Цель:
- познакомить с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в языке;
- развивать умение различать прилагательные среди других частей речи.
Оборудование: ПК, учебник «Русский язык» для 4 класса, 2 часть, В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Просвещение, 2017 г., карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
- Назовите слова (Берег, кровать. огурец, черный, погода, орех)
- Запишите их.
- Что вы заметили?
- Какие это слова?
- Как называются гласные буквы в них?
- Можно ли их проверить?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Составьте предложение с ним.
-Запишите его и обозначьте главные члены предложения. Подпишите части речи.
(На березе строит гнездо черный грач)
- О ком говорится в предложении?
- Какое слово позволило нам ярко представить этот предмет? (Черный)
- Какую часть речи употребили, описывая этот предмет, и почему?
(Имя прилагательное, потому что называл признак предмета).
II. Актуализация знаний
- Прочитайте.
- Весна, небо, ранняя, черный, теплый, яркое, рожь, грач.
- Объясните лексическое значение слов грач, рожь.
- Сгруппируйте.
- Что заметили?
- Как написали?
- (Весна, небо, рожь, грач), (ранняя, черный, теплый, яркое).
- Почему?
- Приведите примеры.
III. Изучение нового материала
- Узнайте о ком речь?
(Этот жучок очень хорошенький. Головка у него черная, крылья красные, на крыльях темные пятнышки.)
- Кто догадался, о ком идет речь?
- Это божья коровка.
- Что обозначают слова, благодаря которым вы быстро догадались, о ком идет речь?
- Какой частью речи они являются? Какую роль они выполняют?
1. Спишите текст, добавляя прилагательные.
- Пришла …..весна. С …. неба светит ….. солнышко. С ….. шумом бегут ручьи. На ….. березе строит гнездо …. грач. В …. воздухе поют птицы. В поле начались …. работы. Солнце хорошо прогреет ….. почву.
(Ранняя, голубого, веселым, старой, черный, полевые, холодную)
- Подчеркните прилагательные.
2. Работа с учебником (с. 5, № 2).
- Прочитайте.
- О какой птице идет речь?
- Слова, какой части речи помогли узнать птицу?
- Назовите их. Докажите.
- По каким признакам вы определили эти части речи?
- Какие из них помогают описать внешний вид птицы?
- Ее поведение?
- Отношение к ней автора?
- Как называется это часть речи?
- Какую роль они выполняют?
- Докажите.
- Объясните свой ответ.
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Как вы думаете, почему?
3. Самостоятельная работа (Упражнение № 5).
- Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
- Каким членом предложения является имя прилагательное?
4. Чтение правила (стр. 5)
Физкультминутка.
Птички в гнездышке сидят,
И на улицу глядят
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
IV. Закрепление нового материала
1. Игра « Доскажи словечко».
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? (Лиса)Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
2. Самостоятельная работа.
- Образуй от данных слов имена прилагательные.
Длина - длинный, лимон, осень, окно, камень.
V. Работа над пройденным материалом
- Выпишите только прилагательные.
(добрый, доброта, синее, синева, зелень, зеленые, пестренькая, пестрота)
- Какие слова выписали?
- Почему эти слова являются именами прилагательными?
VI. Подведение итогов
Закончите предложения:
- Сегодня я узнал, какую роль имеют прилагательные в языке…
- Теперь я знаю, что…