Содержательная вариативность и трансформация форм организации образовательного процесса на примере образовательной программы «На пути к самосовершенствованию»

Разделы: Дополнительное образование


Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем, не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие, прививают основы нравственной культуры: основы этикета, грамотной манере поведения в обществе, учат сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня. Само обучение танцу является, активным творческим процессом. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Им нужно обязательно как-то выражать свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребенок по-своему ищет пути самовыражения: одни рисуют и лепят, других привлекают музыкальные инструменты, третьих красиво двигаться.

Содержательный раздел программы «На пути к самосовершенствованию» включает описание вариативных способов, методов и средств реализации обучения. С учётом образовательных потребностей обучающихся и их интересов. Фундаментом занятий с учащимися является танцевальная деятельность, а также разные формы развития физической и творческой активности детей (хореография, растяжка, силовые комплексы упражнений с предметами, импровизация, акробатика).

Вариативность методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками зависит от:

- возрастных особенностей;

- индивидуальных способностей и физических данных учащихся;

- цели, желаемого результата;

- желания учащихся, их родителей;

- классических требований к подготовке танцора.

Вариации форм непосредственно образовательной деятельности можно представить в зависимости от:  количества воспитанников (индивидуальные, групповые).

Данная программа рассчитана на групповые занятия.

Варианты проведения занятий:

- Ознакомительное занятие;

- Изучение нового материала;

- Повторение и закрепление изученного материала;

- Контрольное занятие;

- Концерт.

Методы обучения на занятиях я использую:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

Трансформация форм урока – (одно из важных направлений) организация работы учащихся в малых группах. Это направление получило название группового способа обучения. При традиционной организации обучения педагог работает со всем составом учеников. Но фронтально организованный процесс имеет ряд недостатков, и прежде всего – невозможность дифференцированного, личностно-ориентированного, индивидуального обучения и воспитания. Невозможно задействовать здесь и силу взаимного обучения. Ведь учатся дети не только у учителя, но и друг у друга.

На своих занятиях я делю группу учащихся - на более сильных и слабых. Каждой группе даётся своя танцевальная постановка, рассчитанная на их возможности (силовые, координационные, танцевальные). Тем самым решаются проблемы:

- участие в танцевальных номерах всех учащихся;

- сохранность контингента коллектива;

- заинтересованность в занятиях;

- наполняемость зрительного зала родителями на концертных программах.

Календарный план в программе, которая существует уже более 15 лет, составляется с учётом: требований времени, анализа работы прошлых лет, появления новых техник танца, новых «ключей» работы с детьми танцорами, анализа работы других педагогов хореографов. Календарный план помогает педагогу работать более целенаправленно, хотя всё равно присутствует корректировка работы педагога с учениками на учебных занятиях, на протяжении учебного года. Многое зависит и от учащихся, когда приходится менять тему и музыку танцевальной постановки в зависимости от эмоционального настроя детей, и их предпочтений.

Работа педагога это постоянный поиск наилучших, более эффективных средств обучения детей в своём творческом направлении. Только двигаясь вперёд педагог интересен детям.