладной программой создания презентаций;
- формирование умения защищать свою работу и отстаивать свою точку зрения на проблему;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- овладение базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применение их при создании проектов в визуальной среде программирования Scratch;
- формирование навыка использования полученных знаний, умений, навыков в жизни.
Развивающие:
- развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
- развитие интереса к программированию у учащихся;
- пропедевтическая подготовка к олимпиадам по программированию;
- развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся;
- развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к программированию;
- воспитание у учащихся эстетического вкуса;
- воспитывать культуру общения между учащимися;
- воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
При проведении занятий используются компьютеры с операционной системой MS Windows8 (10), пакетом MSOffice 2013, бесплатная программа Scratch 2.0 для обучения основам и общим концепциями программирования, проектор, электронные материалы для учителя и для учащихся: http://school-collection.edu.ru, а также рабочая тетрадь на печатной основе, которую я разрабатываю для этого учебного курса. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.
В процессе освоения содержания программы ее результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования. Форма занятий может быть разнообразной, но обязательным условием является их проведение на уровне повышенного интереса, в занятия включаются развивающие игры, интеллектуальные разминки и т.д.
Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, самостоятельная работа, проектная деятельность.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у обучающихся навыков самостоятельной постановки задачи, выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов, с точки зрения решения поставленной задачи.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Общая характеристика учебного курса
Предлагаемая программа «Компьютер – мой инструмент» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа внеурочной деятельности состоит из двух модулей:
- Модуль 1 – «Мир мультимедиатехнологий»,
- Модуль 2 – «Мир Scratch».
Модуль 1
Основная идея модуля 1 – научить пользователя любого уровня создавать с помощью компьютера разнообразные проекты (рефераты и доклады, открытки и календари, рисунки, таблицы, презентации и др.), используя современные программные продукты: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, электронную почту и т.д.
Модуль 2
Можно ли научиться программировать играя? Да. Этот модуль посвящен изучению основ программирования с использованием программы Scrath.
Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.
Курс опирается на комплект цифровых образовательных ресурсов, размещенных в Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/ и Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В.Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – факультатив. Общий объем курса – 102 часа, 1 час в неделю из расчета на 3 года изучения учебного курса.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Основы проектной деятельности
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме.
Содержание учебного курса
Раздел |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Модуль 1. «Мир мультимедиатехнологий» |
||
1. «Знакомство с компьютером» |
Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Основные правила и приемы работы в операционной системе. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. |
Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ. |
2. «Учимся работать на компьютере» |
Создание и оформление текстовых документов. Создание и редактирование рисунков. |
Научить пользователя любого уровня создавать с помощью компьютера разнообразные проекты (рефераты и доклады, открытки, рисунки, календари, таблицы, презентации), |
Модуль 2. «Мир Scratch» |
||
3. «Учимся программировать на компьютере» |
Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены. Управление спрайтами: команды идти, повернуться на угол, опустить перо, поднять перо, очистить. Определение координат спрайта. Понятие цикла. Команда повторить. Понятие цикла. Команда повторить. Команда если край, оттолкнуться. Команда повернуть в направление. Анимация. Сенсоры. Блок если. Блоки передать сообщение и Когда я получу сообщение. Переменные. Их создание. Использование счётчиков. |
Создавать программы в визуально объектно-ориентированной среде программирования Scratch |
Материально-техническое обеспечение
Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее оборудование: мультимедийный проектор, принтер, сканер, акустические колонки, персональный компьютер, магнитная доска.
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении всего обучения в соответствии с планированием курса с помощью программ: клавиатурный тренажер; текстовой редактор MSWord, издательская система MS Publisher, графический редактор MS Paint; программа MS PowerPoint; визуальная объектно-ориентированная среда программирования Scratch.
Перечень учебно-методических средств обучения
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий:
- Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;
- Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch! / Эл Свейгарт. – Москва : Эксмо, 2017. – 304 с.
- Рабочая тетрадь «Компьютер – мой инструмент»: Часть 1. «Мир мультимедиатехнологий» Автор: Макарова А.В. (специально для данного курса, <Приложение>);
- Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В. Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.
Тематическое планирование
Литература для педагога
1. Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
2. Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch! / Эл Свейгарт. – Москва : Эксмо, 2017. – 304 с.
3. Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
4. Рабочая тетрадь «Компьютер – мой инструмент»: Часть 1. «Мир мультимедиатехнологий» Автор: Макарова А.В. (специально для данного курса, <Приложение>);
5. Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В.Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.
Литература для учащихся
1. Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
2. Официальный сайт проекта Scratch. – https://scratch.mit.edu/
3. Рабочая тетрадь «Компьютер – мой инструмент»: Часть 1. «Мир мультимедиатехнологий» Автор: Макарова А.В. (специально для данного курса, <Приложение>).
Список используемых источников
1. Официальный сайт проекта Scratch. – https://scratch.mit.edu/
2. Программирование для детей / К.Вордерман, Дж.Вудкок, Ш.Макаманус [и др.]; пер. с англ. С.Ломакина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 224 с.
3. Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch! / Эл.Свейгарт. – Москва : Эксмо, 2017. – 304 с.
4. Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В. Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.