Введение нового государственного образовательного стандарта требует модернизации современного образования, его новых ориентиров. Анализ документов, стандартов нового поколения показывает, что в современном образовательном процессе делается акцент на гуманизацию образовательного процесса, создание благоприятных социокультурных условий для формирования личности, развития ее интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских качеств, социальной активности[5]. Отмеченные задачи реализует такой метод инновационной педагогики как дидактическая игра. [3].
Игровая деятельность положительно воспринимается обучающимися. Специфика игры как формы организации образовательного процесса - формирование конкурентной среды, создающей условия для самореализации личности, ее жизненной позиции. Игра как соревновательная деятельность расширяет функции учителя, он выступает выступает как организатор (планирование, разработка стратегии, методического наполнения), ведущий (модератор), арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или иной команды, отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать собственную точку зрения.
Система игротехник включает в себя разные по времени (5,10, 15 минут) и по методическому содержанию игры. Выделяют игры-разминки (интеллектуальный ручеек, где дети придумывают вопросы по определенной теме, обмениваются ими самостоятельно или под контролем учителя), игры-квесты (техники, где индивидуально или командно рещаются задания на разных игровых площадках), интеллектуальные игры («Своя игра», «Сто к одному», «Брейн-ринг», где индивидуально или командно учащиеся запоминают цвета своих ячеек или же модератор задает вопрос, который провоцирует командное обсуждение и ограничивает время), деловые игры, где отрабатываются определенные учебные действия и навыки («семейный бюджет», «фондовый рынок», «предпринимательство», разработанные благотворительным фондом «Вклад в будущее» Сбербанка РФ).
В зависимости от вида игры этапы ее разработки видоизменяются, однако в той или иной мере включают в себя следующие этапы:
- подготовительный (выбор формы игры, отбор заданий, корректировка правил игры, уточнение системы оценивания, подготовка перечня ситуативных вопросов);
- проведение игры (ситуативная корректировка организационного этапа, наблюдение за ходом выполнения заданий, ситуативное реагирование на ход игры);
- подведение итогов игры, самоанализ (что получилось? Почему в процессе игры пришлось корректировать подготовительный этап? Какие задачи не удалось реализовать и почему? Каким образом необходимо скорректировать модель игры?).
Реализация отмеченных этапов позволяет совершенствовать технологию организации интеллектуальных игр, постоянно искать новые методы и формы работы с учащимися, модернизировать правила и сценарии игр, корректировать их в зависимости от ситуации и психоэмоционального состояния обучающихся.
Использование игр-разминок, интеллектуальных индивидуальных и командных игр, игр-квестов показала повышение социальной активности учащихся (победы на олимпиадах, конкурсах), повышение заинтересованности в предмете, высокие показатели независимых диагностик и результаты ЕГЭ. Отмеченные критерии оценки успешности свидетельствует об эффективности использования игровых техник на уроках экономики и финансовой грамотности.