Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем, не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие, прививают основы нравственной культуры: основы этикета, грамотной манере поведения в обществе, учат сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня. Само обучение танцу является, активным творческим процессом. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Им нужно обязательно как-то выражать свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребенок по-своему ищет пути самовыражения: одни рисуют и лепят, других привлекают музыкальные инструменты, третьих красиво двигаться.
Содержательный раздел программы «На пути к самосовершенствованию» включает описание вариативных способов, методов и средств реализации обучения. С учётом образовательных потребностей обучающихся и их интересов. Фундаментом занятий с учащимися является танцевальная деятельность, а также разные формы развития физической и творческой активности детей (хореография, растяжка, силовые комплексы упражнений с предметами, импровизация, акробатика).
Вариативность методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками зависит от:
- возрастных особенностей;
- индивидуальных способностей и физических данных учащихся;
- цели, желаемого результата;
- желания учащихся, их родителей;
- классических требований к подготовке танцора.
Вариации форм непосредственно образовательной деятельности можно представить в зависимости от: количества воспитанников (индивидуальные, групповые).
Данная программа рассчитана на групповые занятия.
Варианты проведения занятий:
- Ознакомительное занятие;
- Изучение нового материала;
- Повторение и закрепление изученного материала;
- Контрольное занятие;
- Концерт.
Методы обучения на занятиях я использую:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Трансформация форм урока – (одно из важных направлений) организация работы учащихся в малых группах. Это направление получило название группового способа обучения. При традиционной организации обучения педагог работает со всем составом учеников. Но фронтально организованный процесс имеет ряд недостатков, и прежде всего – невозможность дифференцированного, личностно-ориентированного, индивидуального обучения и воспитания. Невозможно задействовать здесь и силу взаимного обучения. Ведь учатся дети не только у учителя, но и друг у друга.
На своих занятиях я делю группу учащихся - на более сильных и слабых. Каждой группе даётся своя танцевальная постановка, рассчитанная на их возможности (силовые, координационные, танцевальные). Тем самым решаются проблемы:
- участие в танцевальных номерах всех учащихся;
- сохранность контингента коллектива;
- заинтересованность в занятиях;
- наполняемость зрительного зала родителями на концертных программах.
Календарный план в программе, которая существует уже более 15 лет, составляется с учётом: требований времени, анализа работы прошлых лет, появления новых техник танца, новых «ключей» работы с детьми танцорами, анализа работы других педагогов хореографов. Календарный план помогает педагогу работать более целенаправленно, хотя всё равно присутствует корректировка работы педагога с учениками на учебных занятиях, на протяжении учебного года. Многое зависит и от учащихся, когда приходится менять тему и музыку танцевальной постановки в зависимости от эмоционального настроя детей, и их предпочтений.
Работа педагога это постоянный поиск наилучших, более эффективных средств обучения детей в своём творческом направлении. Только двигаясь вперёд педагог интересен детям.