Программа внеурочной деятельности по информатике «Компьютер – мой инструмент» для 4–6-х классов

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике «Компьютер – мой инструмент» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
  • Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать определенными умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому роль информатики очень важна в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, самопрезентации, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Программа «Компьютер – мой инструмент» ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера и носит пропедевтический характер и предполагает ее реализацию в факультативной форме в 4 - 6 классах начальной и основной школы. Актуальность обосновывается еще и тем, что в обязательной части учебного плана школы предмета «Информатики и ИКТ» в 5-6 классах нет.

Целью настоящего курса является освоение самого современного инструмента повседневной жизни.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

Обучающие:

- формирование навыков работы в текстовом редакторе и набора компьютерного текста;

- формирование навыка использования компьютера как инструмента для наглядной работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

- формирование навыков работы с прикладной программой создания презентаций;

- формирование умения защищать свою работу и отстаивать свою точку зрения на проблему;

- ознакомление со способами организации и поиска информации;

- овладение базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применение их при создании проектов в визуальной среде программирования Scratch;

- формирование навыка использования полученных знаний, умений, навыков в жизни.

Развивающие:

- развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.

- развитие интереса к программированию у учащихся;

- пропедевтическая подготовка к олимпиадам по программированию;

- развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся;

- развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к программированию;

- воспитание у учащихся эстетического вкуса;

- воспитывать культуру общения между учащимися;

- воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

При проведении занятий используются компьютеры с операционной системой MS Windows8 (10), пакетом MSOffice 2013, бесплатная программа Scratch 2.0 для обучения основам и общим концепциями программирования, проектор, электронные материалы для учителя и для учащихся: http://school-collection.edu.ru, а также рабочая тетрадь на печатной основе, которую я разрабатываю для этого учебного курса. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

В процессе освоения содержания программы ее результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования. Форма занятий может быть разнообразной, но обязательным условием является их проведение на уровне повышенного интереса, в занятия включаются развивающие игры, интеллектуальные разминки и т.д.

Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, самостоятельная работа, проектная деятельность.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у обучающихся навыков самостоятельной постановки задачи, выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов, с точки зрения решения поставленной задачи.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Общая характеристика учебного курса

Предлагаемая программа «Компьютер – мой инструмент» предназначена для организации внеурочной деятельности по трем взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа внеурочной деятельности состоит из двух модулей:

  • Модуль 1 – «Мир мультимедиатехнологий»,
  • Модуль 2 – «Мир Scratch».

Модуль 1

Основная идея модуля 1 – научить пользователя любого уровня создавать с помощью компьютера разнообразные проекты (рефераты и доклады, открытки и календари, рисунки, таблицы, презентации и др.), используя современные программные продукты: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, электронную почту и т.д.

Модуль 2

Можно ли научиться программировать играя? Да. Этот модуль посвящен изучению основ программирования с использованием программы Scrath.

Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.

Курс опирается на комплект цифровых образовательных ресурсов, размещенных в Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/ и Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В.Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Описание места учебного курса в учебном плане

Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – факультатив. Общий объем курса – 102 часа, 1 час в неделю из расчета на 3 года изучения учебного курса.

Планируемые результаты

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

- формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преоб­разование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Основы проектной деятельности

Обучающийся научится:

- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме.

Содержание учебного курса

Раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Модуль 1. «Мир мультимедиатехнологий»

1. «Знакомство с компьютером»
(10 ч)

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Основные правила и приемы работы в операционной системе. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

2. «Учимся работать на компьютере»
(58 ч)

Создание и оформление текстовых документов. Создание и редактирование рисунков.
Проведение расчетов с помощью электронных таблиц.
Создание и оформление презентации.
Поиск информации в сети Интернет. Работа с электронной почтой.

Научить пользователя любого уровня создавать с помощью компьютера разнообразные проекты (рефераты и доклады, открытки, рисунки, календари, таблицы, презентации),
использовать современные программные продукты: текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, электронную почту.

Модуль 2. «Мир Scratch»

3. «Учимся программировать на компьютере»
(34 ч)

Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены. Управление спрайтами: команды идти, повернуться на угол, опустить перо, поднять перо, очистить. Определение координат спрайта. Понятие цикла. Команда повторить. Понятие цикла. Команда повторить. Команда если край, оттолкнуться. Команда повернуть в направление. Анимация. Сенсоры. Блок если. Блоки передать сообщение и Когда я получу сообщение. Переменные. Их создание. Использование счётчиков.

Создавать программы в визуально объектно-ориентированной среде программирования Scratch

Материально-техническое обеспечение

Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее оборудование: мультимедийный проектор, принтер, сканер, акустические колонки, персональный компьютер, магнитная доска.

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении всего обучения в соответствии с планированием курса с помощью программ: клавиатурный тренажер; текстовой редактор MSWord, издательская система MS Publisher, графический редактор MS Paint; программа MS PowerPoint; визуальная объектно-ориентированная среда программирования Scratch.

Перечень учебно-методических средств обучения

Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий:

  • Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;
  • Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch! / Эл Свейгарт. – Москва : Эксмо, 2017. – 304 с.
  • Рабочая тетрадь «Компьютер – мой инструмент»: Часть 1. «Мир мультимедиатехнологий» Автор: Макарова А.В. (специально для данного курса, <Приложение>);
  • Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В. Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.

Тематическое планирование

Литература для педагога

1. Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

2. Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch! / Эл Свейгарт. – Москва : Эксмо, 2017. – 304 с.

3. Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

4. Рабочая тетрадь «Компьютер – мой инструмент»: Часть 1. «Мир мультимедиатехнологий» Автор: Макарова А.В. (специально для данного курса, <Приложение>);

5. Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В.Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.

Литература для учащихся

1. Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

2. Официальный сайт проекта Scratch. – https://scratch.mit.edu/

3. Рабочая тетрадь «Компьютер – мой инструмент»: Часть 1. «Мир мультимедиатехнологий» Автор: Макарова А.В. (специально для данного курса, <Приложение>).

Список используемых источников

1. Официальный сайт проекта Scratch. – https://scratch.mit.edu/

2. Программирование для детей / К.Вордерман, Дж.Вудкок, Ш.Макаманус [и др.]; пер. с англ. С.Ломакина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 224 с.

3. Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch! / Эл.Свейгарт. – Москва : Эксмо, 2017. – 304 с.

4. Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Ю.В. Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.