Методическая разработка урока русского языка. Тема урока: "Способы решения орфографических задач в корне слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК «Гармония».

Целевая аудитория: 2 класс.

Цель: Создать условия для систематизации формирования и усвоения способов решения орфографических задач в корне слова.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, речь; умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать.
  • Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру; уважение к окружающим, взаимопомощь; любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
  • метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, определения путей достижения общей цели, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • предметные: знание способов проверки орфограмм в корне слова, умения подбирать проверочные слова, классифицировать по орфографическим признакам, умения называть отличительные признаки однокоренных слов.

Основные понятия и термины: безударные гласные, парные согласные, словарные слова, орфограмма, орфографические задачи, опасные места, родственные слова, однокоренные слова, проверяемые и проверочные слова, ударение, текст, предложение, слово, значение слова.

Межпредметные связи: литературного чтения, детской риторики.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма: урок-сказка.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Методы: словесный (собеседование, рассказ), наглядный, частично-поисковый, практический.

Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс, издательство «Ассоциация XXIвек», 2017г; тетрадь-задачник №2 к учебнику, мультемедийный проектор и экран, ноутбуки; презентация.

  • У учителя - карточки с дифференцированными заданиями, видео. запись из мультфильма.
  • У детей – тетради, учебник, ручки, карандаши.

ИКТ: презентация к уроку по теме, мультфильм «» проектор, интерак­тивная доска, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие гостей

Учитель. Сегодня у нас на уроке гости и мы, как гостеприимные хо­зяева, окажем им внимание.

Слайд 1

 Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
(Видеть вас мы очень рады!)

 Учитель: Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удо­вольствием порадуются за ваши успехи!

2. Психологический настрой на урок

Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите друг другу добрые слова. Ребята, наш урок будет интересным и познавательным.

3. Мотивация

А чему мы учимся на уроках русского языка?

На уроках русского языка мы:

  • размышляем о словах и предложениях
  • наблюдаем за изменениями слов
  • решаем орфографические задачи
  • доказываем свою точку зрения
  • открываем тайны и секреты русского языка

Прочитайте девиз сегодняшнего урока.

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Как вы понимаете эти слова?

II. Введение в тему урока

Ребята, вчера вечером на нашу электронную почту пришло необычное видеописьмо, давайте его послушаем и посмотрим. Фильм «В стране невыученных уроков», видеоролик 1.

Ребята, от кого это письмо? А откуда оно пришло?

- Что вы можете рассказать о нём? Витя учился плохо.

- А как вы думаете, почему он учился плохо? (Ему «не хватало воли, усердия».)

- Что мешало Вите хорошо учиться? (Его лень)

- Кто отправил Витю в страну невыученных уроков? (Его учебники)

- Чего хотели его учебники, отправляя мальчика в страну невыученных уроков? (они хотели заставить его исправить все свои ошибки.)

- Ребята, значит, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в страну Невыученных уроков вместе с героем фантастического фильма Лии Гераскиной.

Об авторе сказки

Лия Борисовна Гераскина Лия Борисовна родилась в 1910 году в Новороссийске. С детства писала стихи. Её произведения, написанные для школьников: сказка «Хрустальд и Катринка», пьеса «Аттестат зрелости», «Право на счастье», «Вступая в жизнь», «Ее будущее», «Николай Иванович». Ее произведения были популярны благодаря своей злободневности, интересу к новым, острым жизненным проблемам. Для детского театра она написала пьесу «Джельсомино в стране лжецов» по мотивам сказки Д.Родари (1966год) и «В стране невыученных уроков» (1971 год).

III. Постановка учебной задачи. Определение цели и темы урока

Вчера пришла от Вити телеграмма.

Телеграмма!
Срочно!!!
Рибята! Научите меня пожалуйста песать без ошибок.

Ребята, а вы ничего не заметили необычного в тексте телеграммы? (Она написана с ошибками)

О чём это говорит? (действительно Вите нужна наша помощь, он совершенно безграмотный)

Да, ребята, грамотное письмо – признак культурного человека. А чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.

Так какая же проблема возникла у нас на у роке? (Как помочь Вите стать грамотным, научить писать без ошибок и вернуть его домой)

Ваши предложения для решения этой проблемы?

- Объяснить, что при письме нужно думать, быть внимательным, уметь преодолевать трудности, учить орфографические правила, знать способы решения орфографических задач и уметь пользоваться ими.

Определите тему урока.

Тема: "Способы решения орфографических задач в корне слова".

Так чем же мы можем помочь Вите и его другу Кузе? Определите цель и задачи урока.

Цель урока. Повторить способы решения орфографических задач в корне слова и учиться использовать их при письме.

Задачи. Наша помощь

Показать и научить:

  • находить место орфограммы в корне.
  • определять тип орфограммы.
  • выбирать способ проверки слов с орфограммой.
  • применять полученные знания на практике.

А для начала мы исправим ошибки в телеграмме. (называют)

Читаем исправленный текст.

IV. Чистописание

Каллиграфическая минутка: а, о, и, е, я (пишем а и о)

Что сможете проконтролировать у себя во время каллиграфической минутки?

Ребята, а с чего вы начинали учиться, когда пришли в школу? (с букв)

Так давайте покажем Вите, как правильно пишутся буквы.

Перед вами буквы. Что вы можете сказать про них? (Они гласные, часто бывают на месте опасных орфограмм)

На какие две группы их можно разделить? (придающие согласным мягкость и твёрдость)

Сейчас мы с вами покажем героям нашей сказки, как правильно писать буквы а, о.

Смотрим на слайд.

А перед тем, как писать, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы перчаточки снимаем
И на точки нажимаем.
Развиваем память, слух,
Внимание, мышление,
И у нас хорошее будет настроение.
Раз, два, три, четыре, пять –
вместе весело играть и здоровью помогать!

Самостоятельное письмо букв. Самооценка.

V. Проверка домашнего задания

1. Повторение главных орфограмм корня и способов их проверки

А теперь давайте вспомним главные орфограммы корня, способы решения орфографических задач и познакомим с ними Витю. (Безударные гласные и парные согласные)

Гласные и согласные
В корне бывают опасные.
Звук один слышится
А буква другая пишется.

Назовите способы решения орфографических задач.

Способы решения орфографических задач

  1. Орфографический словарь
  2. Подбор проверочного слова

Вспомним способы подбора проверочных слов.

Способы подбора проверочных слов:

Изменение слова

 подбор родственного слова

По числам

 назвать ласково

По команде вопросов

 объяснить значение слова

2. Словарная работа.

Дома вы работали со словами с непроверяемыми гласными, используя орфографический словарь. Проверим, как вы знаете словарные слова, да и Витя пусть поработает с нами. Стих.

Тест с оценкой.

VI. Решение учебной задачи

1. Закрепление умений подбора проверочных слов и решения орфографической задачи

Фильм про киоск. Видеоролик 2

2. Работа на интерактивной доске. Устно с объяснением. (доска)

Ребята, посмотрите, какое задачу приготовили хозяева киоска для Вити и Кузи.

Задание: найти проверочное слово, соединить с проверяемым и вставить пропущенные буквы

Работаем вместе с Витей.

Л..нивый

 стоя

ст...янка

 лепит

 ве...ка

 лить

пол..вать

 лень

сл..пить

 берега

бере...

 веточка

Молодцы, ребята.

Физминутка

Фильм – радуются (включить сразу после выполнения задания) видеоролик.

Посмотрите, как радуются наши герои, что справились с этой задачей. А вы рады за них?

Они предлагают нам отдохнуть.

3. Самостоятельная работа по выбору и проверка

А теперь давайте посмотрим, какое новое испытание приготовили учебники для Вити. Это самостоятельная работа. Прочтите наказ учебников «Спишите, но не спешите». Объясните пропущенные орфограммы.

Даны три столбика слов с разными орфограммами. Помогите Вите выбрать слова и, пользуясь памяткой, вставить пропущенные буквы. Работаем по алгоритму. Он у вас на партах. Работаем в паре, выбрав для себя столбик слов.

Алгоритм

  1. Слово
  2. Определить орфограммы в слове (выбор буквы)
  3. Выбрать способ решения орфографической задачи
  4. Решение орфографической задачи.
  5. Правильно записать слово.
  6. Графически выделить орфограмму

4. Проверка по эталону (слайд) Самооценка

Работа в группе. Все работают на компьютерах.

 Фильм около королевства Грамматики видеоролик 4.

Сколько сложных испытаний на пути у наших героев! Они уже пришли к королевству Грамматики, но снова им нужно преодолеть новые трудности. Вите трудно, а нам? Поможем Вите?

У нас 4 группы. У вас есть памятки работы в группах. Помните о том, как работать в группе.

Памятка работы в группе.

  • вежливо обращаться друг к другу,
  • выслушивать мнение каждого,
  • доказывать свою точку зрения,
  • в группе отвечает каждый,
  • умеешь сам – научи другого.

Задание для всех: Вставить буквы на месте пропущенной орфограммы и определить вид орфограммы и способ проверки. Группы меняются для выполнения задания.

1 задание. П..нал, п...ля, л...вил, шу...ка, фла..., л...пата. – распределить по видам орфограмм.

2 задание. Кры...ка, з...мля, к...рмил, гр...знуля, гла..., кре...кий. – распределить по способам проверки.

Физминутка для глаз: спокойно сели, закрыв глаза

Редактирование текста. Исправление ошибок

 Фильм с тетрадью видеоролик 5

Ребята, какая тетрадь у Вити! Вам хочется иметь такую тетрадь? Вот и Вите стало стыдно, поэтому он и просит нас помочь исправить ошибки. Побудем корректорами. (текст с ошибками)

Читаем предложения. Находим слова с ошибками, доказываем, исправляем. О чем эти предложения? Можно ли сказать, что это текст? (Да. Они объединены одной общей темой – зима.)

Исправить ошибки и написать его под диктовку.

VII. Итог урока

Фильм – домой видеоролик 6.

«Спасибо», - говорит кот Кузя. Он и Витя очень благодарны вам за помощь.

Вот наши герои и дома. Как вы думаете, исправится Витя или нет? Какой вывод сделал для себя Витя, когда приключения закончились?
(надо учить уроки, и тогда никогда с тобой не произойдет таких неприятных ситуаций)

Витя жил по такому правилу: Завтра поучусь, а сегодня погуляю. А вы согласны с ним? По какому правилу будете жить вы? «Сегодня поучусь, а завтра погуляю»

Король королевства Грамматики Глагол повелительного наклонения даёт всем ребятам наказ.

На доске пословица: «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Пишут не пером, а умом», – Как вы их понимаете?

Вывод: Если вы будете хорошо учиться, то жить станет интересно, и никакие трудности и опасности будут вам нестрашны. Вы никогда не узнаете, что такое Страна невыученных уроков. Ребята, как вы думаете, достигли вы той цели, которую ставили перед собой, идя на урок? (Помогая им, мы сами повторили изученный материал)

VIII. Домашнее задание

Карточки товарища, которые сделали дети, дают друг другу.

IX. Самооценка

А теперь оцените свою работу на уроке и заполните лист успеха.

X. Рефлексия

Понравился ли вам наш урок? Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и показать цветом своих кружочков.

  • Красный, если вам на уроке было легко, весело, интересно, вы довольны своей работой;
  • зелёный – вам было интересно, но были ошибки;
  • синий – недовольны своей работой и вам было скучно.

А я очень довольна тем, что вы у меня такие добрые и неравнодушные дети к чужим проблемам и готовы прийти на помощь, поэтому моё солнышко посылает вам лучики благодарно­сти и радости, а я желаю вам дальнейших успехов.

Оценивание друг друга. Дают жетоны тому, кто им понравился.