НОД во второй младшей группе «Математическая полянка»

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками


НОД с элементами ТРИЗ помогает познакомить и закрепить математические понятия у детей младших групп в игровой форме.

Занятие будет интересно воспитателям, учителям и родителям.

Цель: показать на практике как можно закреплять и обобщать знания детей об основных математических понятиях.

Задачи:

  • закреплять понятие «один»–«много»;
  • активизировать память, внимание, мышление;
  • упражнять в умении распознавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
  • развивать моторику рук;
  • прививать дружеские взаимоотношения между детьми и умение слушать воспитателя.

Предварительная работа

Материал: макет дерева и солнышка, пчелка, ведерко желтого цвета, геометрические фигуры из картона, указка, ватман с зеленой тонировкой, картонные цветы (желтые, красные, синие, зеленые), подушки-сиденья по количеству детей, декорации поляны, ручеек, клей карандаш, мяч.

Предварительная работа: проигрывание пальчиковой игры «У оленя дом большой», заучивание приветствия «Хороший день».

Ход занятия

Организационный момент

(Дети проходят на ковер)

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (дети здороваются).

- А теперь поприветствуем друг друга. Давайте возьмемся за ручки и подарим всем улыбки.

(дети повторяют слова за воспитателем)

Хороший день

Мы день привыкли начинать 
Хорошими делами.
Кто не привык подолгу спать, 
Встречайте утро с нами.
С кем никогда не дружит лень, 
Кто маме помогает,- 
Вот у того хороший день 
Всегда, друзья, бывает!
(А.Тумаровская)

Воспитатель: - Дети! Мы сегодня с вами отправимся в путешествие на необычную полянку. Почему не обычная, спросите вы? Да потому что там растет интересное чудо-дерево. Вставайте за мной и не отставайте.

(дети идут маршем под музыку за воспитателем)

- Посмотрите, перед нами ручеек. Дети! Это не простой ручеек, а волшебный.

Если мы через него перепрыгнем, то окажемся с вами на полянке.

- Вот мы с вами и на полянке. Присаживайтесь на подушечки.

Математическая сказка «Чудо-дерево»

Посмотрите, на полянке, солнышко сияет, 

Чудо-дерево стоит, очень странное на вид.

Чудо-чудо, расчудесное.

Выросли на нём не листочки, не цветочки,  а очень интересные  геометрические фигуры.

- Какие геометрические фигуры выросли на нашем чудо – дереве? (Ответы детей).

- Какого цвета круги (квадраты, треугольники) вы видите? (Ответы детей).

Тут пчелка прилетела с ведёркой, какой по форме? (Ответы детей). И стала она собирать урожай. Давайте поможем ей ребята: пчелка в круглое ведро положила один круг. (Дети выполняют задание). Сколько кругов собрала пчелка? (Ответы детей: много). Как это получилось? (Ответы детей: каждый положил пчелке по одному кругу и получилось много).

Аналогично можно провести работу по другим геометрическим формам.

(пчелка дарит один круг детям с загадкой, благодарит нас и улетает)

- Дети! Давайте скажем пчелке до свидания.

Воспитатель: - Дети! На этом кружочке загадка. Давайте разгадаем? (ответы детей).

- Тогда слушайте внимательно.

(воспитатель загадывает загадку)

У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…(Олень)

Воспитатель: - Верно! Олень. Посмотрите на экран.

(На экране слайд с оленем)

Физкультминутка

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

- Ну что, пойдем дальше?

(дети обходят дерево и приходят к цветам, разбросанным на ковре)

Воспитатель: - Дети! Посмотрите какие красивые цветы растут на нашей полянке! Давайте каждый подойдет к любому цветочку и возьмем его.

(воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какого цвета у него цветок)

Воспитатель: - Дети! Хотите, чтобы и у нас в группе была такая же красивая цветочная полянка? (ответы детей).

Воспитатель: - Посмотрите, здесь уже есть частичка полянки. Но не хватает цветов.

- Давайте наклеим сюда по цветочку.

(воспитатель показывает куда и как наклеивать)

Аппликация «Цветочная поляна»

(Дети наклеивают цветы на ватман затонированный в зеленый цвет)

Воспитатель: - Какие вы молодцы! Посмотрите какая получилась у нас красивая цветочная полянка.

- Когда будем возвращаться в группе, мы обязательно возьмем нашу полянку с собой, чтобы она напоминала нам о нашем с вами путешествии.

- Вы, наверное, устали? Давайте присядем на подушечки и поиграем в игру.

Игра «Что умеет делать?

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

В нашем случаи, слова для игры берутся из содержания занятия. Воспитатель задает вопросы по содержанию. Дети отвечают, что они встречали на своем пути, когда путешествовали.

Ход игры

Воспитатель: - Давайте, дети, сначала вспомним. Как мы попали на полянку? (ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, перепрыгнули через ручеек.

- Что нам встретилось на пути?

- Давайте подумаем, что умеет делать дерево?

(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово «Дерево», а ребенок ловит, отвечает и возвращает мяч воспитателю).

Пример: Дерево - расти, давать плоды, прятать от дождя и от солнца, цвести, из дерева можно делать мебель и т.д.

- Молодцы, ребята!

- Давайте вспомним, что мы с вами встретили после дерева? (ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, цветочную полянку.

- Давайте подумаем, что умеет делать цветок? (ответы детей)

(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово «Цветок», а ребенок ловит, отвечает и возвращает мяч воспитателю).

Пример. Цветок – расти, цвести, пахнуть, распускаться, закрываться, радовать нас и т.д.)

Воспитатель: - Дети! Вы молодцы, со всеми заданиями справились!

- Теперь нам пора возвращаться. А, чтобы вернуться нам надо пройти наш путь обратно.

- Где мы сейчас с вами находимся? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, на цветочной полянке.

- От сюда куда пойдем? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, к дереву.

- Дальше, что мы должны сделать? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, перепрыгнуть через ручеек.

- Вот мы свами и вернулись в группу.

Рефлексия

- Скажите, где мы с вами были?

- Что мы видели на полянке?

- Что собирали с дерева? (Ответы детей: круги)

- Сколько кругов собрали пчелке в ведерко? (Ответы детей: много)

- А еще. Что видели на полянке?

- Что мы с собой принесли?

Давайте назовем какого цвета на нашей полянке цветы. (Дети называют цвета)

В конце занятия похвалить каждого лично.